Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Ю. А. Гагарина» г. Тамбов
Утверждён
Приказ от____ №____
Директор _______В.Н.Шестакова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
обучающегося 3 В класса
Ф.И.О ученика____________
С ИОМ согласен___________________
подпись родителей
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Фамилия, имя отчество обучающегося________
Дата рождения 20.10.2009 г.______ возраст ______10 лет_________
Школа __МАОУ СОШ № 5имени Ю.А.Гагарина_________класс______3 «В»
г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 62_____________________
Дом. телефон____73-44-56_________________________________________
Состав семьи:____полная________________(полная, неполная, приемная)
Сведения о взрослых, участвующих в воспитании ребенка.
ФИО родителей (законных представителей):
__мать: Иванова Вера Васильевна______23.09.1980 г/р________________
__отец: Иванов Иван Владимирович__05.06.1979 г/р_______________
Особенности семейного воспитания (стиль воспитания, особенности взаимоотношений в семье и т.д.)
___сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание и любовь_________
Сведения о дополнительном образовании:
посещает кружок краеведческой направленности « По тропам Тамбовского края», кружок «Занимательная грамматика», «Умники и умницы», «Уроки милосердия»
Ф.И.О педагогов:
Основной (кл. руководитель) Рязанова Т.П.____________________________
Педагог-психолог___Соколов А.С._____________________________
Учитель-логопед_______Первушина Д.А._______________________
Социальный педагог _____Лагутина А.А.____________________
Завуч по ВР ______________________________________________________
Инструктор по ЛФК_______________________________________________
Председатель ПМПк______________________________________________
Заключение ПМПК:_______________________________________________
Рекомендации ПМПК:_____________________________________________
Рекомендации специалистов сопровождения:
• педагога-психолога_______________________________________________
• учителя-педагога_________________________________________________
• социального педагога_____________________________________________
• медицинский работник___________________________________________
Создание специальных условий, безбарьерной среды (для ребенка-инвалида, программа реабилитации ребенка-инвалида, (ИПР):_________________________________________________ (прописать).
Результаты диагностики.
По заключению психолого–медико-педагогической комиссии Ф.И.ученика______________ рекомендовано обучение по программе VII вида, синдром СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперреактивности). Для него характерен низкий уровень социальной зрелости. Ребёнок часто задевает других детей, создавая конфликтные ситуации. У него плохая координация. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Ему трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Нарушено развитие речи, речь замедленная.
Переключаемость с одной деятельности на другую происходит непроизвольно, без настройки на деятельность и последующего контроля. Ребёнок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируются.
Он импульсивен. Это проявляется в неряшливом выполнении задании (несмотря на усилие, все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях, например: выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности, в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов, невзирая на требования взрослого. Всё вышесказанное затрудняет получение качественного образования.
Цель ИОМ: предоставить качественное образование в соответствии со способностями и потребностями ребёнка, повысить эффективность коррекционной работы.
Задачи:
1. Создать социально-психологические условий для решения актуальных
задач развития, обучения и социализации ученика;
2. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ученика и
динамику его психического и личностного развития в процессе школьного
обучения;
3. Предупреждать возникновения проблем в психическом и личностном
развитии.
Ожидаемые результаты
1. Повышение качества образования ученика.
2. Создание комплексной технологии сопровождения образовательного
процесса.
3. Создание мониторинга сопровождения образовательного процесса.
4. Повышение качества осведомленности родителей включенных в
образовательный процесс.
Достижение этих результатов на
начальной ступени школьного образования
обеспечивается через решение конкретные задач, характерных для
определенного возрастного этапа:
·
определение готовности к обучению в школе;
·
обеспечение адаптации к школе;
·
повышение заинтересованности школьника к учебной деятельности;
·
развитие познавательной и учебной мотивации;
·
развитие самостоятельности и самоорганизации;
·
поддержка в формировании желания и «умения учиться»;
·
развитие индивидуальных способностей учащегося;
·
формирование предметных компетентностей и универсальных учебных действий.
Основные направления
психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса в условиях разработки ИОМ:
-
обеспечение контроля за развитием учащегося, сохранение и укрепление его
психологического здоровья, развитие экологической культуры;
-
проведение проектирования, экспертизы и мониторинга условий и результатов
образовательной деятельности;
-
прогнозирование рисков образовательного процесса, проведение
профилактической работы;
-
оказание качественной психолого-педагогической и социальной помощи ученика с
ОВЗ.
Ключевыми направлениями работы с детьми с ОВЗ является:
4. Диагностика. Составление адаптированной образовательной программы:
· учебный план (инвариантная и вариативная части);
· рабочие программы (примерные адаптированные программы на сайте http://fgosreestr.ru/);
· расписание уроков, занятий.
2. Коррекционно-развивающая работа
· со специалистами сопровождения;
· коррекционно-развивающие программы, разработанные исходя из индивидуально-типологических особенностей, особенностей психофизического развития и специфики нарушений ребенка с ОВЗ;
· система отслеживания динамики развития ребенка по каждому выбранному направлению коррекционно-развивающей работы.
3. Социализация
— внеклассная и внеурочная деятельность;
— мероприятия, направленные на социализацию ребенка.
4. Профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания ребенка с ОВЗ в семье.
Обучение. Освоение адаптированной образовательной программы
Сведения об учебной программе (УМК): Образовательная система
«Перспектива»
Направления работы |
Количество часов |
Форма проведения |
Формы контроля |
Обязательные учебные предметы |
|||
Русский язык |
4 |
Классно-урочная |
Текущий, диктант, контрольная работа |
Родной русский язык |
1 |
Классно-урочная |
текущий |
Литературное чтение |
3 |
Классно-урочная |
текущий |
Родная литература на родном языке |
1 |
Классно-урочная |
текущий |
Иностранный язык |
2 |
Классно-урочная |
текущий |
Математика |
4 |
Классно-урочная |
Текущий, контрольная работа |
Окружающий мир |
2 |
Классно-урочная |
текущий |
Музыка |
1 |
Классно-урочная |
текущий |
Изобразительное искусство |
1 |
Классно-урочная |
текущий |
Технология |
1 |
Классно-урочная |
текущий |
Физическая культура |
3 |
Классно-урочная |
текущий |
Занятия по выбору |
|||
Риторика |
1 |
групповая |
текущий |
Дополнительное образование |
|||
ОФП |
2 |
групповая |
текущий |
«По тропам Тамбовского края» |
1 |
групповая |
текущий |
«Занимательная грамматика» |
1 |
групповая |
текущий |
«Уроки милосердия» |
1 |
групповая |
текущий |
Занятия с узкими специалистами |
|||
Логопед |
1 |
индивидуальная |
Текущий, диагностика, наблюдение |
Психолог |
1 |
индивидуальная |
Текущий, диагностика, наблюдение |
Дефектолог |
1 |
индивидуальная |
Текущий, диагностика, наблюдение |
* Для развития координационных способностей и удовлетворения двигательной потребности введены часы ОФП. Развитие речи происходит на занятиях с логопедом, в кружке «Занимательная грамматика». Кружок ««По тропам Тамбовского края» формирует умение взаимодействовать в социальной среде. «Уроки милосердия» способствуют духовно-нравственному развитию ребенка. Предусмотрены индивидуальные консультации родителей по необходимости.
Прогнозируемый результат: восстановление (компенсация) функций общения, контроля за своим поведением; достижение психологической коррекции мотивации к обучению, к труду (снятие рентной установки); реализация возможности получения общего образования.
Соблюдение условий и норм комфортного обучения
— Обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья).
— Создание климата психологического комфорта (доброжелательность, педагогический такт при оценивании, поощрение дружелюбия к ребенку со стороны детей и т.д.).
— Предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, творческие задания, красочный иллюстративный материал, занимательная форма изложения учебного материала и т.д.).
— Введение достаточной продолжительности перемен: не менее 10 минут между уроками и 20 минут после третьего урока, проведение динамического часа.
— Особое оформление классных комнат, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности обучающегося с ОВЗ (не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию; своевременно менять материал, утративший эстетический вид).
— Соблюдение температурного, светового режима; соответствие мебели росту.
— Организация бесплатного питания в соответствии с п. 7 ст. 79 Закона РФ «Об образовании в РФ».
Коррекционный блок
Направления коррекционной работы педагогов, специалистов сопровождения:
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
Принципы коррекционно-развивающего обучения
№ |
Принципы |
Методы реализации |
1 |
Динамичность восприятия |
а) задания по степени нарастающей трудности; б) включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный характер: дети слушают и отвечают (беседа), слушают и смотрят (рассказ учителя), читают и думают (С.Р. с учебником), пишут, играют. в) разнообразные типы структур уроков для смены видов деятельности учащихся. |
2 |
Продуктивная обработка информации |
а) задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; б) дозированная поэтапная помощь педагога; в) перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание. |
3 |
Развитие и коррекция высших психических функций |
а) включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций; б) задания с опорой на несколько анализаторов. |
4 |
Мотивация к обучению |
а) постановка законченных инструкций; б) включение в урок современных реалий; в) создание условий для достижения, а не получения оценки; г) проблемные задания, познавательные вопросы; д) призы, поощрения, развернутая словесная оценка. |
Социализация. Общие мероприятия по социализации
(Внеклассные мероприятия, дополнительное образование, фестивали, праздники, конкурсы, экскурсии)
Мероприятие |
Ф.И.О. педагога (специалиста)
|
Дата проведения |
Направления работы |
Критерий достижения |
Оценивание достижения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направления социализации:
1. Художественное направление (организовать участие ребенка в концертах, выставках, конкурсах творческих работ и проектов).
2. Досуговое направление (привлекать к прогулкам, совместным поездкам, спортивным мероприятиям, объединениям дополнительного образования, посещению секций, кружков).
3. Общественное направление (привлекать к изготовлению подарков, сувениров, помощи ветеранам, нуждающимся, общественным акциям и т.п.).
4. Трудовое направление (организовать участие в трудовых десантах и летних трудовых отрядах, в рамках которых осуществляются экологические субботники, озеленение и благоустройство территории и т.п.).
5. Спортивное направление (организовать участие в спортивных праздниках и соревнованиях, посещение спортивных секций).
ВЫВОД: Индивидуальная программа развития - это возможность достижения обучающимися с особыми образовательными потребностями успеха в учебном процессе. Если обучающиеся преуспевают в учебе в соответствии со своими возможностями и делают это самостоятельно, то можно утверждать, что инклюзивное обучение удовлетворяет их потребности, а школа создает специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
Мероприятия социальной реабилитации
Содержание мероприятий реабилитации |
Форма реабилитации |
Ответственный исполнитель |
Усвоение программы I полугодие/ II полугодие |
Итоговый результат
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Социально-средовая |
индивид.-групповая |
Учитель, воспитатель |
|
усв. |
выполнено |
ч/восстановлено |
Социально-педагогическая |
индивид.-групповая |
учитель |
|
усв. |
выполнено |
ч/восстановлено |
Социально-психологическая |
индивид.-групповая |
Педагог-психолог |
|
усв. |
выполнено |
ч/восстановлено |
Социально-бытовая адаптация Обучение навыкам самообслуживания |
индивид.-групповая |
Учитель, воспитатель |
|
усв. |
выполнено |
ч/восстановлено |
Социокультурная реабилитация |
|
|
|
|
|
|
досуговая деятельность |
|
|
|
|
|
|
экскурсии |
|
|
|
|
|
|
Информирование, консультирование родителей по вопросам социокультурной реабилитации |
индивидуально |
Учитель |
|
усв. |
выполнено |
ч/восстановлено |
Прогнозируемый результат: достижение способности к самообслуживанию (полное, частичное); восстановление навыков бытовой деятельности (полное, частичное); восстановление социально-средового статуса (полное, частичное).
Итог работы
По итогам года проводится завершающий консилиум, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. Любая работа специалистов осуществляется при постоянном взаимодействии с учителем и родителями. Формы взаимодействия: теоретические и практические семинары, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, оформление информационных стендов, лектории.
Таким образом, в общеобразовательной школе специалистами осуществляется сопровождение обучения ученика с ограниченными возможностями здоровья, которое подразумевает включение деятельности того специалиста, в помощи которого нуждается ребёнок, во все сферы учебно-воспитательного процесса. За обучающимся закрепляется курирующий специалист, который обеспечивает в коррекционной работе взаимодействие специалистов.
По результатам деятельности консилиума оформляется следующая документация:
1. Протоколы заседаний консилиума
2. Протокол первичного обследования ребёнка (может находиться у специалиста).
3. Представления на учащегося.
4. Карта динамического развития ребёнка (представления, выписка из протокола с указанием рекомендаций, планирование коррекционных занятий, работы ребёнка, программа комплексного развития).
Проведение заседаний консилиума является обязательной и наиболее важной частью в обеспечении взаимодействия специалистов, реализации комплексного подхода в их работе.
Составила: Рязанова Т.П.,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 5имени Ю. А. Гагарина г. Тамбова
2017-2018уч. г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.