Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Х

  • Разработки курсов
  • docx
  • 11.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации заднеязычного звука [х] разработано по одной сюжетной линии: "Приключения Хомки-хомяка". Занятие подойдёт для открытых показов в доу и для аттестации учителей-логопедов. К занятию подобран яркий, красочный картинный и стимульный материал.
Иконка файла материала КОНСПЕКТ АВТ. Х.docx

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Х]

«ХОМКА-ХОМЯЧОК»

 

1. Организационный момент

Здравствуй, Аня!  Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость. Послушай загадку и отгадай, кто же это…        

Этот маленький зверек
 Зерна запасает впрок. 
 Щеки набивает так... 
 Это делает …  (Хомяк)

Правильно, это Хомяк (появляется игрушка). А зовут нашего хомяка Хомка.

Хомяк Хомка большой хвастун. Он каждый вечер на холме собирает своих друзей хомячков, чтобы рассказывать удивительные истории, которые с ним происходили.

Вот и сегодня он нам расскажет одну из своих увлекательных историй.

 «Хотите верьте, хотите нет, - начал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь  всю Землю и вылез в Африке.

2. Развитие целенаправленной воздушной струи:

А там такой холод – хуже нашего!

Ох, как холодно зимой!

 Не хочу идти домой!

Нужно ручки мне согреть.

Подышать: «Х-Х-Х!» — И отогреть.

 Только я вылез,  иду себе дальше,  а снег под ногами – хруст, хруст. Ветер дует, снег падает, то медленно, а то быстро.

- Давай подуем на снежинки, покажем, как снег падает.

3. Автоматизация в слогах:

Смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: «Хрю – хрю! Хрю – хрю!». Разозлился я, схватил его за хобот, хорошенько стал крутить его.

А он как захохотал – Ха-хо-ху-ха              Ху-хо-ха-ху           Хо-ху-ха-хо

Тогда я забросил слона на самую верхушку дерева,

а он заахал: Ах-Ах-Ах;

и заухал: ух-ух-ух;

 и заохал: Ох-ох-ох.

4. Акустико-артикуляционная характеристика звука; развитие фонематического анализа:

Стало мне его жалко, я его решил снять с древа, но прежде попросил ответить, что в начале моей истории является выдумкой?

- Помоги слону, давай вспомним,  начало истории:

 Что Хомка прорыл сквозь всю землю? (Ход). А мог он это сделать? (нет).

А в Африке было жарко? (Нет, холодно). А такое бывает? (Нет).

А Слон какие звуки произносил? (Хрю-хрю, он хрюкал). А такое возможно? (Нет). А какой звук слышится в начале этих слов? (Звук [х]).

Расскажи, какой это звук? (согласный, глухой, твёрдый).

Что делает язык, губы, при произнесении этого звука? (Губы приоткрыты, язык упирается в нижние зубки, он выгнут горкой).

Хомяку понравились твои ответы, он сжалился над слоном и спустил его с дерева, а сам пустился дальше в путь.

5. Развитие мелкой моторики рук; автоматизация в словах:

И вдруг видит, ползёт к нему навстречу гусеница, она была такая длинная, что перегородила ему дорогу. Хомка и говорит: «Гусеничка, пропусти меня». А гусеничка отвечает: «Пропущу, только если мои узелки развяжешь и картинки назовёшь правильно».

- Давай поможем Хомке. (Называет слово и развязывает узелок: халва, сахар, хурма, горох, халат, орех, хлеб). Подумай, какое слово здесь может быть лишним и почему? (Халат – это предмет одежды, остальное продукты питания).

Вот гусеничка и рассыпалась, а Хомка побежал по дорожке дальше.

6. Формирование фонематического восприятия; автоматизация в словах:

Бежал-бежал и увидел перед собой высоооокий….что? (Холм). А на холме три… чего? (хатки). А вокруг хаток собрались звери и спорят. Подбежал Хома и спросил: «О чём это вы тут спор затеяли?» - «А мы не можем решить, кому в каком домике жить, помоги нам, рассуди».

- Давай поможем Хомке. Зверей со звуком [х] в начале слова посади в первый домик, со звуком [х] в середине слова – во второй домик, а со звуком [х] в конце – в третий (Петух, хорёк, муха, черепаха, хамелеон).

7. Физминутка: развитие общей моторики; координации движений

Помог Хомка своим новым друзьям. А чтобы развеять их хмурое настроение, Хомка решил поиграть с ними. Давай и мы присоединимся к ним.

Хомка – хомка, хомячок,               

 Полосатенький бочок

Хомка раненько встаёт                  
Щёчки моёт, шейку трёт
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать. (движения по тексту)

8. Автоматизация в предложениях, чистоговорках; развитие внимания, мышления:

Хмурое настроение улетучилось и всем захотелось перекусить. Хозяйственный петух начал накрывать на кухне стол, да вот беда тарелки все разные. Помоги найти петуху одинаковые тарелки.

 Мохнатый хорёк принёс хлеб.

Черепаха достала варенье из орехов.

- Если варенье из орехов, значит оно какое? (ореховое).

Хамелеон приготовил салат из мухоморов.

А муха решила сварить уху.

Помогай ей: Ху-ху-ху – варит муха уху

                      Ха - ха – ха – вкусная уха!

                      Ху – ху – ху – мы едим уху.

                     Ха-ха-ха -хороша была уха!

Как думаешь, какое угощенье есть нельзя? (Салат из мухоморов, потому что мухоморы – несъедобные грибы). 

9. Автоматизация в фразовой речи; закрепление графического изображения буквы Х:

Но вот на улице стемнело. Спохватился Хомка, засобирался домой: «Что-то я у Вас засиделся, пора в обратный путь».

Новые друзья Хомки решили отблагодарить его за помощь и подарили ему всяческие подарки.

- Расскажи, что подарили звери хомячку?

Петух подарил хомяку Хомке сахар.

Хорёк подарил хомяку Хомке халву.

Хамелеон подарил хомяку Хомке хлопушку.

Черепаха подарила хомяку Хомке халат.

А  Муха подарила необычный подарок – ходули.

Посмотри внимательно на ходули, какую букву они тебе напоминают? (Букву Х)

Захомячил хомячок
Зерна в щеки-рюкзачок,
И до хатки поспешил,
Чтоб никто не рассмешил.
Пощекочем хомяка,
Пусть покажет  букву… (Х)

10. Итог занятия

Хомка тоже поблагодарил друзей за вкусный обед и тебя за поддержку и помощь, и решил подарить всем подарки – хурму. Кушайте на здоровье!!!

 


 

Посмотрите также