ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский колледж»
2022-2023
Футуризм в жизни и творчестве Маяковского
Разработал: Иванчук Иван ИосифовичРуководитель Беленко-Линёва Марина Петровна
Учебная дисциплина: Литература
15.01.32 Оператор станков с программным управлением
Маяковский Владимир Владимирович
Поэт родился 19 июля 1893 года в Грузии. После смерти отца в 1906 году поэт с семьёй переехали в Москву. Поступил в гимназию, но вскоре был исключён за неуплату обучения. В 1909–1910 годах Маяковского несколько раз арестовывали: он вступил в партию большевиков, работал в подпольной типографии. В тюрьму попал по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок и отсидел 11 месяцев.
путь к футуризму
В заключении Маяковский прочитал множество книг. Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической. Маяковский решил учиться живописи — сменил нескольких преподавателей и через год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь молодой художник познакомился с Давидом Бурлюком, а позже — с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых. Маяковский писал стихи, от которых его новые товарищи были в восторге. Авангардные авторы решили объединиться против «эстетики старья», и вскоре появился манифест новой творческой группы — «Пощечина общественному вкусу».
Футуристическая группа, «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА» — Владимир Маяковский работал во множестве творческих объединений.
Понятие футуризм
Футуризм – литературное направление, зародившееся в начале ХХ в. Термин образован от лат. «futurum» - будущее. Последователи этого движения отрицали традиции культуры, стремились создать новые формы для выражения нового содержания. Русские футуристы первыми вторгаются в реальность, активно пытаются ее преобразовывать.
Стремление к исследованию новизны в искусстве; отрицание старых норм и традиций; эксперименты с формой произведения, акцентирование внимания на ней; широкое применение неологизмов (новых слов, сочетаний, значений); бунтарство, воспевание войн и революций как способа «омолодить общество»; стремление создать ощущение грядущего переворота; антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то прекрасного; прославление новых технологий, культ города. Для футуризма было характерно отрицание преемственности литературных течений и заслуг старых классиков, а значит, и стремление оторваться от них. Направление стремилось развить право каждого деятеля на индивидуальный стиль, лишённый связей с другими.
«пощёчина общественному вкусу»
«Пощечина общественному вкусу» - манифест футуристов, определивший их права на новаторство в поэзии: на словотворчество, поиск новых тем, отказ от «здравого смысла» и «хорошего вкуса», непринятие наследия признанных классиков.
Текст манифеста был сочинён Бурлюком, Кручёных и Маяковским в течение одного дня в гостинице «Романовка» в Москве. Маяковский представил два своих стихотворения «Ночь» и «Утро».
«Окна роста»
«Окна сатиры РОСТА»
(Окна РОСТА) —
серия плакатов, созданная
в 1919—1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА).
В 1919–1921 годах Владимир Маяковский работал в «Окнах сатиры РОСТА». Российское телеграфное агентство выпускало агитационные рукописные плакаты.
Окна Роста
"Вне телеграфной, пулеметной быстроты — этой работы быть не могло. От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через сорок минут – час уже висело по улице красочным плакатом", — говорил Маяковский.
У всех плакатов были номера. Первым плакатом, созданным Маяковским, был плакат №5.
Футуризм в стихах
“Нате!” – интригующее название стихотворения В. В. Маяковского.
Оно было написано поэтом в 1913 году.
“Нате!” – это протест автора буржуазному обществу, которое воспринимало его творчество как очередное развлечение.
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
Футуризм в стихах
«Домой» –
стихотворение, написанное в 1925 году. В его строках происходит попытка донести до читавших одну из идей футуризма, а именно приравнять искусство к продукту труда, а поэтов – к солдатам.
«Я хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо.
С чугуном чтоб
и с выделкой стали
о работе стихов,
от Политбюро,
чтобы делал
доклады Сталин…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.