КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Х]
«ХОМКА-ХОМЯЧОК»
1. Организационный момент
Здравствуй, Аня! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость. Послушай загадку и отгадай, кто же это…
Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так...
Это делает … (Хомяк)
Правильно, это Хомяк (появляется игрушка). А зовут нашего хомяка Хомка.
Хомяк Хомка большой хвастун. Он каждый вечер на холме собирает своих друзей хомячков, чтобы рассказывать удивительные истории, которые с ним происходили.
Вот и сегодня он нам расскажет одну из своих увлекательных историй.
«Хотите верьте, хотите нет, - начал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке.
2. Развитие целенаправленной воздушной струи:
А там такой холод – хуже нашего!
Ох, как холодно зимой!
Не хочу идти домой!
Нужно ручки мне согреть.
Подышать: «Х-Х-Х!» — И отогреть.
Только я вылез, иду себе дальше, а снег под ногами – хруст, хруст. Ветер дует, снег падает, то медленно, а то быстро.
- Давай подуем на снежинки, покажем, как снег падает.
3. Автоматизация в слогах:
Смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: «Хрю – хрю! Хрю – хрю!». Разозлился я, схватил его за хобот, хорошенько стал крутить его.
А он как захохотал – Ха-хо-ху-ха Ху-хо-ха-ху Хо-ху-ха-хо
Тогда я забросил слона на самую верхушку дерева,
а он заахал: Ах-Ах-Ах;
и заухал: ух-ух-ух;
и заохал: Ох-ох-ох.
4. Акустико-артикуляционная характеристика звука; развитие фонематического анализа:
Стало мне его жалко, я его решил снять с древа, но прежде попросил ответить, что в начале моей истории является выдумкой?
- Помоги слону, давай вспомним, начало истории:
Что Хомка прорыл сквозь всю землю? (Ход). А мог он это сделать? (нет).
А в Африке было жарко? (Нет, холодно). А такое бывает? (Нет).
А Слон какие звуки произносил? (Хрю-хрю, он хрюкал). А такое возможно? (Нет). А какой звук слышится в начале этих слов? (Звук [х]).
Расскажи, какой это звук? (согласный, глухой, твёрдый).
Что делает язык, губы, при произнесении этого звука? (Губы приоткрыты, язык упирается в нижние зубки, он выгнут горкой).
Хомяку понравились твои ответы, он сжалился над слоном и спустил его с дерева, а сам пустился дальше в путь.
5. Развитие мелкой моторики рук; автоматизация в словах:
И вдруг видит, ползёт к нему навстречу гусеница, она была такая длинная, что перегородила ему дорогу. Хомка и говорит: «Гусеничка, пропусти меня». А гусеничка отвечает: «Пропущу, только если мои узелки развяжешь и картинки назовёшь правильно».
- Давай поможем Хомке. (Называет слово и развязывает узелок: халва, сахар, хурма, горох, халат, орех, хлеб). Подумай, какое слово здесь может быть лишним и почему? (Халат – это предмет одежды, остальное продукты питания).
Вот гусеничка и рассыпалась, а Хомка побежал по дорожке дальше.
6. Формирование фонематического восприятия; автоматизация в словах:
Бежал-бежал и увидел перед собой высоооокий….что? (Холм). А на холме три… чего? (хатки). А вокруг хаток собрались звери и спорят. Подбежал Хома и спросил: «О чём это вы тут спор затеяли?» - «А мы не можем решить, кому в каком домике жить, помоги нам, рассуди».
- Давай поможем Хомке. Зверей со звуком [х] в начале слова посади в первый домик, со звуком [х] в середине слова – во второй домик, а со звуком [х] в конце – в третий (Петух, хорёк, муха, черепаха, хамелеон).
7. Физминутка: развитие общей моторики; координации движений
Помог Хомка своим новым друзьям. А чтобы развеять их хмурое настроение, Хомка решил поиграть с ними. Давай и мы присоединимся к ним.
Хомка – хомка, хомячок,
Полосатенький бочок
Хомка раненько
встаёт
Щёчки моёт, шейку трёт
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. (движения по тексту)
8. Автоматизация в предложениях, чистоговорках; развитие внимания, мышления:
Хмурое настроение улетучилось и всем захотелось перекусить. Хозяйственный петух начал накрывать на кухне стол, да вот беда тарелки все разные. Помоги найти петуху одинаковые тарелки.
Мохнатый хорёк принёс хлеб.
Черепаха достала варенье из орехов.
- Если варенье из орехов, значит оно какое? (ореховое).
Хамелеон приготовил салат из мухоморов.
А муха решила сварить уху.
Помогай ей: Ху-ху-ху – варит муха уху
Ха - ха – ха – вкусная уха!
Ху – ху – ху – мы едим уху.
Ха-ха-ха -хороша была уха!
Как думаешь, какое угощенье есть нельзя? (Салат из мухоморов, потому что мухоморы – несъедобные грибы).
9. Автоматизация в фразовой речи; закрепление графического изображения буквы Х:
Но вот на улице стемнело. Спохватился Хомка, засобирался домой: «Что-то я у Вас засиделся, пора в обратный путь».
Новые друзья Хомки решили отблагодарить его за помощь и подарили ему всяческие подарки.
- Расскажи, что подарили звери хомячку?
Петух подарил хомяку Хомке сахар.
Хорёк подарил хомяку Хомке халву.
Хамелеон подарил хомяку Хомке хлопушку.
Черепаха подарила хомяку Хомке халат.
А Муха подарила необычный подарок – ходули.
Посмотри внимательно на ходули, какую букву они тебе напоминают? (Букву Х)
Захомячил хомячок
Зерна в щеки-рюкзачок,
И до хатки поспешил,
Чтоб никто не рассмешил.
Пощекочем хомяка,
Пусть покажет букву… (Х)
10. Итог занятия
Хомка тоже поблагодарил друзей за вкусный обед и тебя за поддержку и помощь, и решил подарить всем подарки – хурму. Кушайте на здоровье!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.