Индивидуальный план дефектологического сопровождения обучающегося с расстройством аутистического спектра.
Оценка 4.6

Индивидуальный план дефектологического сопровождения обучающегося с расстройством аутистического спектра.

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
дефектология
08.02.2020
Индивидуальный план дефектологического сопровождения обучающегося с расстройством аутистического спектра.
Индивидуальный план дефектологического сопровождения обучающегося с расстройством аутистического спектра обеспечивает создание психолого-педагогических условий для удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка; выбор организационно-педагогических форм, сочетание общедидактических и специальных методов коррекционно-развивающего обучения; способствует организации процесса становления социально-коммуникативной компетентности обучающихся с РАС.
индивидуальный план с РАС.docx

Индивидуальный план дефектологического сопровождения обучающегося с расстройством аутистического спектра.

Учебный год ____________________________

ФИО обучающегося   ___________________________________  Класс ________________

Актуальные проблемы обучающегося уровень актуального развития снижен, не соответствует показателям нормы возрастного развития. Уровень учебно - познавательной деятельности недостаточный. Уровень обучаемости снижен.
Сроки реализации плана коррекционной работы в                           уч. г.

Направления :

- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; 

- формирование коммуникативных навыков- формирование стереотипа учебного поведения;
- повышение активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми; 
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;

- развитие всех психических процессов ( когнитивное развитие);

- развитие социально – бытовой ориентировки;

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; 
-обучение его простым навыкам контакта;

- коррекция нарушений устной и письменной речи
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

Сроки динамического контроля (повторный ПМП консилиум)

Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления специалистом проблем в развитии и обучении обучающихся. При этом учитываются следующие показатели:

Физическое состояние и развитие ребенка:

  • динамика физического развития (анамнез);

  состояние слуха, зрения;

  особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

  координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

  особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:

  особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);

  особенности внимания – объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;

  особенности памяти – точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти;

  особенности мышления – уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);

  особенности речи – дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);

  познавательные интересы, любознательность.

Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:

      особенности отношений «учитель-ученик», реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;

  способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;

  умение планировать свою деятельность.

Особенности эмоционально-личностной сферы:

  эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;

  способность к волевому усилию;

  преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);

  внушаемость.

  наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

  наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества);

  отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;

  отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);

  особенности поведения в школе и дома;

  нарушения поведения, вредные привычки.

Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:

        общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;

        сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;

        характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы.

Содержание плана

Участники сопровождения

Задачи коррекционной работы

Содержание деятельности (мероприятия, периодичность, количество занятий и т.д.)

Формы контроля

 

 Учитель - дефектолог

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

         развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

         развитие навыков каллиграфии;

         развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

         развитие зрительного восприятия и узнавания;

         развитие зрительной памяти и внимания;

         формирование  обобщенных  представлений  о  свойствах  предметов  (цвет,  форма, величина);

         •развитие пространственных представлений ориентации;

         •развитие представлений о времени;

         •развитие слухового внимания и памяти;

3.Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

4. Развитие основных мыслительных операций:

         навыков соотносительного анализа;

         навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

         умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

         умения планировать деятельность;

         развитие комбинаторных способностей.

5.Развитие различных видов мышления:

         развитие наглядно-образного мышления;

         развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

6.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

7.Формирование субъекта полноценной речевой деятельности:

         развитие и совершенствование речемыслительных операций, понимания речи;

         расширение и актуализация словарного запаса и моделей общения.

8.Расширение представлений об окружающем мире.

9.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

10. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

План индивидуального дефектологического сопровождения разработан согласно рекомендациям ТПМПК, групповые и индивидуальные занятия, периодичность – 2 раза в неделю.

Реализация программы проходит в три этапа.

Первый этап – вовлечение ребенка в совместную деятельность, часто он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна.

Задачи первого этапа:

  1. установление первичного контакта с аутичным ребенком;
  2. создание свободной мягкой эмоционально-разряженной обстановки на занятии;
  3. преодоление страха общения;
  4. общая диагностика (эмоционально-поведенческих реакций, активности ребенка, эмоционального тонуса, эмоциональных проявлений, внимания, памяти).
  5. постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций;
  6. предоставление ребенку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от дефектолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

Задачи второго этапа:

  1. включение ребенка в различные виду деятельности, сначала индивидуальные, затем групповые,
  2. формирование эмоционального контакта с дефектологом,
  3. развитие активности ребенка,
  4. развитие контактности.
  5. помочь ребенку снять накопившееся напряжение, 
  6. сгладить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми,
  7. научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.

Третий этап - организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных познавательных процессов.

Задачи третьего этапа:

  1. преодоление негативизма,
  2. решение общих задач для достижения цели,
  3. развитие восприятия и воображения,
  4. развитие зрительного и осязательного восприятия.

Применяются следующие методы:

1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности;

2. Организация и осуществление учебно-познавательных действий:

а) методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных  объектов (наглядные);

б) методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);

в) методы организации и управления практической деятельностью детей (практические).

3. Организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности ребенка.

Приемы:

– разминка (речевые, двигательные, голосовые);

– рассматривание рисунков, предметов;

– свободное и тематическое рисование;

– упражнения подражательного, творческого характера;

– конструирование;– схематическое изображение предметов;

– игровые ситуации;

– создание проблемных ситуаций

– обсуждение прочитанного;

– заучивание стихотворений.

Упражнения  с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации.

Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребенком;

Одалживание эмоционального контакта ребенка с близкими и окружающими;

Смягчение характерного для ребенка с РАС сенсорного и эмоционального дискомфорта и аффективных проблем;

Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми;

Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения;

Преодоление отрицательных форм поведения (плаксивость, негативизм и др.);

Стимуляция подражания и речевой активности;

Организация целенаправленного взаимодействия педагога с ребенком в процессе доступной ему игры;

Обучение родителей приемам коррекционного взаимодействия, налаживанию специального эмоционального стимулирующего режима.

 

Диагностика, тестирование, письменные работы

Ознакомлены и согласны: _______________________________________________/ФИО родителей, подпись, дата/

Результат реализации индивидуального плана сопровождения (динамика, эффективность проведенной работы, рекомендации по организации дальнейшего сопровождения или информация о завершении сопровождения): _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Ознакомлены и согласны: _______________________________________________/ФИО родителей, подпись, дата/


 

Индивидуальный план дефектологического сопровождения обучающегося с расстройством аутистического спектра

Индивидуальный план дефектологического сопровождения обучающегося с расстройством аутистического спектра

Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации : • особенности отношений «учитель-ученик», реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к…

Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации : • особенности отношений «учитель-ученик», реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к…

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы

Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

Учитель - дефектолог 1

Учитель - дефектолог 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2020