Характеристика ребёнка:
Девочка, 7 лет, с нормальным интеллектом.
Открытая ринолалия, врождённая левосторонняя сквозная расщелина. Хейлопластика сделана в возрасте 6 месяцев; уранопластику провели в возрасте до одного года.С пятилетнего возраста носит обтуратор, который многократно менялся.
Логопедические занятия проводились систематически.
В течение трёх лет занималась с логопедом работали над формированием диафрагмально-рёберного типа дыхания, выполняли артикуляционную гимнастику, получала логопедический массаж, изучила артикуляционные уклады звуков. Гласные звуки поставлены все, без носового оттенка в речи.
Логопед применяла гимнастику языка и при вызывании звуков пользовалась закрытием (зажатием) носовых ходов . Шипящих и свистящих звуков нет. Дефектны звуки: п, б, м, т, д, н, к, г, х.
Цель: автоматизация звука [М] .
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Учить правильно произносить звук [М] в слогах, словах, предложениях,
Учить говорить правильно, без носового оттенка,
Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, согласовывая окончания,
Закреплять умения образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными;
Закреплять умение определять место звука в слове,
Обогащать и расширять словарный запас,
Развивать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух,
Развивать просодические компоненты речи,
Развивать подвижность артикуляционного аппарата,
Развивать ВПФ: памяти, мышления, восприятия,
Развиать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Коррекционно-воспитательные:
Закреплять умение контролировать диафрагмально-рёберное дыхание;
Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий,
Воспитывать положительное отношение к герою занятия и к самому занятию.
Предварительная работа:
На логоритмических занятиях музыкальный работник подобрала правильный певческий диапазон, соответствующий возрасту ребёнка от 7 до 10 лет
по Н.Ф. Лебедевой.
Гласные звуки поставлены, без носового оттенка в речи.
Оборудование:
кукла Мая, разрезная картинка Мая,
методические картинки по теме занятия,
зеркало,
музыкальный инструмент –металлофон.
2. САМОМАССАЖ ЛБА, ЩЁК, ГУБ
Логопед. Давай покажем Мае как ты умеешь делать массаж.
УПРАЖНЕНИЯ | ЛОБ | ЩЁКИ | ГУБЫ |
Поглаживание | Мы массаж решили сделать | Погладим щѐки мы руками - Не забудем посчитать. | Погладим мы с тобою губы, |
3. УПРАЖНЕНИЯ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫШЦ МЯГКОГО НЁБА, БОКОВЫХ И ЗАДНЕЙ СТЕНОК ГЛОТКИ:
Эти упражнения следует контролировать как зрительно (перед зеркалом), так и кинестетически – ощупыванием напряженности небной занавески, вызывается глоточный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо.
1 Упражнение «Ёлочка»
Логопед. Сейчас тебе на нёбе нарисуем елочку. Рисовать я буду пальцами. Вот это ее вершина. (Место за передними зубами.) Это корень нашей елочки. (Мягкое нёбо и свисающий язычок.) Теперь нарисуем на нёбушке ствол елочки. (Палец движется от передних верхних резцов к свисающему язычку мягкого нёба, нажимая на ткани рубца.) А теперь я буду рисовать веточки у елочки. (Палец достаточно сильно, сдвигая ткани по направлению к глотке, надавливает от воображаемого «ствола елочки» к зубам.)
Упражнение
Ребенок произносит звук [а], педагог пальцем двигается за нёбом вверх, просит поднять его еще выше. Логопед: «Пусть нёбушко убегает от моего пальчика». Логопед поднимает пальцем выше мягкое нёбо, следуя за его естественным движением при произнесении звуков [а], [э]. Так делается несколько раз до возникновения рвотного рефлекса. Так же работают со звуком [э]. В конце упражнения логопед благодарит ребенка, хвалит его.
3. Упражнение:
Логопед: Стала Мая зевать Скоро Мае отдыхать:
Выдох-пффф-- пауза; возврат дыхания—пффф—пауза; возврат дыхания (губы сомкнуты, челюсти размыкаются – форма зевка)—выдох-пффф—пауза; возврат дыхания + форма “зевка”--выдох-пффф—пауза; возврат дыхания—расслабление брюшного пресса.
4. Упражнение:
Логопед: Посмотри какая наша Мая грустная. Может у неё горлышко болит? Покажем Мае как нужно показывать горлышко врачу:
Позевывание – широко открывая рот: сначала сильно втягивая воздух, в последующих упражнениях без заметного вдоха.
Глотание – заглатывание крупными порциями, сначала давать кашу, затем спустя 1–2 недели густую вязкую жидкость (кисель), затем глотание жидкости (воды) маленькими порциями.
Откашливание– широко открывать рот, напрягая мышцы плечевого пояса и шеи и всего дна ротовой полости с силой сжимая кулаки. Учить откашливаться с высунутым языком, если язык уходит, то его задерживать пальцами.
Полоскание горла с запрокинутой головой.
Давление кончиком языка на левую (правую) щеки. (как кашляют).
5. ИГРА «ЛЕТИ, БАБОЧКА»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активация губных мышц.
Логопед. Смотри, какие красивые у нас на поляне бабочки!
Посмотрим, как они летают. Сначала педагог дует на бабочек.
- Смотри, как красиво полетели бабочки! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
5. МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Логопед: Посмотри-ка, Мае понравились наши упражнения и она широко улыбается. Давай и мы улыбнёмся ей в ответ широко-широко. А сейчас, попробуй сделать такое лицо, как у Маи, попробовавшей кислый лимон. Давай и мы сморщим лицо. А на этой картинке Мая сердится. Давай и мы рассердимся как Мая. А теперь удивимся как Мая, что же здесь происходит?
6. ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ
ГУБНОГО ЗВУКА [М] ДЛЯ ЛОГОПЕДА
Образуется путём смыкания верхних и нижних губ с последующим резким размыканием.
Кончик языка находится на дне ротовой полости.
Язык сдвинут назад.
Задняя часть спинки языка приподнята к мягкому нёбу.
Мягкое нёбо опущено и часть воздуха проходит через нос ([М] – носовой звук).
7. АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЗВУКА [М]
Логопед: Наша Мая забыла, как нужно произносить звук [М] .
Давай покажем ей что делаю губы, зубы, язык и рот при произношении звука[М] .
Корова мычит «ммм-ммм»
Посмотри и скажи,
что делают губы, зубы, язык, при произношении звука[М]
Рот закрыт
Губы в улыбке, смыкаются и размыкаются
Зубы на маленьком расстоянии
Язык внизу за зубами
Горлышко гудит
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Логопед. Покажем Мае упражнения для губ, щёк, языка.
1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание,
2. Для губ и щек: удерживать во рту вязкую жидкость (кисель), выполнять сосательные движения, имитировать полоскание зубов.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
(выполняем перед зеркалом)
Упражнения «Улыбка» и «Трубочка», «Окошко».
Логопед. Чтобы с Маей поиграть, нужно губы и язычок размять!
ДВЕРИ–ГУБЫ –ГИБКИЕ!
МОГУТ СТАТЬ УЛЫБКОЮ.
МОГУТ В ТРУБОЧКУ СОБРАТЬСЯ.
ПОСЛЕ – СНОВА УЛЫБАТЬСЯ!
10. Фонетическая зарядка «Как мычит корова?
Голосовое упражнение и упражнение на интонационную выразительность речи. Логопед: Давай сыграем с тобой в игру «Корова и телёнок».
Если я говорю «корова», то ты «мычишь» низким голосом, если я говорю «телёнок», то высоким. Если я говорю «телёнок», то ты «мычишь» тихо, если я говорю «корова», то громко.
МУ МУ
МУ
АВТОМАТИЗАЦИЯ В СЛОГАХ
Проговаривание прямых и обратных слогов
Логопед: Помоги Мае прочитать, что написано на карточке.
МА - МО | МА - МО - МУ | АМ - ОМ -УМ - ЫМ |
МО - МА | МУ - МЫ - МА | УМ - ОМ - АМ - ЫМ |
МУ - МЫ | МО - МА - МУ | ЫМ - ОМ - АМ - УМ |
МЫ - МУ | МУ - МА - МЫ | ОМ - УМ - ЫМ - АМ |
МОЛОДЕЦ!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «КОРОВУШКА»
Логопед читает стихотворение, ребёнок произносит только слоги и выполняет движения в соответствии с текстом стихотворения.
КОРОВУШКА, КОРОВУШКА, МУ-МУ-МУ(Ребёнок качает головой и произносит «МУ-МУ-МУ»)
РОГАТАЯ ГОЛОВУШКА. МУ-МУ-МУ(Ребёнок показывает указательными пальчиками рожки на голове и произносит «МУ-МУ-МУ»)
МАЛЫХ ДЕТОК НЕ БОДАЙ, МУ-МУ-МУ(Ребёнок грозит пальчиком и произносит «МУ-МУ-МУ»)
МОЛОКА ИМ ЛУЧШЕ ДАЙ! АМ-АМ-АМ(Ребёнок складываем ладошки вместе, в «мисочку» и произносит «АМ-АМ-АМ»)
МУ МУ
МУ
Логопед: А сейчас мы пропоём Мае чистоговорку. Я буду играть на металлофоне и петь медленно и тихо, а затем чуть громче и быстро, а ты продолжишь и пропоёшь слоги МА, МУ, МО, МЫ. Затем логопед предлагает самостоятельно сыграть ребёнку на металлофоне и пропеть чистоговорку.
Чистоговорка
Дома я сама- МА-МА-МА
Молоко кому- МУ-МУ-МУ?
Едим эскимо- МО-МО-МО.
Прочитали мы-МЫ-МЫ-МЫ.
МОЛОДЕЦ!
Игра «Чего не стало?». Автоматизация звука [М] в словах
- Мая предлагают поиграть в прятки. Ребёнку предлагается посмотреть и запомнить картинки, затем закрывают глаза. Логопед убирает картинку. Ребёнок открывает глаза и называют чего (кого) не стало.
Картинки: маки, мама, мыло, умка, моль, ком
МОЛОДЕЦ!
Д/И «МНОГО- МАЛО?»
Логопед называет существительное в единственном числе и задаёт вопрос «сколько, мало или много ?».
Ребёнок говорит «мало» и называет существительное, отвечает « много» и называет множественное число. Например: Логопед называет малина; спрашивает много или мало малины? Ответ ребёнка мало малины - много малины, и т.д.
-А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты – мало».
МОЛОДЕЦ!
1Дидактическая игра «Кокой, какая, какое?»Ход игры: в центре - картинки с изображением предмета, отдельно – картики- символы качеств. Логопед задает вопрос ребёнку, например пирог «какой ?» Ребёнок ответчает на вопрос, подбирая символы качеств, например, манный, маковый и т.д.). Материал для игры:.
МАЛИНОВЫЙ
МАСЛЕННЫЙ
ЛОГОПЕД: ПИРОГ КАКОЙ?
МАННЫЙ
МАКОВЫЙ
ЛИМОННЫЙ
МОЛОДЕЦ!
13. Игра «Найди место звука в слове»
Логопед: Мане интересно узнать где находятся звук [М] в словах
(в начале, в середине, в конце). Логопед показывает картинку, ребёнок называют изображённый на ней предмет и указывают место звука в слове, закрывая синим квадратом.
МОЛОДЕЦ!
ИтогЛогопед: Наше занятие подошло к концу. Кто сегодня приходил на занятие?Давай, вспомним, какой звук мы учили правильно произносить в слогах, словах и предложениях? Какой это звук?Запомните и расскажите дома чистоговорку, которые мы с тобой пропевали, изменяя голос.
Домашнее задание:1.Ребёнку предлагается дома :назови и раскрась слова со звуком [М] 2. Выучить дома чистоговорку, которую мы с тобой пропевали, изменяя голос. ЧИСТОГОВОРКАДома я сама- МА-МА-МАМолоко кому- МУ-МУ-МУ?Едим эскимо- МО-МО-МО.Прочитали мы-МЫ-МЫ-МЫ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.