Индивидуальный план дефектологического сопровождения обучающегося с расстройством аутистического спектра.
Учебный год ____________________________
ФИО обучающегося ___________________________________ Класс ________________
Актуальные
проблемы
обучающегося уровень актуального развития снижен, не соответствует
показателям нормы возрастного развития. Уровень учебно - познавательной
деятельности недостаточный. Уровень обучаемости снижен.
Сроки реализации плана коррекционной работы в
уч. г.
Направления :
- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
- формирование коммуникативных навыков- формирование стереотипа
учебного поведения;
- повышение активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
- развитие всех психических процессов ( когнитивное развитие);
- развитие социально – бытовой ориентировки;
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
- коррекция нарушений устной и письменной речи
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
Сроки динамического контроля (повторный ПМП консилиум)
Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления специалистом проблем в развитии и обучении обучающихся. При этом учитываются следующие показатели:
Физическое состояние и развитие ребенка:
• состояние слуха, зрения;
• особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
• координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);
• особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).
2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:
• особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);
• особенности внимания – объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;
• особенности памяти – точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти;
• особенности мышления – уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);
• особенности речи – дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);
• познавательные интересы, любознательность.
Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:
• особенности отношений «учитель-ученик», реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;
• способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
• умение планировать свою деятельность.
Особенности эмоционально-личностной сферы:
• эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;
• способность к волевому усилию;
• преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);
• внушаемость.
• наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
• наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества);
• отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
• отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
• особенности поведения в школе и дома;
• нарушения поведения, вредные привычки.
Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:
• общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;
• сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;
• характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы.
Содержание плана
Участники сопровождения |
Задачи коррекционной работы |
Содержание деятельности (мероприятия, периодичность, количество занятий и т.д.) |
Формы контроля
|
Учитель - дефектолог |
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития: • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; • развитие навыков каллиграфии; • развитие артикуляционной моторики. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: • развитие зрительного восприятия и узнавания; • развитие зрительной памяти и внимания; • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); • •развитие пространственных представлений ориентации; • •развитие представлений о времени; • •развитие слухового внимания и памяти; 3.Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. 4. Развитие основных мыслительных операций: • навыков соотносительного анализа; • навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; • умения планировать деятельность; • развитие комбинаторных способностей. 5.Развитие различных видов мышления: • развитие наглядно-образного мышления; • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 6.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.). 7.Формирование субъекта полноценной речевой деятельности: • развитие и совершенствование речемыслительных операций, понимания речи; • расширение и актуализация словарного запаса и моделей общения. 8.Расширение представлений об окружающем мире. 9.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 10. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям). |
План индивидуального дефектологического сопровождения разработан согласно рекомендациям ТПМПК, групповые и индивидуальные занятия, периодичность – 2 раза в неделю. Реализация программы проходит в три этапа. Первый этап – вовлечение ребенка в совместную деятельность, часто он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Задачи первого этапа:
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от дефектолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции. Задачи второго этапа:
Третий этап - организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных познавательных процессов. Задачи третьего этапа:
Применяются следующие методы: 1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности; 2. Организация и осуществление учебно-познавательных действий: а) методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов (наглядные); б) методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные); в) методы организации и управления практической деятельностью детей (практические). 3. Организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности ребенка. Приемы: – разминка (речевые, двигательные, голосовые); – рассматривание рисунков, предметов; – свободное и тематическое рисование; – упражнения подражательного, творческого характера; – конструирование;– схематическое изображение предметов; – игровые ситуации; – создание проблемных ситуаций – обсуждение прочитанного; – заучивание стихотворений. Упражнения с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации. Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребенком; Одалживание эмоционального контакта ребенка с близкими и окружающими; Смягчение характерного для ребенка с РАС сенсорного и эмоционального дискомфорта и аффективных проблем; Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми; Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения; Преодоление отрицательных форм поведения (плаксивость, негативизм и др.); Стимуляция подражания и речевой активности; Организация целенаправленного взаимодействия педагога с ребенком в процессе доступной ему игры; Обучение родителей приемам коррекционного взаимодействия, налаживанию специального эмоционального стимулирующего режима.
|
Диагностика, тестирование, письменные работы |
Ознакомлены и согласны: _______________________________________________/ФИО родителей, подпись, дата/
Результат реализации индивидуального плана сопровождения (динамика, эффективность проведенной работы, рекомендации по организации дальнейшего сопровождения или информация о завершении сопровождения): _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Ознакомлены и согласны: _______________________________________________/ФИО родителей, подпись, дата/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.