ГКУ КО «Полотняно – Заводской детский дом – интернат
для умственно отсталых детей»
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
На тему «Прогулка в зоопарк»
Работа над фразой:
Составление предложение из трех слов.
Подготовила: учитель – логопед: Демичева Н.В.
Старки, 2020г.
«Прогулка в зоопарк»
Тема урока: "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов.
Цель: Развивать навыки составления предложений из трех слов, учить составлять предложение по опорным схемам, обогащать словарь.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить понятие о предложении, умение составлять предложения по модели: подлежащее, сказуемое, прямое дополнение
-формировать умение анализировать предложение из трех слов
- формировать навык употребления существительных в винительном падеже
-закрепить слова – антонимы: «большой – маленький», «короткий– длинный»
- обогатить знания о профессии «Экскурсовод»
Коррекционные:
- развивать активный словарь по теме «Зоопарк»;
- развивать слуховое восприятие;
-развивать процессы внимания, памяти, мышления;
-развивать артикуляционный аппарат, плавный вдох и сильный выдох;
-развивать мелкую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
-формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности.
Форма и тип занятия: Коррекционно-развивающее индивидуальное занятие.
Предварительная работа: изучение пиктограмм «Есть, пить», составление словосочетаний используя пиктограммы.
Оборудование: Модульный «Зоопарк», «Домик эмоций» Схемы предложений, голоса птиц, карточки с заданиями, балансировочная доска, форма экскурсовода, мяч.
На занятии использованы современные образовательные технологии:
- личностно-ориентированный подход;
- игровые технологии
Ход занятия:
1. Орг. момент
Здравствуй Андрей! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давай поздороваемся с ними.
–Скажи, с каким настроением ты пришел на урок?
-Подойди к нашему домику эмоций и поставь в окошко человечков настроения. Молодец!
- У тебя хорошее настроение?
-Какое лицо тебе больше нравится?
-Почему?
-Покажи, как он улыбается. (работа над мимикой)
- С веселым настроением я приглашаю тебя на прогулку. А куда, ты сам скажешь.
Коррекционное упражнение
(звучат голоса животных)
- Что ты слышишь?
- Кто их произносит?
- Ты их, когда - ни будь, видел?
- Где?
-А ты был в зоопарке? (Да)
- Кого ты видел в зоопарке?
- Мы тоже сегодня пойдем в зоопарк.
- В каждом зоопарке есть экскурсовод, который знает все про животных.
- Найди его. (повторение названий Профессий)
(на доске 4 карточки с профессиями)
- Хочешь быть экскурсоводом?
- Экскурсовод -человек, который работает в зоопарке и знает все о животных, об их жизни.
Так же экскурсоводы работают в музеях, на выставках, в планетарии.
- Ты – экскурсовод.
- Я – посетитель.
2. Основная часть.
Вольер № 1
1 вольер с птицами.
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: вольер с птицами (ворона, голубь, дятел)
- Кто это?
- Давай послушаем, кто, как кричит.
-Кто так кричит?
-Как кричит?
- Идем дальше?
Вольер № 2
2 вольер с бегемотами (артикуляционная и дыхательная гимнастика)
Цель: развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.
На вольере карточка с изображением ребенка с артикуляционным упражнением.
-Кто это?
- Животные любят играть?
-Давай покажем, как они играют.
- Пройдем к зеркалу.
Название упражнения |
Озвучивание |
Описание |
Цель |
|
В зоопарке вместе были и к животным подходили. В этом мире каждый важен – Мы вам всех зверей покажем. |
|
настраиваемся на выполнение упражнений |
Организационный момент |
С длинной шеею жираф. Выступает, словно граф. Смотрит влево, смотрит вправо: Нет ли тигра иль удава; Нет ли в небе самолета, Под ногами бегемота. И вращает головой – Ищет веточки с листвой |
вытягиваем шею, опускаем плечи, поворачиваем голову влево и вправо поднимаем |
Снятие напряжения мышц шеи и плечевого пояса. |
ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ |
Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот. |
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот( как для пропевания звука «а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. |
Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении |
УЛЫБКА |
Скалит зубы волк из клетки Там волчица – мать и детки. |
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10. |
Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. |
ХОБОТОК |
Хобот вытянул слонёнок Он совсем еще ребёнок |
Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. |
Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. |
МАЛЯР |
Красит белочка хвостом. Подновляет старый дом. |
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небе («потолок»), делая движения языком вперед-назад. |
Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. |
ХОМЯК |
Кто устроил хомячку Вместо щёк по рюкзачку? |
Язык поочередно упирается в правую и левую щеки. Задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. |
Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка щек. |
САМОВАР |
А в кафе пускает пар Наш любимый самовар. |
Сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося : «Пых!» |
Укреплять мускулатуру щек и губ. |
ЧАШЕЧКА |
Выпить чаю чашку надо… |
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. |
Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. |
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ |
…Съесть вареньица из ягод. |
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. |
Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. |
ЛОШАДКА |
Звонко цокает лошадка – Такова её повадка. |
Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами») |
Отрабатывать подъем языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. |
КУЧЕР |
Хочешь взять её в игру? Так скажи лошадке: «Тпру!» |
Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у». |
Отрабатывать вибрацию губ и языка. Развивать силу выдоха. |
«Дыхательная гимнастика»
Цель: развивать плавный вдох и сильный выдох.
-Кто это?
Как дышит слон?
- У него такой длинный-длинный хобот, и он медленно-медленно через него вдыхает, а рот у него небольшой и выдыхает он сразу. Вот так, смотри!
Показать, как сначала в медленном темпе вдохнуть глубоко носом, а затем в обычном темпе выдохнуть через рот. Повторить 5–6 раз.
– А обезьянки, как обычно, шутят и балуются!
Смотри, как они играют: одной ноздрей вдыхают – другой выдыхают!
Показать, как сделать вдох одной ноздрей, зажав другую пальцем, а выдохнуть через вторую. Затем поменять руки и делать вдох второй ноздрей, а выдох – первой. Повторить 3–4 раза весь цикл.
Развитие тонких движений пальцев рук.
(перед вольером стоит собака на цепи)
- Собака охраняет животных. Может она дойти до последних клеток?
-Почему?
Повторение антонимов «длинный – короткий»
-Чтоб она смогла ходить гулять, что надо сделать?
(из скрепок делаем длинную цепь)
-Сделать цепь длиннее.
-Это какая цепь?
-А это?
Итог: Это какая? А это какая?
Вольер №3 Львы
Цель: обогащение лексического словаря по теме: Дикие животные.
Вольер со львами на клетке висит замок с конвертом. Рядом лежат два ключа – большой и маленький. Открыв замок, ребенок получает конверт.
Повторение антонимов «большой – маленький»
-Что это?
-А это что?
- Это какой ключ?
-А это какой ключ?
-Нам какой нужен ключ, чтоб открыть замок?
Итог: Это большой ключ, а это – маленький.
(Достает конверт, из конверта карточки с животными: Слон, лев, бегемот, макака)
- Кто это?
-Это слон и т.д
- Кого ты видишь?
- Я вижу льва?
-Кого нет? Нет макаки и т.д
Итог. Слон, лев, бегемот, макака – это слова предметы.
- Идем дальше?
Вольер №4
На вольере прикреплены 2 карточки – действия.
Цель: закрепить пиктограммы обозначающие действия.
- Что обозначает эта карточка? (ест)
- Что обозначает эта карточка? (пьет)
- Карточки обозначают действие.
Физ. Минутка. «Скажи наоборот»
Цель: Закрепить пройденные антонимы, стимуляция мозжечковой зоны.
- Я говорю тебе большой.
- Ты отвечаешь …….
-Короткий.
-……….
-Я говорю тебе маленький.
- Ты отвечаешь ………
Вольер № 5 Макака
Цель: закрепить понятие о предложении, умение составлять предложение из трех слов
Кто это?
-“Макака” - это слово или предложение?
-Возьми карточку, которая обозначает это слово.
-Что это?
-“Банан ” - это слово или предложение?
-Возьми карточку, которая обозначает это слово.
-“Макака, банан”. Сколько слов я произнесла?
-Получилось предложение?
-Подружи эти слова, добавь слово-действие.
-Получилось теперь предложение?
-Какое?
-Сколько слов в этом предложении?
-Какое первое слово, последнее?
-Какое в этом предложении слово-действие?
(даются три карточки: бегемот, пьет, вода.)
-Составь предложение по этим карточкам.
(на доске ребенок выкладывает и произносит предложение)
Вольер № 6
(на вольере прикреплены 4 животных.
Цель: развитие памяти, концентрации внимания.
- Мне кажется, одна карточка лишняя.
- Почему?
-Мы про нее не говорили.
-Что ты знаешь про мышь? (ребенок рассказывает стихотворение)
Тише мыши, не шумите.
Нашу Таню не будите.
Тише мыши, тише мыши
Кот сидит и тихо дышит.
Итог.
Цель: повторить пройденный материал, поощрить ребенка.
-Ты был хорошим экскурсоводом, мне очень понравилось.
-Где мы гуляли?
-Кого видели?
-Что ест макака?
Что пьет бегемот?
-Наша прогулка подошла к концу.
- Как благодарный посетитель, вручаю тебе фотографию, чтобы ты запомнил этот день надолго.
(на фото ребенок с изученными животными)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.