«Индивидуальный план
коррекционной работы с учащимся
логопедического пункта
1 класса»
учитель-логопед: Сеткина Г.В.
МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодск
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
с учащимся __ класса
на 20___- 20___ учебный год
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с 15 сентября начала учебного года, после завершения обследования.
Проводится по плану индивидуальной и подгрупповой работы до 15 мая, затем проводится диагностика учащихся логопункта. В летний период вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
I ЭТАП – Подготовительный
(сентябрь, октябрь).
Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе ставит перед учителем-логопедом задачи:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развить слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
в) сформировать и развить артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) в процессе систематических тренировок овладеть комплексом пальчиковой гимнастики;
д) укрепить физическое здоровье (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания учителя-логопеда и больших затрат времени.
II ЭТАП – Формирование произносительных умений и навыков
(ноябрь, декабрь, январь, февраль).
Задачи:
а) устранить поэтапно дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие С, 3, Ц, С', 3' ;
шипящий Ш;
сонор Л; .
шипящий Ж;
соноры Р, Р' .
шипящие Ч, Щ.
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: "Улыбка", "Заборчик”, "Лопатка”, "Желобок”, "Щеточка", "Футбол”, “Фокус";
для шипящих: "Трубочка”, "Вкусное паренье", "Чашечка", "Грибок";
для Р, Р': "Болтушка", "Маляр", "Индюк". "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет";
для Л: "Улыбка”, "Лопатка", "Накажем язык"...
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука и слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
а) С, 3; Ш, Ж. С', 3' - автоматизируются вначале в прямых, затем в обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных, затем в прямых и со стечением согласных слогах;
в) Р, Р' - можно начинать автоматизировать с роторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности:
по мере овладения произношением каждого слога, он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах, дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово, немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
III ЭТАП - Закрепительный
(март, апрель, май).
1. Дифференциация звуков:
С - 3, С - С', С – Ц, С – Ш;
Ж - 3, Ж – Ш;
Ч - С', Ч - Т ', Щ – Ч, Щ-Ш;
Р - Л, Р - Р ', Р' - Л', Р - J, Л' – Л.
2. Автоматизация звуков в спонтанной речи
(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).
3. Совершенствование фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
4. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
5. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:
- лексические и грамматические упражнения;
- нормализация просодической стороны речи;
- обучение рассказыванию.
Учитель-логопед ______________________ Г.В. Сеткина
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.