Индивидуальное сопровождение одаренности детей дошкольного возраста
Оценка 4.8
Образовательные программы
DOCX
воспитательная работа
Детсад
13.11.2017
Обобщение опыта работы по теме
«Индивидуальное сопровождение одаренности детей дошкольного возраста»
1.Информация об опыте
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, а также и реализацию их потенциальных возможностей.
Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей дошкольного возраста. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности еще в дошкольном возрасте.
Индивидуальное сопровождение одаренности детей дошкольного возраста.DOCX
Обобщение опыта работы по теме
«Индивидуальное сопровождение одаренности детей дошкольного
возраста»
1.Информация об опыте
Одной из приоритетных социальных задач современного общества
является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие
одаренных детей, а также и реализацию их потенциальных возможностей.
Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ
свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей
дошкольного возраста. И это, конечно же, очень важно, так как открывает
детям возможность проявить свои неординарные способности еще в
дошкольном возрасте.
1.1.Тема
«Индивидуальное сопровождение одаренности детей дошкольного
возраста».
1.2. Сведения об авторе
Куклева Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной
категории, педагогический стаж 27лет.
1.3. Условия становления опыта работы
Опыт сформирован в МБДОУ «Детский сад № 10 г.Красноармейска
Саратовской области».
1.4.Актуальность
Выявление одарённости у детей должно начинаться уже в детском саду на
основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,
логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их
поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов
деятельности.
1.5. Ведущая педагогическая идея опыта:
выявить одарённых детей;
создать условия для оптимального развития одарённости детей.
1.6. Длительность работы над опытом
20112017 год 1.7. Диапазон опыта.
Диапазон представленного опыта – это единая система: НОД– повседневная
деятельность.
1.8.Теоретическая база опыта
Научнометодическая литература Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В.
Давыдова и других ведущих психологов, и педагогов.
1.9. Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы работы с одарёнными детьми.
Цель его – активизировать познавательную деятельность дошкольников,
развивая их творческий потенциал.
Технология описания опыта
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими
людьми в одном или нескольких видах деятельности.
Факторы, влияющие на развитие одарённости:
Генотипэто генетическая конституция, совокупность генов, полученных от
родителей.
Среда – это комплекс внешних факторов, влияющих на процесс развития.
На один уровень с «генотипом» и «средой» принято выделить и
третий фактор – воспитание. И даже более того, ему присваивают ведущую
роль, т. к. воспитание обеспечивает развитие личности.
Формы проявления одаренности
Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо,
называют явной и, напротив, проявляющуюся в замаскированной форме –
скрытой одаренностью. Так же вводится другая градация – актуальная и
потенциальная одаренность. Очевидную одаренность, т. е. замеченную
психологами, педагогами, родителями, называют «актуальной». Детей,
которые демонстрируют данный вид одаренности, обычно называют не
одаренными, а талантливыми детьми. И, напротив, одаренность, которая
представляет собой лишь определенные психические возможности
(потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в
данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности,
называют «потенциальной».
Одаренность ранняя и поздняя Многие известные ученые, музыканты, писатели, художники проявили
свои выдающиеся способности в раннем возрасте (А. Моцарт, В. Гюго, Ф.
Шуберт и др.). И, наоборот, не менее часто люди, не проявившие себя в
детстве, достигали выдающихся результатов в последующем, в зрелом
возрасте (Н. Коперник, И. Крылов и др.). Естественно, что в каждом таком
случае причины, по которым одаренность осталось незамеченной, различны.
Потенциал может действительно не проявиться до определенного времени. А
может быть родители, педагоги и другие взрослые не проявили должного
внимания к тонким движениям детской души, им не хватало знаний, у них не
сработала интуиция. А может быть, напротив, в силу непонимания они не
заметили в ребенке этих выдающихся потенциальных возможностей и даже
рассматривали проявление креативности как негативные свойства. А
наиболее ценными считали совсем другие.
Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное,
содержится в «Рабочей концепции одаренности»:
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде
деятельности».
Одарённые дети дети с более высоким (в сравнении со сверстниками)
уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и
творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их
повышенной любознательностью,
исследовательской активностью и
стремлением к самостоятельному учению. При этом одарённость
определяется не только уровнем имеющихся у ребёнка знаний и умений,
сколько его потенциальными возможностями, поэтому современные
психологи стали включать в эту категорию не только 1 2 % «вундеркиндов»,
но и 1020% детей, обладающих высокой познавательной активностью,
оригинальностью мышления, незаурядными умственными резервами,
раскрытие возможностей которых требуют особых условий обучения.
Классификация видов одаренности
Реальная педагогическая практика научилась различать лишь три
категории одаренных детей. Именно эти представления, что совсем не
случайно, и закладываются в фундамент дифференциации обучения.
Первая категория одаренных, которую принято выделять, дети с
высокими показателями по уровню общей (умственной) одаренности,
которая проявляется в высоком уровне общего умственного развития и творческих возможностей, в восприимчивости к учению во многих областях
знаний.
Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует
педагогическая практика, специальная дети, достигшие успехов в каких
либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически
валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей.
Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно
завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще
называют талантливыми. Для них создается особое образовательное
пространство.
К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо
обучающихся в школе («академическая одаренность»).
Виды одарённости:
Интеллектуальная.
Творческая.
Академическая (научная).
Художественноизобразительная.
Музыкальная.
Литературная.
Артистическая.
Техническая.
Лидерская.
Спортивная.
Диагностика одарённости.
Для выявления повышенных способностей ребенка используются
различные методы и методики.
Изучив литературу по данной теме, составила программу по работе с
одарёнными детьми.
Принципы педагогической деятельности в работе с
одаренными детьми:
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы воспитанников при
минимальном участии воспитателя.
Цель программы: Создание благоприятных условий для развития одаренных детей через
оптимальную структуру школьного и дополнительного образования
Задачи программы:
совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей,
их специальной поддержки, создание психологоконсультационной службы
для оказания психологической помощи одарённым детям;
отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые
способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и
творчества;
создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников
в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих
выставках, различных конкурсах.
Программа сформирована для воспитанников 67 лет.
Формы работы с одарёнными детьми:
индивидуальные и групповые;
занятия исследовательской деятельностью;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах.
Основные мероприятия программы
разработка и внедрение индивидуальных и групповых подпрограмм для
одарённых детей;
организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок,
интеллектуальных соревнований;
подбор исследовательских и творческих работ школьников;
участие в научнопрактических конференциях и семинарах по проблемам
работы с одарёнными детьми.
Сроки реализации программы: 20112017 г Условия для развития мотивации
и основных познавательных процессов:
Логические задания.
Дидактические игры.
Задания на сообразительность.
Головоломки.
Загадки. Раздел 3
Результативность опыта:
100 % детей занимаются в кружках детского сада и вне. Высокая
результативность участия в конкурсах. Результаты участия в олимпиадах.
Индивидуальное сопровождение одаренности детей дошкольного возраста
Индивидуальное сопровождение одаренности детей дошкольного возраста
Индивидуальное сопровождение одаренности детей дошкольного возраста
Индивидуальное сопровождение одаренности детей дошкольного возраста
Индивидуальное сопровождение одаренности детей дошкольного возраста
Индивидуальное сопровождение одаренности детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.