Индивидуальный исследовательский проект на тему "Образование и деятельность ОДКБ"

  • Исследовательские работы
  • pdf
  • 17.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Исследовательская работа. Образование и деятельность ОДКБ.pdf

Департамент образования Вологодской области

Бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области

«Череповецкий химико-технологический колледж»

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОДКБ

 

 

 

 

 

 

Автор работы:      Иванов Даниил Петрович

Специальность:     18.02.03. «Химическая технология неорганических веществ»

Дисциплина:         ОГСЭ.02 История

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Череповец, 2018

Содержание

                                                                                                                          Стр.

Введение                                                                                                                                                                                        3

1 Обзор используемых источников и литературы                                                                               5

2 Образование и деятельность ОДКБ                                                                                                               7

3 Значение ОДКБ в международных отношениях                                                                           10

Заключение                                                                                                                                                                              13

Список использованных источников и литературы                                                                       14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При анализе вопросов обеспечения глобальной и региональной безопасности значительное внимание международного политического и экспертного сообщества обращено на потребность реформирования самой архитектуры безопасности. Такое реформирование предполагает улучшение политических, правовых и иных форм сотрудничества, возможность появления новых структур и другого. Причем перемены должны затронуть не только традиционные структуры евроатлантической безопасности. 

При всем разнообразии акцентов среди недостатков механизмов взаимодействия больше всего выделяется проблематика урегулирования и предотвращения конфликтов. 

Наряду с этим значительное число операций Организации Объединенных Наций (ООН) и Евросоюза имеет гражданский и полицейский компоненты, а также компоненты гуманитарной помощи и постконфликтной реконструкции. По опыту действий международной коалиции в Афганистане растет понимание целесообразности более масштабного подключения к урегулированию кризисов гражданских элементов и, следовательно, — структур, которые бы более эффективно предоставляли как военные, так и невоенные компоненты. 

Для успеха операций требуется решение задач в комплексе, с использованием военных и гражданских компонентов и ресурсов. Поэтому своевременно признание того, что международные системы кризисного реагирования должны быть составными — необходимо включать в них разные международные структуры, распределять и координировать функции между ними. 

В свою очередь, в списке основных вооруженных конфликтов за это время увеличивалось количество конфликтов, связанных с внутриполитическими факторами. При этом доля межгосударственных военных конфликтов оставалась крайне невысокой. 

Нарастают такие угрозы, как дефицит водных, продовольственных, энергетических и иных ресурсов. Не удается гарантированно блокировать распространение оружия массового уничтожения. Острыми остаются споры по поводу морских акваторий и ряда приграничных территорий. Реальны угрозы дальнейшего распада «недееспособных» государств. Экологические вызовы и изменение климата проявляют себя в масштабности чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф. 

Динамика и вероятные последствия тех или иных угроз осознаются международной общественностью несвоевременно либо в недостаточной мере для их адекватной нейтрализации. 

Усиление неопределенности несет для крупных держав и международных структур больше опасностей, нежели позитивных возможностей. Соответственно должна расти их заинтересованность в стабилизации и укреплении международно-политической системы, в расширении совместных действий.

В контексте развития механизмов безопасности появляются новые перспективные «действующие лица». К такой категории можно отнести Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 

Темой проекта является «Образование и деятельность ОДКБ». 

Цель работы заключаются в определении и анализе образования и деятельности ОДКБ.

Для достижения цели потребовалось решить ряд задач:

1.            Изучить источники и литературу по теме;

2.            Определить и проанализировать образование и деятельность ОДКБ;

3.            Определить значение Организации Договора о коллективной безопасности в международных отношениях. 

Объектом работы непосредственно является ОДКБ, предметом работы является образование и деятельность данной Организации. 

 

1   Обзор используемых источников и литературы

В ходе работы над проектом по данной теме использовалась информация из книги профессора Игоря Юрьевича Юргенса «ОДКБ: Ответственная безопасность», статья Антонова Максима Владимировича «Организация договора о коллективной безопасности как субъект мировой политики и ее роль в формировании многополярного мира» из журнала Вестник МГИМО Университета, а также использовалась информация и с официальных сайтов ОДКБ. 

В результате прочтения и анализа книги профессора И. Ю. Юргенса «ОДКБ: Ответственная безопасность», которая выпущена в 2011 году, складываются представления об образовании ОДКБ, о деятельности данной Организации с начала её образования и до нашего времени, о взаимодействии её с другими крупнейшими структурами, такими как Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация Объединённых Наций (ООН), Европейский союз (ЕС), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и других. Вместе с тем складывается общее представление о структуре ОДКБ, её составных главных, рабочих, вспомогательных, консультативных и исполнительных органах, о целях и ценностях ОДКБ, о проблемах данной Организации и её партнерства в сфере безопасности ради модернизации в сфере политики. 

В то же время, анализировалась статья М. В. Антонова «Организация договора о коллективной безопасности как субъект мировой политики и ее роль в формировании многополярного мира». В процессе прочтения были выделены особенности мировой политики в процессе формирования мировой многополярности Организации, а также формирование и деятельность Организации Договора о коллективной безопасности как субъекта мировой политики.

В дальнейшем, после прочтения и анализа книги «ОДКБ: Ответственная безопасность», а также статьи «Организация договора о коллективной безопасности как субъект мировой политики и ее роль в формировании многополярного мира», были просмотрены официальные сайты, такие как Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности (СОДКБ) и Парламентская ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ). На данных Интернет ресурсах представлено описание сущности Организации, все новости, связанные с ОДКБ, также описана история её создания, представлены все принятые и нормативные документы. Более того в виде понятных схем представлена структура органов ОДКБ, дано краткое описание каждой страны, входящей в Организацию, представлены, фото- и видеогалереи ОДКБ. 

В результате анализа и прочтения литературы, а также просмотра Интернет ресурсов, ясно, что используемые источники дают возможность в полной мере раскрыть тему данного исследовательского проекта и дать полное понятие об образовании и деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   Образование и деятельность ОДКБ 

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — региональная международная организация, провозглашаемыми целями деятельности которой являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государствчленов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам». ОДКБ, на 2018 год, состоит из шести странчленов: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

ОДКБ, созданная на базе Договора о коллективной безопасности, заключенного в мае 1992 года, и превращенная в Организацию с Уставом, бюджетом, Секретариатом, органами и структурами в 2002 — 2003 годах, позиционирует себя как многофункциональная организация безопасности нового типа.

Многофункциональность ОДКБ и новый тип организации заключаются, прежде всего, в попытке совмещения в одной структуре двух «корзин» функций: с одной стороны, противодействие традиционным внешним военным угрозам, такими действиями, как создание военного союза, состыковка и сращивание военных инфраструктур шести странчленов, и противодействие новым угрозам и вызовам — с другой, например, борьбой с наркотрафиком, незаконной миграцией и терроризмом. Именно это совмещение способно сделать ОДКБ уникальным механизмом, который мог бы играть существенную роль в ходе формирования новой архитектуры безопасности в Евразии. 

Руководство ОДКБ заявляет о готовности Организации взять на себя необходимую долю ответственности в общем деле обеспечения международного мира и стабильности. Её деятельность рассматривается как вклад в поддержание глобальной безопасности. В документах ОДКБ встречается положение о неделимости и коллективном характере безопасности. 

Общая стратегия ОДКБ на современном этапе сформировалась и продолжает формироваться из отдельных функциональных, либо «направленческих» стратегий, которые объективно сложились в разные периоды и под воздействием разных обстоятельств. 

В настоящее время сформированы и действуют Восточноевропейская (Россия — Белоруссия) и Кавказская (Россия — Армения) группировки, на центральноазиатском направлении вместо такой группировки созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) с авиационным компонентом, база в городе Кант в Киргизии. 

Контртеррористическая стратегия ОДКБ начала формироваться еще до терактов в США 11 сентября 2001 года. Уже в документах 2000 года было зафиксировано намерение членов ОДКБ усилить координацию мер по совместному противодействию новым вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности с акцентом на решительную борьбу против международного терроризма. 

Еще одним направлением сотрудничества стран ОДКБ, согласно Уставу Организации, является противодействие нелегальной миграции из третьих стран. Первая совместная операция «Нелегал» была проведена в 2006 году. 

В последние годы ОДКБ активно развивает программу по формированию системы информационной безопасности государств-членов для борьбы с такими угрозами, как распространение информации, запрещенной национальными законодательствами. 

Сложилась система военно-технического сотрудничества и совместной подготовки военных кадров. Согласно существующим соглашениям с 2004 года все государства-члены ОДКБ могут закупать вооружения и военную технику по внутренним российским ценам, которые, нередко оказываются выше цен, предлагаемых другими зарубежными поставщиками.

Существует и парламентское измерение ОДКБ. В 2006 году была создана Парламентская ассамблея ОДКБ, которая занимается контролем за вступлением в силу принятых в рамках Организации документов. Она также отвечает за деятельность по гармонизации национальных законодательств государств-членов и разработку модельных законов. Помимо этого, ОДКБ сформировала механизмы международно-политической координации. Эта группа включает развитие механизмов и процедур политикодипломатического согласования позиций и интересов шести стран-участниц: систему Советов глав государств, министров обороны, министров иностранных дел, секретарей Советов безопасности, глав пограничных ведомств и другие. В нее также входит стратегия взаимодействия ОДКБ с другими международными организациями. Происходит постоянная и относительно успешная координация позиций стран-участниц по голосованиям в ООН, вносятся совместные предложения в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 

                    Относительно       смешанного       характера      Организации       можно

констатировать, что подобный характер имеют две крупнейшие западные структуры — НАТО и Европейский Союз. Обе в разных пропорциях совместили черты политической и военной интеграции или, говоря шире, интеграции в сфере обеспечения безопасности, что в принципе делает возможным их «состыковку» и — в перспективе — координацию функций с ОДКБ. 

Отсюда следует, что ОДКБ является многофункциональной организацией безопасности нового типа, что заключаются в попытке совмещения в одной структуре двух «корзин» функций: с одной стороны, противодействие традиционным внешним военным угрозам и противодействие новым угрозам и вызовам — с другой. Именно это совмещение способно сделать ОДКБ уникальным механизмом, который мог бы играть существенную роль в ходе формирования новой архитектуры безопасности в Евразии. 

 

 

3   Значение ОДКБ в международных отношениях

В поиске места ОДКБ в России и в мире очевидно определенное пересечение функций с другими организациями постсоветского пространства, таких как Содружество Независимых Государств (СНГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). При этом так и не налажено продуктивное взаимодействие между этими структурами. 

Назрел перенос акцентов интеграции с «пробуксовывающих» механизмов СНГ на ОДКБ в военно-политической сфере. Участие новых независимых государств в традиционных региональных структурах, выходящих за пределы постсоветского пространства, прежде всего, ОБСЕ, а также таких структурах, как Организация исламского сотрудничества (ОИС), Форум стран Черноморского региона, Совет евро-атлантического партнёрства (СЕАП), не решает в полной мере проблем обеспечения национальной и региональной безопасности. Ни одна из этих организаций, включая ОБСЕ, не стала главным посредником и субъектом в разрешении затяжных конфликтов в постсоветском регионе, не задействовала свои механизмы и процедуры в моменты острых кризисов в сфере безопасности.

При этом основное внимание ОДКБ нацелено на сотрудничество не с организациями постсоветского пространства, а с международными организациями –— ООН, ОБСЕ, НАТО, Международным комитетом Красного Креста и другими. В основном такое сотрудничество пока ограничивается координацией позиций делегаций шести стран ОДКБ на сессиях ОБСЕ и ООН, а также подписанием соглашений о взаимодействии между секретариатами. ОДКБ не взяла под свою полную ответственность комплекс функций обеспечения безопасности ни в каком-либо конкретном регионе постсоветского пространства, ни в какой-либо функциональной сфере. ООН и ОБСЕ, подписав первые соглашения о взаимодействии с ОДКБ, еще не достигли с Организацией практического разграничения полномочий, не дали мандата на ее действия от имени глобального или евразийского сообщества наций. Реальные совместные действия — вопрос будущего.

Основные затруднения в сфере международного сотрудничества возникают в вопросах установления отношений с НАТО. Альянс отказывается признавать ОДКБ в качестве полноценной региональной организации, но у ОДКБ и Альянса есть целый ряд общих интересов в сфере обеспечения региональной безопасности. Так, очевидной сферой для взаимодействия ОДКБ и НАТО могло бы стать афганское урегулирование.

ОДКБ пока не удалось создать наиболее ожидаемый от нее компонент — систему урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве. Созданные Миротворческие силы способны принимать участие в урегулировании конфликтов лишь в рамках «классического»

миротворчества, что уже давно особо не востребовано в современном мире.

В настоящее время на геополитическом пространстве Евразии сложились конкурирующие инструменты кризисного реагирования — Силы кризисного реагирования ЕС, Силы реагирования НАТО и КСОР ОДКБ, ныне дополняемые Миротворческими силами. Отсутствие их взаимодействия контрпродуктивно. Координация деятельности, функций, применимости, совместимости параллельно сложившихся в Евразии механизмов кризисного реагирования является важной задачей переформатирования архитектуры региональной безопасности. 

Все государства ОДКБ разделяют мнение, что внерегиональные государства и другие организации, действующие на постсоветском пространстве, как констатировал Генеральный секретарь ОДКБ, не могут не считаться со стратегическими интересами и задачами сформировавшихся здесь интеграционных механизмов и должны учитывать их в своей политике, проецируемой на наш регион. И США, и любые третьи государства должны видеть выгоду и преимущества для себя в активном диалоге с нашими структурами в интересах гармонизации подходов, укрепления общей стабильности и взаимного доверия. 

В настоящее время происходит разработка новых доктринальных документов ОДКБ. Однако они, как представляется, будут в большей степени сосредоточены на обосновании функциональных аспектов, а не роли ОДКБ в регионе и в мире. У ОДКБ нет ясно заявленной и понятной для международного сообщества и самих государств-членов политической программы. В результате возникают две взаимосвязанные проблемы. Вопервых, единства и внутриорганизационной дисциплины, поиска общих целей и ценностей. Во-вторых, позиционирования ОДКБ в системе региональных и международных структур безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ОДКБ не может являться единственным механизмом обеспечения военно-политической безопасности для новых независимых государств, объединившихся в военнополитический союз с Россией, но Организация Договора о коллективной безопасности, сохраняя и развивая уникальные функции обеспечения безопасности группы объединивших усилия государств, может и должна стать одним из ключевых элементов новой многофункциональной системы коллективной безопасности общеевразийского масштаба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Цель работы достигнута, определено и изучено образование и деятельность Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В ходе работы были выполнены все поставленные задачи. Рассмотрены используемые источники и литература, определено значение ОДКБ в международных отношениях.  

ОДКБ к концу первого десятилетия своего существования сделала много. В рамках организации развивается сотрудничество по двум «корзинам» функций: противодействие традиционным внешним военным угрозам и борьба с новыми вызовами и угрозами. ОДКБ имеет возможности реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. ОДКБ стремится углублять взаимодействие и в политической сфере. 

Тематика, связанная с перспективами развития ОДКБ, все еще занимает недостаточное место в серьезной экспертной работе — и в России, и за рубежом. Отсутствует должный системный анализ настоящего и будущего Организации, ее места и роли в региональной и глобальной архитектуре безопасности. Более того, отсутствует ясная и конкретная концепция развития, что заметно на фоне серьезных шагов по укреплению

Организации за последнее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников и литературы

1.     Антонов М. В. Организация договора о коллективной безопасности как субъект мировой политики и ее роль в формировании многополярного мира // Вестник МГИМО Университета. — 2011. — № 56. — 153 с.

2.     Методические рекомендации для студентов Череповецкого химикотехнологического колледжа по работе над проектом, — Череповец:

БПОУ ВО «ЧХТК», 2017 — 36 с.

3.     Методические рекомендации по оформлению исследовательского проекта по дисциплине ОГСЭ.02 «История» для студентов специальности 18.02.03 «Химическая технология неорганических веществ», — Череповец: БПОУ ВО «ЧХТК», 2018 — 21 с.

4.     Парламентская ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.paodkb.ru/ 

5.     Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/ 

6.     Юргенс И.Ю., Кулик С.А., Никитин А.И. и др.. ОДКБ: ответственная безопасность. — Москва, 2011. — 68 с.