Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Воспитатель: Пушкарева И. А.
Индивидуальный план работы
по теме самообразования «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Приступив в прошлом году к работе в логопедической группе, стала перед выбором темы самообразования, т.к. технологии и методы необходимо было трансформировать для компенсирующего и коррекционного воздействия на детей логопедической группы. Для себя решила, что если взять тему «Обучение детей составлению текстов сказочного содержания», а так же некоторые методы ТРИЗ и РТВ и использовать их в работе со сказкой, то можно ожидать не только проявление устойчивого интереса к речевой работе детей лого группы, но и качества речи, попутно решая задачи развития мышления и воображения.
Через сказки ребенок получает знания о мире и взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека; учится преодолевать проблемы, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, справедливости, любви.
Работу начала с обновления развивающей среды в группе, т. к. она оказывает большое влияние на формирование творческих способностей детей.
Пополнили мини-театр, куда добавили и отремонтировали модели некоторых героев сказок, подобрали необходимые материалы и оборудование, подготовили наглядность для работы с морфологической таблицей, системным оператором, волшебниками, составили картотеку игр для развития системного мышления.
Работу с группой начали с введения детей в мир сказки, обогащения их литературного опыта. Ребята узнали о том, что сказки бывают: бытовые, волшебные и о животных, а так же познакомились со структурой сказки:
1. Зачин – начало сказки.
2. Основная часть, в которой описываются действия и часто трехкратное
повторение событий.
3. Концовка – развязка.
Вся работа простраивается по двум направлениям в три этапа.
1 направление.
Создание педагогических условий, позволяющих ребенку:
- усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев;
- увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик;
- узнать, что действия сказки могут происходить в любом месте и в любое время;
- усвоить выразительные средства сказочного текста;
- осуществить фантастические преобразования реальных объектов;
2 направление.
Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых
моделей составления сказок:
- модель составления сказки с помощью метода «Каталога»;
- модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»;
- модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»;
- модель составления сказки с помощью метода «Вепольный анализ» (волшебный треугольник)
Первый этап. Введение детей в мир сказки, обогащение их литературного опыта.
Цель: Ознакомление детей с разными по стилистике сказками и средствами выразительности.
Если посмотреть на любую народную сказку, то для нее характерна развитая сюжетная линия, но в тексте не содержатся описания героев, суждения о их мотивах, характерах, морали. Получается, что ребенок должен сам все это определить, используя только события. Это очень сложная задача.
Чтобы помочь в ее решении, мы установили определенный порядок анализа. В нем мы используем для каждого героя пять взаимосвязанных вопросов. Детям становится ясна логическая цепочка рассуждений, и задача перестает быть трудной. Что же это за вопросы?
Перечислим:
целях этого действия (Ц),
действии героя (Д),
характер героя (Х),
достигнутый результат (Р),
мораль (М)
Второй этап. Подготовка к самостоятельному сочинению сказок.
Цель. Ознакомление детей с типовыми приемами фантазирования, преобразование объектов и их свойств с помощью типовых приемов фантазирования. Обучение сочинению загадок, лимерик, кодированию литературных текстов. Формирование умения анализировать сказочную литературу на предмет выявления типовых приемов фантазирования.
Одним из базовых приемов составления сказок является "Морфологический анализ" Морфологическая таблица дает возможность показать вариативность и изменяемость сюжета сказок, а также действий с отдельными ее героями. Структура сюжета сказки строится на основе исследований В.Я.Проппа ("Исторические корни волшебной сказки"). Такой тип сказок мы обозначили как ДИНАМИЧЕСКИЙ.
По горизонтали выбираются положительные герои знакомых сказок: Красная Шапочка, Золушка, Дюймовочка.
По вертикали — преобразованные в сказочные герои отдельные отрицательные черты характера: Ленивица, Злюка, Жадинка и др. Сюжет строится на основе путешествия и встреч героев друг с другом. Варианты окончания сказок выбирается детьми.
"Системный оператор" является широко используемым приемом в старшем дошкольном возрасте. Работа строится по определенным правилам. Системный анализ позволяет создавать сюжет сказок, развернутый во ВРЕМЕНИ. Сюжет может строится на основе описания изменения объекта во времени. (Сказка об ивовом прутике, сказка о Бабе Яге, о девушке по имени Любовь)
"Волшебный треугольник" является адаптированным вариантом метода "вепольный анализ". Прием вводится в работу с детьми в старшем дошкольном возрасте. Основой сюжета является не столько действие, сколько разрешение конфликта главных героев с помощью какого-либо "поля" (волшебного слова, предмета, персонажа и т.д.). Отсюда и тип сказок — КОНФЛИКТНЫЙ.
Наиболее часто используемым методом составления сюжетов сказок с дошкольниками являются "Приемы типового фантазирования». Некоторые из них нами обозначены Волшебниками. Например: Волшебник Большого (Маленького) Размера, Волшебник Изменения Формы, Волшебник Дроби-Объединяй, Машина Времени и др.
Третий этап. Самостоятельное сочинение сказок.
Цель. Развитие способности сочинять сказки с использованием вспомогательных средств. Формирование умения самостоятельно использовать пространственные модели при пересказе.
Сочинение сказок идет по двум направлениям:
- индивидуальное сочинение
- коллективное сочинение
с использованием заместителей, наглядной модели – плана и моделей составления сказок с помощью метода «Каталога», «Морфологического анализа», «Системного оператора», «Волшебного треугольника».
Цель: создать условия для развития речевой творческой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания; расширение и уточнение представлений дошкольников, обогащение их эмоционального опыта, формирование у них начальных форм творческого воображения.
Задачи:
· продолжать изучать методическую литературу и осваивать технологию ТРИЗ;
· создать условия для развития творческой деятельности в процессе составления текстов сказочного содержания:
· познакомить дошкольников с моделями, на основе которых составляются тексты сказочного содержания.
· при помощи воспитателя воспроизводить мыслительные действия, позволяющие дошкольникам составлять сказки разных типов.
· развивать речевые умения и навыки детей.
· побуждать детей к созданию творческого продукта средствами выразительной деятельности на основе придуманных текстов:
- подобрать игровые упражнения;
- познакомить с алгоритмами составления текстов сказочных содержаний;
- познакомить с приемом схематизации текстов;
- создать картотеку пословиц, метафор.
· развивать умение связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.
· побуждать к самостоятельному созданию сказок с опорой на алгоритмы.
· искать новые формы презентации продуктов детского речевого творчества.
Модель
Раздел плана |
Формы работы |
Практические выводы |
Работа с детьми |
Разработать перспективное планирование по теме: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»; Провести мониторинг по теме: «Организация творческой деятельности дошкольников» Подобрать и провести игры по освоению детьми алгоритмов составления текстов сказочного содержания Провести НОД по освоению алгоритмов составления текстов сказочного содержания Изготовление книги сказок |
Конспекты НОД. Результаты мониторинга детей. Картотека игр. Разработка схем алгоритмов Книга сказок |
Работа с родителями |
Повышение педагогической компетентности родителей Индивидуальные беседы с родителями. Привлечение родителей к сбору различных картинок для картотеки игр. Консультации на тему: «Формирование у дошкольников интереса к сказкам» «Сказки, которые мы читаем детям» Семинар – практикум «Составление сказок динамического типа» Презентация «Книга сказок» |
Познакомить родителей с результатами мониторинга детей.
Оформление информационно – наглядного материала в родительский уголок.
|
Самореализация |
Показ открытых мероприятий.
Выступление с опытом работы на педсоветах, методических объединениях.
Разработка конспектов НОД по теме: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Оформление предметно – развивающей среды
Распространение педагогического опыта в СМИ и интернет-порталах. |
Показ НОД из цикла «Составление текстов сказочного содержания» Представление опыта работы на опорной площадке Выступление с докладом на педсовете по теме «Составление текстов сказочного содержания»
Публикации, статьи, участие в конкурсе УММ |
Изучение методической литературы |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер» 2006
|
|
Старший возраст (старшая группа) октябрь-декабрь
Цель: развивать умение ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели, их друзья, помогающие эти цели достигнуть, определенное место. (Метод каталога)
Задачи:
1. После прочтения сказки побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.
2. Развивать умение заканчивать текст недочитанной сказки и пересказывать на доступном возрасту уровне.
3. Изображать некоторых героев сказки с помощью движений, мимики и интонаций.
4. Составлять текст сказочного содержания с помощью наугад выбранных 3-5 героев.
5. Понимать схематическое изображение героев сказки и их действия.
6. Находить и обозначать словом главные места в которых разворачиваются события сказки.
7. Называть действия героев сказки.
Название игры |
Задача |
Содержание и методические рекомендации |
Литература |
ОКТЯБРЬ |
|||
«Назови героя» |
Развивать умение детей объединять героев по заданному признаку |
Воспитатель
называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других
сказок |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 151 |
«Действия героя» |
Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. |
Воспитатель
предлагает героя из сказки. |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 152 |
«Узнай, кто пришел»
|
Развивать умение детей изображать некоторых героев сказки с помощью движений, мимики, интонаций.
|
Ребенок изображает задуманного сказочного героя, пытаясь передать его характерные особенности. Остальные дети отгадывают.
|
Т.А. Сидорчук Л.А. Хамидуллина «Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич. рекомендаций |
«Я назову действия, а вы угадаете героя»
|
Учить детей узнавать сказочного персонажа по перечисленным действиям.
|
Воспитатель называет действия героя, а дети должны угадать сказочного героя, который выполнял эти действия. Например: жила – была, ходила, наказывала, пела и т.д. Кто это?
|
Т.А. Сидорчук Л.А. Хамидуллина «Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич. рекомендаций |
НОЯБРЬ |
|||
«Действия героя» |
Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. |
Воспитатель
предлагает героя из сказки. |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 152 |
«Каждому свой дом»
|
Учить находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.
|
Ведущий раздает детям картинки с изображением различных сказочных героев. У ведущего остаются большие карты с изображением мест действий этих персонажей. Детям предлагается каждому найти свой дом.
|
Т.А. Сидорчук Л.А. Хамидуллина «Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич. рекомендаций |
«Действия героя» |
Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. |
Воспитатель
предлагает героя из сказки. |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 152 |
НОД по анализу литературных произведений «Лиса и рак» |
Познакомить детей с алгоритмом анализа литературного произведения учить сравнивать ситуации, находить в них отличительные черты и самостоятельно выводить жизненные правила. |
Учить детей анализировать поступки героев, их мотивы, формулировать черты характера героев сказки. |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» |
«Дидактические мячи» |
Выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы). |
Воспитатель кидает мяч ребенку и называет слово. Ребенок ловит мяч и произносит его противоположное значение: Хорошо - плохо, День - ночь, Белое - черное, Целый - разбитый, Толстый - тонкий, Чистый - грязный, и т.д. |
Аббязова Э. А. Обучение дошкольников созданию рифмовок. - Ульяновск, 2001 г. -40с |
ДЕКАБРЬ |
|||
«Теремок» Изготовление книжки - малышки
|
Закреплять знания детей о прочитанных сказках. Развивать память, мышление, речь.
|
Воспитатель приглашает детей: Стоит терем, теремок, Он не низок, не высок. А кто в тереме живет? Герои сказки (название сказки) Дети называют героя и усаживаются на стульчик
|
Т.А. Сидорчук Л.А. Хамидуллина «Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич. рекомендаций |
«Каждому свой дом»
|
Учить находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.
|
Ведущий раздает детям картинки с изображением различных сказочных героев. У ведущего остаются большие карты с изображением мест действий этих персонажей. Детям предлагается каждому найти свой дом.
|
Т.А. Сидорчук Л.А. Хамидуллина «Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич. рекомендаций |
«Закончи сказку» (метод фокальных объектов)
|
Учить заканчивать текст недочитанной сказки (2-5 предложений) с помощью наделения объекта необычными признаками. Побуждать детей использовать в конце текста выразительные средства (стихотворные тексты, прибаутки). |
Ребенок заканчивает недочитанную воспитателем хорошо известную ему сказку. В конце текста излагает концовку типа: «Сказка-складка, послушать сладко» «Вот вам сказка, а мне бубликов связка» «Так они весело живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают» «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!» «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» «И стали они в добре поживать, лиха не знать» |
Т.А. Сидорчук Л.А. Хамидуллина «Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич. рекомендаций |
Знакомство с алгоритмом создания сказки по методу «Каталога» «Чудесный мешочек»
|
Учить детей составлять текст сказочного содержания с помощью наугад выбранных 3-5 объектов, с последующим его воспроизводством.
|
Из «чудесного мешочка» поочередно вынимаются объекты. Ведущий начинает сказку: - Жил-был... Кто? Какой он
был? (Какое добро умел делать?) -Где наши друзья стали
жить? Придумывается конец сказки и дается название новой сказке. |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 154 |
Старший возраст январь-апрель
Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа.
Задачи:
1. продолжать учить понимать схематическое изображение героев сказки и их действия
2. Самостоятельно давать несколько вариантов окончания недочитанной сказки. Побуждать к оценке получившегося текста на уровне «хорошо-плохо», схематизировать новый вариант сказки.
3. Составлять сказочный текст с помощью 8-10 наугад выбранных слов, побуждать к созданию творческого продукта средствами выразительной деятельности.
4. Самостоятельно подбирать героев сказки, описывать его свойства. Побуждать к созданию и схематизации текста новой сказки.
5. Учить детей на доступном возрасту уровне составлять сказки по разным моделям и воспроизводить текст с элементами драматизации
Название игры |
Задача |
Содержание и методические рекомендации |
Литература |
ЯНВАРЬ |
|||
«Я назову действия, а вы угадаете героя»
|
Учить детей узнавать сказочного персонажа по перечисленным действиям.
|
Воспитатель называет действия героя, а дети должны угадать сказочного героя, который выполнял эти действия. Например: жила – была, ходила, наказывала, пела и т.д. Кто это?
|
Т.А. Сидорчук Л.А. Хамидуллина «Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич. рекомендаций |
«Узнай, кто пришел»
|
Развивать умение детей изображать некоторых героев сказки с помощью движений, мимики, интонаций.
|
Ребенок изображает задуманного сказочного героя, пытаясь передать его характерные особенности. Остальные дети отгадывают.
|
Т.А. Сидорчук Л.А. Хамидуллина «Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич. рекомендаций |
«Чудесная книжка»
|
Научить детей связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действия. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка) |
Жил-был... Кто? Какой он
был? (Какое добро умел делать?) Придумывается конец сказки и дается название новой сказке. |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 154 |
ФЕВРАЛЬ |
|||
«Я - целое, вы - мои частички»
|
Развивать умение схематизировать знакомые объекты |
С помощью этой игры подводим детей к тому, что для схематизации объекта достаточно изобразить лишь отдельный элемент. Взрослый предлагает ребенку назвать части какого-либо объекта. Например, рассматривая зайца, дети говорят, что у него есть уши, голова, туловище, хвост и т.д. При схематизации каждый ребенок выбирает сам, как ему зарисовать этого зайчика.
|
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» |
«Каждому свой дом»
|
Учить находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.
|
Ведущий раздает детям картинки с изображением различных сказочных героев. У ведущего остаются большие карты с изображением мест действий этих персонажей. Детям предлагается каждому найти свой дом.
|
Т.А. Сидорчук Л.А. Хамидуллина «Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич. рекомендаций |
Составление литературных загадок «Шифровка» |
Развивать умение схематизировать знакомые объекты |
Выбирают водящего, который выходит в другое помещение. Дети договариваются зашифровать какое-то слово. Взрослый пишет и закрывает его. Ребята придумывают, как это слово можно обозначить, предложенные варианты зарисовываются. Например, слово лес можно изобразить, используя такие символы, как деревья, грибы, кусты, звери и т.д. Когда шифровка выполнена, водящий заходит и пытается отгадать слово, а затем проверяет, читая. |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 152 |
«Дидактические мячи» |
Выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы). |
Воспитатель кидает мяч ребенку и называет слово. Ребенок ловит мяч и произносит его противоположное значение: Хорошо - плохо, День - ночь, Белое - черное, Целый - разбитый, Толстый - тонкий, Чистый - грязный, и т.д. |
Аббязова Э. А. Обучение дошкольников созданию рифмовок. - Ульяновск, 2001 г. -40с |
МАРТ |
|||
«В какой сказке?»
|
Учить детей определять сказку по группе предметных картинок или по названию группы предметов.
|
Воспитатель показывает картинки или называет группу предметов, а дети сказку, в которой присутствуют эти предметы. Например: В какой сказке есть елочка, шиповник, береза? (Как коза избушку построила)
|
Т.А. Сидорчук Л.А. Хамидуллина «Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич. рекомендаций |
Знакомство с базовым алгоритмом создания сказок динамического типа |
Познакомить детей с базовым алгоритмом |
Выбирается сквозной герой (герои). Описываются их свойства, мотивы и цели. Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем. Итог - изменение героя (героев) и вывод жизненного правила. Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения. |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 156 |
Разработка знаков алгоритма сказок динамического типа |
Продолжать знакомить детей с алгоритмом, побуждать детей к созданию творческого продукта средствами изобразительной деятельности (иллюстрации к книжке). |
Шаг 1 Придумывается зачин сказки Шаг 2 Выбирается герой Шаг 3 Выбирается дело, которое герой делает и желает поделиться с другими. Шаг 4 Место первое, где герой встречается с объектами и предлагает научить их своему делу, но объектам это дело не пригождается Шаг 5 Место второе, где герой встречается с объектами и предлагает научить их своему делу, но объектам это дело не пригождается Шаг 6 Место третье, где герой встречается с объектом, применяет свои знания и делиться ими. Шаг 7 Завершение сказки (клубок) Шаг 8 Название сказки, иллюстрирование сюжетов (встреч героя с объектами) |
Собственная разработка |
Составление сказок динамического типа. (Бином фантазий) |
Развивать умение выводить жизненное правило на основе созданного текста; побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой на алгоритм, побуждать детей к созданию творческого продукта средствами изобразительной . |
Шаг 1 Придумывается зачин сказки Шаг 2 Выбирается герой Шаг 3 Выбирается дело, которое герой делает и желает поделиться с другими. Шаг 4 Место первое, где герой встречается с объектами и предлагает научить их своему делу, но объектам это дело не пригождается Шаг 5 Место второе, где герой встречается с объектами и предлагает научить их своему делу, но объектам это дело не пригождается Шаг 6 Место третье, где герой встречается с объектом, применяет свои знания и делиться ими. Шаг 7 Завершение сказки (клубок) Шаг 8 Название сказки, иллюстрирование сюжетов (встреч героя с объектами) |
Собственная разработка |
АПРЕЛЬ |
|||
«Сказочные слова» , «Салат из сказок».
|
Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. |
Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь», Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д. ). |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 153 |
«Путешествие по волшебной дорожке»
|
Учить детей составлять новый текст сказки на основе ранее известных Побуждать детей воспроизводить полученный текст сказки с помощью речи и движений, опираясь на схему.
|
Ведущий предлагает отправиться известному герою в путешествие. На своем пути герой встречает сквозных героев. Дети предлагают, высказываются, что может произойти при встрече этих героев. Ведущий схематически изображает содержание сказки. Придуманной сказке дают название. По желанию дети рассказывают полученную сказку, опираясь на схему.
|
Т.А. Сидорчук Л.А. Хамидуллина «Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич. рекомендаций |
«Измени героя» (метод фокальных объектов)
|
Учить детей наделять героя качествами, дополнительными ресурсами, помогающими ему в трудных ситуациях.
|
Ведущий предлагает детям подумать, каким должен быть герой, чтобы не случилась беда. Дети изменяют героя, наделяют его новыми характеристиками. Например: Колобок – зеленого цвета, горький, черствый…Медведь («Теремок») – ватный…
|
Т.А. Сидорчук Л.А. Хамидуллина «Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич. рекомендаций |
Составление сказок динамического типа |
Побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой на алгоритм, развивать умение выводить жизненное правило на основе созданного текста. |
Шаг 1 Придумывается зачин сказки Шаг 2 Выбирается герой Шаг 3 Выбирается дело, которое герой делает и желает поделиться с другими. Шаг 4 Место первое, где герой встречается с объектами и предлагает научить их своему делу, но объектам это дело не пригождается Шаг 5 Место второе, где герой встречается с объектами и предлагает научить их своему делу, но объектам это дело не пригождается Шаг 6 Место третье, где герой встречается с объектом, применяет свои знания и делиться ими. Шаг 7 Завершение сказки (клубок) Шаг 8 Название сказки, иллюстрирование сюжетов (встреч героя с объектами) |
Собственная разработка |
Старший возраст (подготовительная группа)
Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказок описательного и морально-этического типа
Задачи:
1. Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в какой-либо сказке.
2. Продолжать учить давать несколько вариантов окончания сказок, производить схематизацию по итогам сочинительства.
3. Побуждать детей к разыгрыванию сценок по знакомым сказкам, самостоятельно строить диалоги, домысливать и дорабатывать сюжет.
4. Продолжать учить составлять связный текст с помощью наугад выбранных слов, давать несколько вариантов названий сказок.
5. Формировать умение составлять сказки динамического, описательного, морально-этического типа на основе известных алгоритмов. Побуждать детей по итогам сочинения разыгрывать сюжеты сказок.
6. Развивать умение создавать изобразительные продукты на основе придуманных текстов.
Название игры |
Задача |
Содержание и методические рекомендации |
Литература |
ОКТЯБРЬ |
|||
«Парад волшебников времени»
|
Учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени |
Воспитатель
показывает волшебные часы, на цифрах которого сидят разные волшебники
времени. На стрелке часов помещается картинка с изображением какого-либо
объекта. Ребенок раскручивает стрелку, и указанный Волшебник преобразует
объект. |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 153 |
«В какой сказке?»
|
Цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу |
Воспитатель
называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны
вспомнить сказки, которые этому учат. |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 153 |
Упражнения на фантазирование (кляксография, рифмовки, сочинение коротких историй и лимериков, работа со сказками Дж.Родари,…)
|
Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания. |
|
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 152 |
«Раньше – позже»
|
Учить называть основные действия, которые производят герои сказки до и после указанного момента. Побуждать рассказывать сказку (часть сказки) с помощью сделанных воспитателем схем.
|
Ведущий называет какую-либо ситуацию из знакомой сказки. Дети говорят, что было до этого или что будет позже.
|
Т.А. Сидорчук Л.А. Хамидуллина «Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич. рекомендаций |
НОЯБРЬ |
|||
«Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз»
|
учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов. |
Воспитатель
поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с
их помощью посетить какую-либо сказку. (дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо (представление возможных звуков, озвучивание мыслей), Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят. |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 153 |
Знакомство с базовым алгоритмом сказок описательного типа
|
Познакомить детей с базовым алгоритмом (герой должен чему- то научиться в детстве, в зрелом возрасте совершенствовать свое мастерство, противостоять при этом внешним обстоятельствам, мешающим его деятельности). |
Выбор какого-либо героя в детском возрасте. Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности и желание этим заниматься. Описание становления взрослого человека, который хорошо делает свое дело. Порча кем-либо дела героя. Решение творческих задач героя. Продолжение главного дела. Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей. Название сказки и воспроизведение шагов ее создания. |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 157 |
«Составим сказку про прошлое или будущее сказочного героя". Работа с картами Проппа «раскадровка» |
Учить детей составлять описательный тип сказки, используя логические операции системного мышления.
|
Использование базового алгоритма |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 157 |
Составление сказок описательного типа |
побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой на алгоритм; |
Использование базового алгоритма |
|
ДЕКАБРЬ |
|||
Работа с картами Проппа «ра скадровка» «Поступи иначе»
|
(приём « раскадровка» . Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя с положительной на отрицательную или наоборот.), «переделка сказки» с опорой на карты. Учить заменять действия героя знакомой сказки.
|
После прочтения сказки, выясняется, как мог бы еще поступить герой, какой результат его новых действий, какая получилась сказка. Рекомендации: В одной сказке можно изменять действия разных героев поочередно.
|
|
«Наоборот» |
Развивать умение выделять положительных и отрицательных героев сказок |
Воспитатель называет героев сказок, дети выясняют положительный или отрицательный герой: его характер, поступки |
|
Создание собственных сказок («цветные сказки», «вкусные сказки», «Придумай сказочное существо» )
|
Цель: учить детей составлять сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу |
Воспитатель
называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны
вспомнить сказки, которые этому учат. |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 153 |
ЯНВАРЬ |
|||
«Герои бывают разные»
|
Развивать умение определять в каждой сказке основного положительного героя, перечислить его действия, оценить его поступки, сделать вывод о том, что основной герой является носителем добра. |
У каждого ребёнка набор фишек тёмного и светлого тонов. На доске обозначены герои сказок. Воспитатель предлагает фишки светлого тона отдать доброму герою, а тёмного – злому. |
Собственная разработка |
«Учимся у сказки».
|
Развивать умение анализировать поступки героев
|
Обсуждается жизненная проблемная ситуация нравственного характера. Вместе с детьми вспомнить, в какой сказке была такая же ситуация. Как герои решали такую ситуацию. Можно ли нам поступить также. |
Собственная разработка |
Создание картотеки свойств характера человека, пословиц и поговорок (мораль, жизненное правило) |
обогащение и активизация словаря детей прилагательными, обозначающими свойства характера (позитивные – негативные); знакомство с пословицами о труде, дружбе, взаимоотношениях между людьми. |
Воспитатель поочередно показывает картинки героев знакомых сказок. - Золушка. Какая по характеру? (Спокойная, тихая, трудолюбивая) - Снежная Королева. Какая по характеру? (Суровая, злая, вредная) |
Собственная разработка |
ФЕВРАЛЬ |
|||
Знакомство с базовым алгоритмом создания сказок морально-этического типа |
Познакомить детей с базовым алгоритмом |
Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди Описывается Случай (описание появления Случая начинается со слова "И вот однажды…."). Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случаю. Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным героям. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: "История, подслушанная…", "История, которая произошла там-то…", "Как кто-то учился мудрости". |
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 159 |
Разработка знаков алгоритма сказок морально-этического типа |
Побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой на алгоритм, развивать умение выводить жизненное правило на основе созданного текста. |
Шаг 1 Место. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. ПР: кухня. Шаг 2 Герои. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места: холодильник, газовая плита, занавески, кран, раковина, ящик с посудой, ведро и веник (не более 7 объектов). Шаг 3 Характер героев. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: занавеска - равнодушная, плита - злая, посуда - болтливая, веник - труженик, холодильник - мудрый. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками. Здесь же идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди. ПР: Занавеска закрывала кухню от лучей солнца, и ей было удивительно хорошо от того, как она делает свое дело. Плита готовила еду, но очень злилась, независимо от того, что она варила или разогревала. Труженик веник любил делать свое дело, и ему не хватало времени на пустые разговоры. Холодильник охлаждал продукты, но при этом философски относился к окружающему миру. Шаг 4 Случай. Описывается Случай (описание появления Случая начинается со слова "И вот однажды…."). ПР: Появление необычного объекта (футбольный мяч, который залетает в разбитое окно). Шаг 5 Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случаю. ПР: Злая плита: "И так тут много всех собралось, и еще один примчался. Житья нет". Трудолюбивый веник: "Теперь еще придется убрать разбившееся стекло, но ничего, я и с эти справлюсь". Занавеска: "Мне абсолютно безразлично, что здесь валяется мяч и разбито стекло". Шаг 6. Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта. ПР: Холодильник смотрел на все происходящее и был готов дать советы: равнодушной занавеске: "Если беда случается, то нельзя быть равнодушным, надо помочь другому"; труженику венику: "Трудолюбивому и море по колено"; злой плите: "Не злись на других, самому от этого хуже становится". Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным героям. ПР: "Если беда с кем-то случится, то надо спешить на помощь". Или: "Не смейтесь чужой беде - может быть, своя впереди". Шаг 7 Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: "История, подслушанная…", "История, которая произошла там-то…", "Как кто-то учился мудрости". |
Собственная разработка |
Составление сказок морально-этического типа |
Учить детей составлять сказки морально - этического плана на основе очеловечивания неживых объектов. Побуждать выводить жизненное правило в полученном тексте. |
Схема алгоритма (собственная разработка) |
Собственная разработка |
Составление сказок по выбору детей (Бином фантазий)
|
Развитие способности сочинять сказки. |
Алгоритмы |
|
МАРТ |
|||
Викторина «В королевстве сказок»
|
Обобщить знания детей о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение |
|
Собственная разработка |
Индивидуальное сочинение сказок
|
Развитие креативности и самостоятельности в процессе составления текстов сказочного содержания. |
Мониторинг |
Оформление книги сказок |
Изготовление панно к сказке «Друзья познаются в беде»
|
Представление творчества детей |
|
|
Тестопластика по сказкам (семьи воспитанников) |
Представление творчества детей и их родителей |
|
|
Сочинение
экологической сказки прутике» |
|
|
|
Выставка детского творчества «Сказки водят хоровод» (тестопластика) |
|
|
|
Погружаясь в сказочный мир, ребенок верит в то, что переживаемые события происходят в действительности, мысленно принимает участие в борьбе со злом. Через знакомство со сказкой развиваются интеллектуально - творческие способности ребенка, закладываются социально-нравственные основы, обогащается словарь детей, развивается их связная речь, формируется умение мыслить нешаблонно, проявлять индивидуальность, не бояться высказывать смелые идеи, противоречий.
В результате проведенной работы и с помощью диагностики «Изучение воображения в словесном творчестве», предложенной Г.А. Урунтаевой, можно сделать выводы:
1. Дети научились композиционно выстраивать свои сочинения. Большинство из них успешно справляются с наиболее трудной творческой задачей: четко построить, завершить замысел.
2. При самостоятельном сочинении сказок, дети используют алгоритмы построения сюжета сказки, которыми они овладели в процессе знакомства с различными моделями сочинения текстов сказочного содержания.
3. Самостоятельно находят адекватные речевые средства воплощения замысла.
4. Научились принимать творческие задания.
5. У детей возникло выраженное стремление к сочинительской деятельности, развитие фантазии и творческих способностей.
В результате проведения системы занятий по сказке у детей формируется:
1. Легкость генерирования идей;
2. Способность к эмпатии;
3. Способность к свертыванию мыслительных операций;
4. Способность предвидения;
5. Умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.