Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж
Оценка 4.9

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Оценка 4.9
Документация
doc
дефектология
3 кл
16.04.2019
Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж
Тип урока занятия Систематизация и обобщение знаний Цели и задачи урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) Цель: формирование у обучающихся умения дифференцировать звуки [ж – ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях и правильно обозначать эти согласные соответствующими буквами. Задачи: 1. Коррекционно – развивающие: • развивать фонематическое восприятие; • развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; • развивать мелкую моторику рук; «Животные», «Одежда»; «Ягоды». •формировать навык работы по инструкции; • предупредить ошибки на письме, при написании слов с буквами ж и ш. 2. Образовательные: • вырабатывать у обучающихся чёткую дифференциацию звуков [ж – ш]; • учить правильно обозначать эти согласные соответствующими буквами; •закреплять навык составления предложений с данными словами. 3. Воспитательные: • вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий; •воспитывать самостоятельность; • воспитывать культуру коммуникации; Оборудование у обучающихся: •зеркала; •индивидуальные карточки «Шиповник и Ежевика», «Вышивка Шипелочки и Жужжалочки»; • логопедическое лото «Шипящие звуки [ж] [ш]»; • цветные карандаши, простые карандаши. Место занятия в системе занятий, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями Занятие проводится после изучения на логопедических занятиях тем: «Звук и буква Ш», звук и буква «Ж», «Автоматизация звука [ш]», « автоматизация звука [ж]» на логопедических занятиях. При соотнесении звуков с буквами опираемся на печатные буквы. Письменные буквы «жэ» и «ша» на уроках обучающиеся будут изучать позже. Список учебной и дополнительной литературы 1) Баскакина И. В., М. И. Лынская. Логопедические игры. Жужжалочка и Шипелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ж и Ш. – Москва.: Айрис-пресс, 2008.
em_7701_1518795030.doc
Проничкиной Екатерины Технологическая карта логопедического занятия на тему: «Дифференциация согласных звуков [Ж­Ш]» Тип урока занятия Систематизация и обобщение знаний  Цели и задачи урока  (мероприятия, занятия)  (образовательные,  развивающие,  воспитательные) Цель: формирование у обучающихся умения дифференцировать звуки [ж – ш]  изолированно,  в слогах, словах, предложениях и правильно обозначать эти согласные  соответствующими буквами. Задачи: 1. Коррекционно – развивающие:  развивать фонематическое восприятие;   развивать навыки звуко­слогового анализа и синтеза;  развивать мелкую моторику рук;  «Животные», «Одежда»; «Ягоды».     формировать навык работы по инструкции;  предупредить ошибки на письме,  при  написании слов с буквами ж и ш. 2. Образовательные:  вырабатывать у обучающихся чёткую дифференциацию звуков [ж – ш];  учить правильно обозначать эти согласные соответствующими буквами;                    закреплять навык составления предложений с данными словами. Проничкиной Екатерины 3. Воспитательные:   вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий;        воспитывать самостоятельность;  воспитывать культуру коммуникации; Оборудование у обучающихся:  зеркала;  индивидуальные карточки «Шиповник и Ежевика», «Вышивка Шипелочки и  Жужжалочки»;  логопедическое лото «Шипящие звуки [ж] [ш]»;    цветные карандаши, простые карандаши. Место занятия в системе  занятий, взаимосвязь с  предыдущим и  последующим занятиями Занятие проводится после изучения на логопедических занятиях тем: «Звук и буква Ш»,  звук и буква «Ж», «Автоматизация звука [ш]», « автоматизация звука [ж]» на  логопедических занятиях. При соотнесении звуков с буквами опираемся на печатные  буквы. Письменные буквы «жэ» и «ша» на уроках обучающиеся будут изучать позже. Список учебной и  дополнительной литературы 1) Баскакина И. В., М. И. Лынская. Логопедические игры. Жужжалочка и Шипелочка.  Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ж и Ш. –  Москва.: Айрис­пресс, 2008. 2)  Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных  классов: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова.  – М.: Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС, 2004 3)  «Копилочка активных методов обучения»,  http://www.moiuniversitet.ru/ebooks/kamo/kamo/ Проничкиной Екатерины 4) Мазанова Е. В.Коррекция акустической дисграфии. – Конспекты занятий для  логопеда/ Е. В. Мазанова.  – 2­е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. 5) Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции  нарушений звукопроизношения. – СПб.6 Детство­Пресс, 2010 Проничкиной Екатерины Этап, время Деятельность учителя­логопеда 1. Организа­ ционный момент Деятельность  обучающихся Методы Словесный метод(беседа) Здравствуй, меня зовут Екатерина Алексеевна ­Какое у нас сейчас занятие? Что мы будем делать на индивидуальном занятии? Что помогает нам правильно и красиво говорить? индивидуальное Учиться правильно и  красиво говорить Язык, губы, зубы Скажите мне, какое сейчас время суток? Давайте начнем наше  утро с улыбки. Улыбнитесь   друг   другу,   улыбнитесь   гостям   и улыбнитесь мне. Представьте дети, что вы сейчас в лесу. Покажите,  какие там большие деревья. Подул тёплый ветерок,  зашелестели листья на деревьях ш­ш­ш­ш­ш.  Прилетели шмели на поляну. Покажите, как низко  летают шмели. Летают шмели, жужжат ж­ж­ж­ж­ж­. Ветер стих, не шелестят больше листочки.  Не  жужжат шмели.  Обучающиеся улыбаются  друг другу, учителю и   гостям. Дети стоят около своих  парт, затем поднимают  руки вверх, быстро сгибают и разгибают пальцы рук,  произносят ш­ш­ш­ш­ш.   Дети опускают пальцы рук  вниз и быстро сгибают и  разгибают пальцы рук, Проничкиной Екатерины 2. Введение в  тему  занятия. 1 мин. 3.  Артикуляцион ­ ная  гимнастика 3 мин. 4.  Артикуляция  звуков  занятия 3 мин. Как шумела листва от тёплого ветерка? А когда прилетели шмели на поляну, как они  жужжали? Догадайтесь, над какими звуками мы  будем работать на сегодняшнем занятии?  Обрати внимание на это деревце. Смотри как  много на нем жучков. Давай поможем деревцу, тебе необходимо сдуть как можно больше жучков с  дерева.  Выполняем упражнения перед зеркалом: 1. «Трубочка – улыбка» 2. «Почистим верхние зубки изнутри» 3. «Парус» произносят ж­ ж ­ж –ж­ж Дети произносят ш­ш­ш­ш­ ш, затем ­  ж­ж­ж­ж­ж.    Отвечают: «Над звуками  [ж], [ш]».  Ученики выполняют   упражнение»Росток» на  компьютерном тренажёре,  делают упражнения  артикуляционную  гимнастику  Произнесите ещё раз звук [ш] перед зеркалом. В  каком положении находятся губы? Зубы сомкнуты  или разомкнуты? Где находится язык? Воздушная  струя тёплая или холодная? Голос участвует в  образовании этого звука? Этот звук гласный или  согласный? Произнесите  звук [ж] перед зеркалом. В каком  положении находятся губы? Зубы сомкнуты или  разомкнуты? Где находится язык? Воздушная струя тёплая или холодная? Голос участвует в  Ученики отвечают: ­Губы слегка вытянуты  вперёд и округлены, зубы  разомкнуты, язык  находится за верхними  зубами. Воздушная струя  тёплая. Голос не участвует  в образовании этого звука.  Это звук согласный, так  как, когда мы его Проничкиной Екатерины образовании этого звука? Этот звук гласный или  согласный? Звуки [ж] и [ш] очень похожи по произношению, и  поэтому на сегодняшнем занятии мы будем учиться их различать. 5. Игра  «Поймай  звук» 5 мин. Сегодня на занятие к нам пришли гости –  Жужжалочка и Шипелочка. Они живут в том самом лесу, о котором мы говорили в начале занятия.  Догадайтесь, какой  любимый звук у Шипелочки, а  какой любимый звук у Жужжалочки? Учитель­логопед показывает изображения  Шипелочки и Жужжалочки. Шипелочка и Жужжалочка очень любят играть в  произносим, воздух  встречает во рту  препятствия. ­Губы слегка вытянуты  вперёд и округлены, зубы  разомкнуты, язык  находится за верхними  зубами. Воздушная струя  тёплая. Голос  участвует в  образовании этого звука.  Это звук согласный, так  как, когда мы его  произносим, воздух  встречает во рту  препятствия. Дети отвечают:   любимый звук у  Шипелочки [ш], а  у  Жужжалочки звук [ж]? Хлопают, если услышат  нужный звук. Проничкиной Екатерины разные игры. И сегодня мы с вами поиграем в игру  « Поймай звук». Учитель – логопед читает стихотворение: Мыши жадные шуршали,  Шоколад в шкафу жевали,  И всю ночь потом чихали,  Нашей кошке спать мешали. Медвежонок Жак простужен,  Мед ему сегодня нужен, Мёд ему дадим на ужин,  Потому что мы с ним дружим. А  теперь ловим слоги со звуками [ж] ­ [ш]. Ловим слог «шу» Су, шу, жу, зу, шу, ку, жи, шу, щу, шу. Ловим слог «жа» Жи, жа, жу, зу, ша, жа, ща, жо, жа. Ловим слова со звуком  [ш].  Показывам букву  «ша», если в слове есть звук [ш].Определяем место  звука в слове. Магазин, шапка, жук, полоса, кошка, ужи, Проничкиной Екатерины карандаш, жаба, машина. Ловим слова со звуком [ж]. Показывам букву «жэ»,  если в слове есть звук [ш]. Определяем место звука  в слове. Мыши, сахар, кожа, шапка, жук, коза, зайка, ежи 7. Игра  «Паровозик» 4 мин. 8. Упражнение « Споём  песенку» 2 мин. 10.  Шипелочка и Жужжалочка очень любят играть.  Поиграем вместе с ними в игру «четвертый  лишний»  Дети по очереди подходят  и выполняют упражнение. В нашем лесу растёт много разных ягод, а особенно  много ежевики и шиповника. Как вы думаете, кто  из героев нашего занятия любит собирать ежевику?  А кто шиповник? Шипелочка  любит собирать  ягоды и напевать свою любимую песенку ши­ши­ши. А Жужжалочка собирает ягоды и поёт жи­жи­жи.  Давайте споём вместе с ними их любимые песенки.  Сначала поём песню шипелочки ши­ши­ши, а потом  поём песню жужжалочки – же­же­же. А потеем – их общую песню – прыгаем сначала на шиповник и  поём  «ши», а потом на ежевику и поём «же». Шипелочка и Жужжалочка очень любят ходить в  гости к медведю и к ёжику, которые живут  Дети «прыгают» пальцами  по изображениям ягод и  напевают ши­ши­ши, же­же­ же. Дети выполняют  упражнение по инструкции Проничкиной Екатерины Физкультми­ нутка  «Медведь и  ёжик» 2 мин. 11. Игра  «Третий  лишний» 3 мин. 13. Итог  занятия 1 мин. неподалёку. А у медведя в лесу дом какой –  большой или маленький? А  у ежа? Встаём из­за  парт и грубым, как у медведя голосом говорим: « А у медведя в лесу дом большой». Затем  опускаем  руки вниз и показываем, какой у ежа маленький дом и говорим тоненьким, как у ёжика голосом: «А у  ежа дом маленький». Героини нашего занятия предлагают вам игру  «Третий лишний». У вас на партах лежат картинки.  В названии двух из них есть один звук нашего  занятия, а в названии третьей – другой. Эта третья  картинка и является лишней. Назовите её и  определите, какой звук в её названии и где он  находится – в начале, середине или конце слова. Жираф­баклажан­карандаш Ёжик­шляпа­жёлудь Мышь­жук­шапка Лягушка­кошка­флажок Дети, наше занятие подошло к концу. Какие звуки  мы сегодня учились различать на занятии? Тот,  кому понравилось сегодняшнее занятие,  прикрепите к доске смайлик, тот кому занятие не  очень понравилось­ прикрепите просто магнитик –  учителя. Обучающиеся отвечают: ­лишние слова карандаш (ш  в конце слова), шляпа (ш в  начале слова), жук (ж в  начале слова), флажок (ж в  середине слова) Ученики отвечают: Учились различать звуки [ж­ш]. Проничкиной Екатерины без смайлика. Пароль на выход – произнести слова  со звуками [ж­ш] Приложение 1  Карточки с изображением шиповника и ежевики Проничкиной Екатерины

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2019