Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции ринолалии
Оценка 4.7

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции ринолалии

Оценка 4.7
ppt
29.12.2021
Индивидуальное логопедическое  занятиепо коррекции ринолалии
Ринолалия. Автоматизация звука М.ppt

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ РИНОЛАЛИИ ФФНР Тема: «Автоматизация звука [М] в слогах, словах и предложениях» возраст: 7 лет Выполнила: учитель-логопед Бабич Наталья Михайловна

Характеристика ребёнка: Девочка, 7 лет, с нормальным интеллектом

Характеристика ребёнка: Девочка, 7 лет, с нормальным интеллектом

Характеристика ребёнка:

Девочка, 7 лет, с нормальным интеллектом.
Открытая ринолалия, врождённая левосторонняя сквозная расщелина. Хейлопластика сделана в возрасте 6 месяцев; уранопластику провели в возрасте до одного года.С пятилетнего возраста носит обтуратор, который многократно менялся.
Логопедические занятия проводились систематически.
В течение трёх лет занималась с логопедом работали над формированием диафрагмально-рёберного типа дыхания, выполняли артикуляционную гимнастику, получала логопедический массаж, изучила артикуляционные уклады звуков. Гласные звуки поставлены все, без носового оттенка в речи.
Логопед применяла гимнастику языка и при вызывании звуков пользовалась закрытием (зажатием) носовых ходов . Шипящих и свистящих звуков нет. Дефектны звуки: п, б, м, т, д, н, к, г, х.

Цель: автоматизация звука [М]

Цель: автоматизация звука [М]

Цель: автоматизация звука [М] .
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Учить правильно произносить звук [М] в слогах, словах, предложениях,
Учить говорить правильно, без носового оттенка,
Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, согласовывая окончания,
Закреплять умения образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными;
Закреплять умение определять место звука в слове,
Обогащать и расширять словарный запас,
Развивать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух,
Развивать просодические компоненты речи,
Развивать подвижность артикуляционного аппарата,
Развивать ВПФ: памяти, мышления, восприятия,
Развиать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Коррекционно-воспитательные:
Закреплять умение контролировать диафрагмально-рёберное дыхание;
Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий,
Воспитывать положительное отношение к герою занятия и к самому занятию.

Предварительная работа: На логоритмических занятиях музыкальный работник подобрала правильный певческий диапазон, соответствующий возрасту ребёнка от 7 до 10 лет по

Предварительная работа: На логоритмических занятиях музыкальный работник подобрала правильный певческий диапазон, соответствующий возрасту ребёнка от 7 до 10 лет по

Предварительная работа:
На логоритмических занятиях музыкальный работник подобрала правильный певческий диапазон, соответствующий возрасту ребёнка от 7 до 10 лет
по Н.Ф. Лебедевой.
Гласные звуки поставлены, без носового оттенка в речи.

Оборудование:
кукла Мая, разрезная картинка Мая,
методические картинки по теме занятия,
зеркало,
музыкальный инструмент –металлофон.

Организационный момент Логопед :

Организационный момент Логопед :

Организационный момент
Логопед: Сегодня у нас с тобой на занятии гость, это кукла Мая!
Посмотри, какая она грустная!
Давай поиграем с Маей и развеселим её.

САМОМАССАЖ ЛБА, ЩЁК, ГУБ Логопед

САМОМАССАЖ ЛБА, ЩЁК, ГУБ Логопед

2. САМОМАССАЖ ЛБА, ЩЁК, ГУБ
Логопед. Давай покажем Мае как ты умеешь делать массаж.

УПРАЖНЕНИЯ

ЛОБ

ЩЁКИ

ГУБЫ

Поглаживание




Растирание






Разминание





Постукивание




Поглаживание

Мы массаж решили сделать
Посчитаем до пяти.
-Раз, два, три, четыре, пять - Гладим лобик мы опять.

Растираем лоб мы свой - Выполняем и движения считаем. -Раз, два, три, четыре, пять - Растираем лоб опять.

Разомнѐм мы лобик свой - Разомнѐм его рукой.
Не забудь ты посчитать
- Раз, два, три, четыре, пять. Разминаем лоб опять.

Мы тихонько постучим - Пальцами по лбу.
Раз, два, три, четыре, пять - Постучим ими опять.

Лоб погладим мы руками - Обязательно двумя.
Раз, два, три, четыре, пять.
Лоб погладим мы опять.

Погладим щѐки мы руками - Не забудем посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять - Щеки нужно согревать.

Щѐки будем растирать –
Не забудем посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять - Щѐки нужно согревать.

Разминаем с вами щѐки –
И считаем до пяти.
Раз, два, три, четыре, пять - Щѐки будем разминать.

Постучим по щѐкам мы
- Весело и дружно.
Раз, два, три, четыре, пять
- Постучим по ним опять.


Будем гладить щѐки наши, Обязательно под счѐт.
Раз, два, три, четыре, пять - Гладим щѐки мы опять.

Погладим мы с тобою губы,
Верхнюю и нижнюю.
Раз, два, три, четыре, пять
- Гладим губы мы опять.

Растираем губки мы
- И считаем до пяти.
Раз, два, три, четыре, пять
Губки нужно растирать.

Разминаем губы наши
- Выполняем всѐ под счѐт.
Раз, два, три, четыре, пять
Губы будем разминать.

Постучим по губкам мы,
Весело и дружно –
Сосчитаем до пяти.
Раз, два, три, четыре, пять –
По губкам будем мы стучать

Погладим мы с тобою губы,
Посчитаем до пяти.
Раз, два, три, четыре, пять
- Будем гладить их опять.

УПРАЖНЕНИЯ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫШЦ

УПРАЖНЕНИЯ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫШЦ

3. УПРАЖНЕНИЯ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫШЦ МЯГКОГО НЁБА, БОКОВЫХ И ЗАДНЕЙ СТЕНОК ГЛОТКИ:
Эти упражнения следует контролировать как зрительно (перед зеркалом), так и кинестетически – ощупыванием напряженности небной занавески, вызывается глоточный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо.

1 Упражнение «Ёлочка»
Логопед. Сейчас тебе на нёбе нарисуем елочку. Рисовать я буду пальцами. Вот это ее вершина. (Место за передними зубами.) Это корень нашей елочки. (Мягкое нёбо и свисающий язычок.) Теперь нарисуем на нёбушке ствол елочки. (Палец движется от передних верхних резцов к свисающему язычку мягкого нёба, нажимая на ткани рубца.) А теперь я буду рисовать веточки у елочки. (Палец достаточно сильно, сдвигая ткани по направлению к глотке, надавливает от воображаемого «ствола елочки» к зубам.)
Упражнение
Ребенок произносит звук [а], педагог пальцем двигается за нёбом вверх, просит поднять его еще выше. Логопед: «Пусть нёбушко убегает от моего пальчика». Логопед поднимает пальцем выше мягкое нёбо, следуя за его естественным движением при произнесении звуков [а], [э]. Так делается несколько раз до возникновения рвотного рефлекса. Так же работают со звуком [э]. В конце упражнения логопед благодарит ребенка, хвалит его.

Упражнение: Логопед: Стала Мая зевать

Упражнение: Логопед: Стала Мая зевать

3. Упражнение:
Логопед: Стала Мая зевать Скоро Мае отдыхать:
Выдох-пффф-- пауза; возврат дыхания—пффф—пауза; возврат дыхания (губы сомкнуты, челюсти размыкаются – форма зевка)—выдох-пффф—пауза; возврат дыхания + форма “зевка”--выдох-пффф—пауза; возврат дыхания—расслабление брюшного пресса.
4. Упражнение:
Логопед: Посмотри какая наша Мая грустная. Может у неё горлышко болит? Покажем Мае как нужно показывать горлышко врачу:
Позевывание – широко открывая рот: сначала сильно втягивая воздух, в последующих упражнениях без заметного вдоха.
Глотание – заглатывание крупными порциями, сначала давать кашу, затем спустя 1–2 недели густую вязкую жидкость (кисель), затем глотание жидкости (воды) маленькими порциями.  
Откашливание– широко открывать рот, напрягая мышцы плечевого пояса и шеи и всего дна ротовой полости с силой сжимая кулаки. Учить откашливаться с высунутым языком, если язык уходит, то его задерживать пальцами. 
Полоскание горла с запрокинутой головой. 
Давление кончиком языка на левую (правую) щеки. (как кашляют).

Логопед : Давай покажем Мае, как правильно ты умеешь дышать

Логопед : Давай покажем Мае, как правильно ты умеешь дышать

4. Логопед: Давай покажем Мае, как правильно ты умеешь дышать.
Представь, что ты с Маей находишься на цветочной поляне.
Подышите, как я.







На цветочную поляну вместе с Маей,
Мы пойдем погулять, и воздухом дышать!

ИГРА «ЛЕТИ, БАБОЧКА» Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активация губных мышц

ИГРА «ЛЕТИ, БАБОЧКА» Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активация губных мышц

5. ИГРА «ЛЕТИ, БАБОЧКА»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активация губных мышц.
Логопед. Смотри, какие красивые у нас на поляне бабочки!
Посмотрим, как они летают. Сначала педагог дует на бабочек.
- Смотри, как красиво полетели бабочки! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА Логопед:

МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА Логопед:

5. МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Логопед: Посмотри-ка, Мае понравились наши упражнения и она широко улыбается. Давай и мы улыбнёмся ей в ответ широко-широко. А сейчас, попробуй сделать такое лицо, как у Маи, попробовавшей кислый лимон. Давай и мы сморщим лицо. А на этой картинке Мая сердится. Давай и мы рассердимся как Мая. А теперь удивимся как Мая, что же здесь происходит?

Логопед предлагает ребенку сложить

Логопед предлагает ребенку сложить

Логопед предлагает ребенку сложить.
- Помоги Мае сложить разрезную картинку.
- Посмотри, какая Маня стала весёлая! Сегодня вместе с Маей на занятии научимся правильно произносить звук [М] слогах, словах и предложениях.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ГУБНОГО

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ГУБНОГО

6. ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ
ГУБНОГО ЗВУКА [М] ДЛЯ ЛОГОПЕДА

Образуется путём смыкания верхних и нижних губ с последующим резким размыканием.
Кончик языка находится на дне ротовой полости.
Язык сдвинут назад.
Задняя часть спинки языка приподнята к мягкому нёбу. 
Мягкое нёбо опущено и часть воздуха проходит через нос ([М]  – носовой  звук). 

АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ОБРАЗ

АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ОБРАЗ

7. АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЗВУКА [М]
Логопед: Наша Мая забыла, как нужно произносить звук [М] .
Давай покажем ей что делаю губы, зубы, язык и рот при произношении звука[М] .

Корова мычит «ммм-ммм»

Посмотри и скажи,
что делают губы, зубы, язык, при произношении звука[М]
Рот закрыт
Губы в улыбке, смыкаются и размыкаются
Зубы на маленьком расстоянии
Язык внизу за зубами
Горлышко гудит

Характеристика звука [М]

Характеристика звука [М]

8.Характеристика звука [М]

Логопед: Расскажи Мае про звук [М]. Какой он?

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Логопед

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Логопед

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Логопед. Покажем Мае упражнения для губ, щёк, языка.
1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание,
2. Для губ и щек: удерживать во рту вязкую жидкость (кисель), выполнять сосательные движения, имитировать полоскание зубов.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (выполняем перед зеркалом)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (выполняем перед зеркалом)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
(выполняем перед зеркалом)
Упражнения «Улыбка» и «Трубочка», «Окошко».
Логопед. Чтобы с Маей поиграть, нужно губы и язычок размять!



ДВЕРИ–ГУБЫ –ГИБКИЕ!
МОГУТ СТАТЬ УЛЫБКОЮ.
МОГУТ В ТРУБОЧКУ СОБРАТЬСЯ.
ПОСЛЕ – СНОВА УЛЫБАТЬСЯ!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Упражнение «Лопата» (внизу рта)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Упражнение «Лопата» (внизу рта)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА






Упражнение «Лопата»
(внизу рта)


Упражнение «Почистим зубки»
(Чистим только нижние зубы)

ЧИЩУ ЗУБКИ ЧАСТО,ЧАСТО
И С НАРУЖИ И ВНУТРИ.
Я ХОЧУ ЧТОБЫ ВСЕГДА
БЫЛИ БЕЛЫМИ ОНИ.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Упражнение «Качели»

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Упражнение «Качели»

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнение «Качели»
НА КАЧЕЛЯХ ОКАЗАЛСЯ,
ВВЕРХ ВЗЛЕТАЛ И ВНИЗ СПУСКАЛСЯ!



Упражнение «Парус»




Фонетическая зарядка «Как мычит корова?

Фонетическая зарядка «Как мычит корова?

10. Фонетическая зарядка «Как мычит корова?
Голосовое упражнение и упражнение на интонационную выразительность речи. Логопед: Давай сыграем с тобой в игру «Корова и телёнок».
Если я говорю «корова», то ты «мычишь» низким голосом, если я говорю «телёнок», то высоким. Если я говорю «телёнок», то ты «мычишь» тихо, если я говорю «корова», то громко.

МУ МУ
МУ

А 11. АВТОМАТИЗАЦИЯ В СЛОГАХ Проговаривание прямых и обратных слогов

А 11. АВТОМАТИЗАЦИЯ В СЛОГАХ Проговаривание прямых и обратных слогов

м

А

11. АВТОМАТИЗАЦИЯ В СЛОГАХ
Проговаривание прямых и обратных слогов
Логопед: Помоги Мае прочитать, что написано на картинке.

МА-МА.. МА-МА-МА.

М О МО-МО… МО-МО-МО

М О МО-МО… МО-МО-МО


М

О

МО-МО… МО-МО-МО

М Ы МЫ-МЫ… МЫ-МЫ-МЫ

М Ы МЫ-МЫ… МЫ-МЫ-МЫ

М

Ы

МЫ-МЫ… МЫ-МЫ-МЫ

М У МУ-МУ… МУ-МУ-МУ

М У МУ-МУ… МУ-МУ-МУ

М

У

МУ-МУ… МУ-МУ-МУ

АВТОМАТИЗАЦИЯ В СЛОГАХ Проговаривание прямых и обратных слогов

АВТОМАТИЗАЦИЯ В СЛОГАХ Проговаривание прямых и обратных слогов

АВТОМАТИЗАЦИЯ В СЛОГАХ
Проговаривание прямых и обратных слогов
Логопед: Помоги Мае прочитать, что написано на карточке.

МА - МО

МА - МО - МУ

АМ - ОМ -УМ - ЫМ

МО - МА

МУ - МЫ - МА

УМ - ОМ - АМ - ЫМ

МУ - МЫ

МО - МА - МУ

ЫМ - ОМ - АМ - УМ

МЫ - МУ

МУ - МА - МЫ

ОМ - УМ - ЫМ - АМ

МОЛОДЕЦ!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «КОРОВУШКА» Логопед читает стихотворение, ребёнок произносит только слоги и выполняет движения в соответствии с текстом стихотворения

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «КОРОВУШКА» Логопед читает стихотворение, ребёнок произносит только слоги и выполняет движения в соответствии с текстом стихотворения

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «КОРОВУШКА»
Логопед читает стихотворение, ребёнок произносит только слоги и выполняет движения в соответствии с текстом стихотворения.
КОРОВУШКА, КОРОВУШКА, МУ-МУ-МУ (Ребёнок качает головой и произносит «МУ-МУ-МУ»)
РОГАТАЯ ГОЛОВУШКА. МУ-МУ-МУ (Ребёнок показывает указательными пальчиками рожки на голове и произносит «МУ-МУ-МУ»)
МАЛЫХ ДЕТОК НЕ БОДАЙ, МУ-МУ-МУ (Ребёнок грозит пальчиком и произносит «МУ-МУ-МУ»)
МОЛОКА ИМ ЛУЧШЕ ДАЙ! АМ-АМ-АМ (Ребёнок складываем ладошки вместе, в «мисочку» и произносит «АМ-АМ-АМ»)

МУ МУ
МУ

Логопед : А сейчас мы пропоём

Логопед : А сейчас мы пропоём

Логопед: А сейчас мы пропоём Мае чистоговорку. Я буду играть на металлофоне и петь медленно и тихо, а затем чуть громче и быстро, а ты продолжишь и пропоёшь слоги МА, МУ, МО, МЫ. Затем логопед предлагает самостоятельно сыграть ребёнку на металлофоне и пропеть чистоговорку.
Чистоговорка
Дома я сама- МА-МА-МА
Молоко кому- МУ-МУ-МУ?
Едим эскимо- МО-МО-МО.
Прочитали мы-МЫ-МЫ-МЫ.

МОЛОДЕЦ!

Игра « Найди и назови слова со звуком [М] »

Игра « Найди и назови слова со звуком [М] »

12. Игра « Найди и назови слова со звуком [М] ».
Автоматизация звука [М] в словах.

МОЛОДЕЦ!

Игра «Чего не стало?». Автоматизация звука [М] в словах -

Игра «Чего не стало?». Автоматизация звука [М] в словах -

Игра «Чего не стало?». Автоматизация звука [М] в словах
- Мая предлагают поиграть в прятки. Ребёнку предлагается посмотреть и запомнить картинки, затем закрывают глаза. Логопед убирает картинку. Ребёнок открывает глаза и называют чего (кого) не стало.
Картинки: маки, мама, мыло, умка, моль, ком

МОЛОДЕЦ!

Д/И «МНОГО- МАЛО?» Логопед называет существительное в единственном числе и задаёт вопрос «сколько, мало или много ?»

Д/И «МНОГО- МАЛО?» Логопед называет существительное в единственном числе и задаёт вопрос «сколько, мало или много ?»

Д/И «МНОГО- МАЛО?»
Логопед называет существительное в единственном числе и задаёт вопрос «сколько, мало или много ?».
Ребёнок говорит «мало» и называет существительное, отвечает « много» и называет множественное число. Например: Логопед называет малина; спрашивает много или мало малины? Ответ ребёнка мало малины - много малины, и т.д.
-А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты – мало».

МОЛОДЕЦ!

Дидактическая игра «Кокой, какая, какое?»

Дидактическая игра «Кокой, какая, какое?»

1Дидактическая игра «Кокой, какая, какое?» Ход игры: в центре - картинки с изображением предмета, отдельно – картики- символы качеств. Логопед задает вопрос ребёнку, например пирог «какой ?» Ребёнок ответчает на вопрос, подбирая символы качеств, например, манный, маковый и т.д.). Материал для игры: .


МАЛИНОВЫЙ


МАСЛЕННЫЙ

ЛОГОПЕД: ПИРОГ КАКОЙ?


МАННЫЙ


МАКОВЫЙ


ЛИМОННЫЙ

МОЛОДЕЦ!

Игра «Найди место звука в слове»

Игра «Найди место звука в слове»

13. Игра «Найди место звука в слове»
Логопед: Мане интересно узнать где находятся звук [М] в словах
(в начале, в середине, в конце). Логопед показывает картинку, ребёнок называют изображённый на ней предмет и указывают место звука в слове, закрывая синим квадратом.

МОЛОДЕЦ!

Итог Логопед: Наше занятие подошло к концу

Итог Логопед: Наше занятие подошло к концу

Итог Логопед: Наше занятие подошло к концу. Кто сегодня приходил на занятие? Давай, вспомним, какой звук мы учили правильно произносить в слогах, словах и предложениях? Какой это звук? Запомните и расскажите дома чистоговорку, которые мы с тобой пропевали, изменяя голос.









Домашнее задание: 1.Ребёнку предлагается дома :назови и раскрась слова со звуком [М] 2

Домашнее задание: 1.Ребёнку предлагается дома :назови и раскрась слова со звуком [М] 2

Домашнее задание: 1.Ребёнку предлагается дома :назови и раскрась слова со звуком [М] 2. Выучить дома чистоговорку, которую мы с тобой пропевали, изменяя голос. ЧИСТОГОВОРКА Дома я сама- МА-МА-МА Молоко кому- МУ-МУ-МУ? Едим эскимо- МО-МО-МО. Прочитали мы-МЫ-МЫ-МЫ.

Использованная литература: 1

Использованная литература: 1

Использованная литература: 1. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектологов. 2.Е. Т. Лильина. Коррекция речевых нарушений у детей с челюстно-лицевой патологией. Методические рекомендации.









Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021