Индивидуальный исследовательский проект на тему "Образование и деятельность ОДКБ"
Оценка 4.7

Индивидуальный исследовательский проект на тему "Образование и деятельность ОДКБ"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
pdf
история
11 кл
17.01.2019
Индивидуальный исследовательский проект на тему "Образование и деятельность ОДКБ"
Исследовательская работа. Образование и деятельность ОДКБ.pdf

Департамент образования Вологодской области

Бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области

«Череповецкий химико-технологический колледж»

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОДКБ

 

 

 

 

 

 

Автор работы:      Иванов Даниил Петрович

Специальность:     18.02.03. «Химическая технология неорганических веществ»

Дисциплина:         ОГСЭ.02 История

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Череповец, 2018

Содержание

                                                                                                                          Стр.

Введение                                                                                                                                                                                        3

1 Обзор используемых источников и литературы                                                                               5

2 Образование и деятельность ОДКБ                                                                                                               7

3 Значение ОДКБ в международных отношениях                                                                           10

Заключение                                                                                                                                                                              13

Список использованных источников и литературы                                                                       14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При анализе вопросов обеспечения глобальной и региональной безопасности значительное внимание международного политического и экспертного сообщества обращено на потребность реформирования самой архитектуры безопасности. Такое реформирование предполагает улучшение политических, правовых и иных форм сотрудничества, возможность появления новых структур и другого. Причем перемены должны затронуть не только традиционные структуры евроатлантической безопасности. 

При всем разнообразии акцентов среди недостатков механизмов взаимодействия больше всего выделяется проблематика урегулирования и предотвращения конфликтов. 

Наряду с этим значительное число операций Организации Объединенных Наций (ООН) и Евросоюза имеет гражданский и полицейский компоненты, а также компоненты гуманитарной помощи и постконфликтной реконструкции. По опыту действий международной коалиции в Афганистане растет понимание целесообразности более масштабного подключения к урегулированию кризисов гражданских элементов и, следовательно, — структур, которые бы более эффективно предоставляли как военные, так и невоенные компоненты. 

Для успеха операций требуется решение задач в комплексе, с использованием военных и гражданских компонентов и ресурсов. Поэтому своевременно признание того, что международные системы кризисного реагирования должны быть составными — необходимо включать в них разные международные структуры, распределять и координировать функции между ними. 

В свою очередь, в списке основных вооруженных конфликтов за это время увеличивалось количество конфликтов, связанных с внутриполитическими факторами. При этом доля межгосударственных военных конфликтов оставалась крайне невысокой. 

Нарастают такие угрозы, как дефицит водных, продовольственных, энергетических и иных ресурсов. Не удается гарантированно блокировать распространение оружия массового уничтожения. Острыми остаются споры по поводу морских акваторий и ряда приграничных территорий. Реальны угрозы дальнейшего распада «недееспособных» государств. Экологические вызовы и изменение климата проявляют себя в масштабности чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф. 

Динамика и вероятные последствия тех или иных угроз осознаются международной общественностью несвоевременно либо в недостаточной мере для их адекватной нейтрализации. 

Усиление неопределенности несет для крупных держав и международных структур больше опасностей, нежели позитивных возможностей. Соответственно должна расти их заинтересованность в стабилизации и укреплении международно-политической системы, в расширении совместных действий.

В контексте развития механизмов безопасности появляются новые перспективные «действующие лица». К такой категории можно отнести Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 

Темой проекта является «Образование и деятельность ОДКБ». 

Цель работы заключаются в определении и анализе образования и деятельности ОДКБ.

Для достижения цели потребовалось решить ряд задач:

1.            Изучить источники и литературу по теме;

2.            Определить и проанализировать образование и деятельность ОДКБ;

3.            Определить значение Организации Договора о коллективной безопасности в международных отношениях. 

Объектом работы непосредственно является ОДКБ, предметом работы является образование и деятельность данной Организации. 

 

1   Обзор используемых источников и литературы

В ходе работы над проектом по данной теме использовалась информация из книги профессора Игоря Юрьевича Юргенса «ОДКБ: Ответственная безопасность», статья Антонова Максима Владимировича «Организация договора о коллективной безопасности как субъект мировой политики и ее роль в формировании многополярного мира» из журнала Вестник МГИМО Университета, а также использовалась информация и с официальных сайтов ОДКБ. 

В результате прочтения и анализа книги профессора И. Ю. Юргенса «ОДКБ: Ответственная безопасность», которая выпущена в 2011 году, складываются представления об образовании ОДКБ, о деятельности данной Организации с начала её образования и до нашего времени, о взаимодействии её с другими крупнейшими структурами, такими как Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация Объединённых Наций (ООН), Европейский союз (ЕС), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и других. Вместе с тем складывается общее представление о структуре ОДКБ, её составных главных, рабочих, вспомогательных, консультативных и исполнительных органах, о целях и ценностях ОДКБ, о проблемах данной Организации и её партнерства в сфере безопасности ради модернизации в сфере политики. 

В то же время, анализировалась статья М. В. Антонова «Организация договора о коллективной безопасности как субъект мировой политики и ее роль в формировании многополярного мира». В процессе прочтения были выделены особенности мировой политики в процессе формирования мировой многополярности Организации, а также формирование и деятельность Организации Договора о коллективной безопасности как субъекта мировой политики.

В дальнейшем, после прочтения и анализа книги «ОДКБ: Ответственная безопасность», а также статьи «Организация договора о коллективной безопасности как субъект мировой политики и ее роль в формировании многополярного мира», были просмотрены официальные сайты, такие как Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности (СОДКБ) и Парламентская ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ). На данных Интернет ресурсах представлено описание сущности Организации, все новости, связанные с ОДКБ, также описана история её создания, представлены все принятые и нормативные документы. Более того в виде понятных схем представлена структура органов ОДКБ, дано краткое описание каждой страны, входящей в Организацию, представлены, фото- и видеогалереи ОДКБ. 

В результате анализа и прочтения литературы, а также просмотра Интернет ресурсов, ясно, что используемые источники дают возможность в полной мере раскрыть тему данного исследовательского проекта и дать полное понятие об образовании и деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   Образование и деятельность ОДКБ 

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — региональная международная организация, провозглашаемыми целями деятельности которой являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государствчленов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам». ОДКБ, на 2018 год, состоит из шести странчленов: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

ОДКБ, созданная на базе Договора о коллективной безопасности, заключенного в мае 1992 года, и превращенная в Организацию с Уставом, бюджетом, Секретариатом, органами и структурами в 2002 — 2003 годах, позиционирует себя как многофункциональная организация безопасности нового типа.

Многофункциональность ОДКБ и новый тип организации заключаются, прежде всего, в попытке совмещения в одной структуре двух «корзин» функций: с одной стороны, противодействие традиционным внешним военным угрозам, такими действиями, как создание военного союза, состыковка и сращивание военных инфраструктур шести странчленов, и противодействие новым угрозам и вызовам — с другой, например, борьбой с наркотрафиком, незаконной миграцией и терроризмом. Именно это совмещение способно сделать ОДКБ уникальным механизмом, который мог бы играть существенную роль в ходе формирования новой архитектуры безопасности в Евразии. 

Руководство ОДКБ заявляет о готовности Организации взять на себя необходимую долю ответственности в общем деле обеспечения международного мира и стабильности. Её деятельность рассматривается как вклад в поддержание глобальной безопасности. В документах ОДКБ встречается положение о неделимости и коллективном характере безопасности. 

Общая стратегия ОДКБ на современном этапе сформировалась и продолжает формироваться из отдельных функциональных, либо «направленческих» стратегий, которые объективно сложились в разные периоды и под воздействием разных обстоятельств. 

В настоящее время сформированы и действуют Восточноевропейская (Россия — Белоруссия) и Кавказская (Россия — Армения) группировки, на центральноазиатском направлении вместо такой группировки созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) с авиационным компонентом, база в городе Кант в Киргизии. 

Контртеррористическая стратегия ОДКБ начала формироваться еще до терактов в США 11 сентября 2001 года. Уже в документах 2000 года было зафиксировано намерение членов ОДКБ усилить координацию мер по совместному противодействию новым вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности с акцентом на решительную борьбу против международного терроризма. 

Еще одним направлением сотрудничества стран ОДКБ, согласно Уставу Организации, является противодействие нелегальной миграции из третьих стран. Первая совместная операция «Нелегал» была проведена в 2006 году. 

В последние годы ОДКБ активно развивает программу по формированию системы информационной безопасности государств-членов для борьбы с такими угрозами, как распространение информации, запрещенной национальными законодательствами. 

Сложилась система военно-технического сотрудничества и совместной подготовки военных кадров. Согласно существующим соглашениям с 2004 года все государства-члены ОДКБ могут закупать вооружения и военную технику по внутренним российским ценам, которые, нередко оказываются выше цен, предлагаемых другими зарубежными поставщиками.

Существует и парламентское измерение ОДКБ. В 2006 году была создана Парламентская ассамблея ОДКБ, которая занимается контролем за вступлением в силу принятых в рамках Организации документов. Она также отвечает за деятельность по гармонизации национальных законодательств государств-членов и разработку модельных законов. Помимо этого, ОДКБ сформировала механизмы международно-политической координации. Эта группа включает развитие механизмов и процедур политикодипломатического согласования позиций и интересов шести стран-участниц: систему Советов глав государств, министров обороны, министров иностранных дел, секретарей Советов безопасности, глав пограничных ведомств и другие. В нее также входит стратегия взаимодействия ОДКБ с другими международными организациями. Происходит постоянная и относительно успешная координация позиций стран-участниц по голосованиям в ООН, вносятся совместные предложения в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 

                    Относительно       смешанного       характера      Организации       можно

констатировать, что подобный характер имеют две крупнейшие западные структуры — НАТО и Европейский Союз. Обе в разных пропорциях совместили черты политической и военной интеграции или, говоря шире, интеграции в сфере обеспечения безопасности, что в принципе делает возможным их «состыковку» и — в перспективе — координацию функций с ОДКБ. 

Отсюда следует, что ОДКБ является многофункциональной организацией безопасности нового типа, что заключаются в попытке совмещения в одной структуре двух «корзин» функций: с одной стороны, противодействие традиционным внешним военным угрозам и противодействие новым угрозам и вызовам — с другой. Именно это совмещение способно сделать ОДКБ уникальным механизмом, который мог бы играть существенную роль в ходе формирования новой архитектуры безопасности в Евразии. 

 

 

3   Значение ОДКБ в международных отношениях

В поиске места ОДКБ в России и в мире очевидно определенное пересечение функций с другими организациями постсоветского пространства, таких как Содружество Независимых Государств (СНГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). При этом так и не налажено продуктивное взаимодействие между этими структурами. 

Назрел перенос акцентов интеграции с «пробуксовывающих» механизмов СНГ на ОДКБ в военно-политической сфере. Участие новых независимых государств в традиционных региональных структурах, выходящих за пределы постсоветского пространства, прежде всего, ОБСЕ, а также таких структурах, как Организация исламского сотрудничества (ОИС), Форум стран Черноморского региона, Совет евро-атлантического партнёрства (СЕАП), не решает в полной мере проблем обеспечения национальной и региональной безопасности. Ни одна из этих организаций, включая ОБСЕ, не стала главным посредником и субъектом в разрешении затяжных конфликтов в постсоветском регионе, не задействовала свои механизмы и процедуры в моменты острых кризисов в сфере безопасности.

При этом основное внимание ОДКБ нацелено на сотрудничество не с организациями постсоветского пространства, а с международными организациями –— ООН, ОБСЕ, НАТО, Международным комитетом Красного Креста и другими. В основном такое сотрудничество пока ограничивается координацией позиций делегаций шести стран ОДКБ на сессиях ОБСЕ и ООН, а также подписанием соглашений о взаимодействии между секретариатами. ОДКБ не взяла под свою полную ответственность комплекс функций обеспечения безопасности ни в каком-либо конкретном регионе постсоветского пространства, ни в какой-либо функциональной сфере. ООН и ОБСЕ, подписав первые соглашения о взаимодействии с ОДКБ, еще не достигли с Организацией практического разграничения полномочий, не дали мандата на ее действия от имени глобального или евразийского сообщества наций. Реальные совместные действия — вопрос будущего.

Основные затруднения в сфере международного сотрудничества возникают в вопросах установления отношений с НАТО. Альянс отказывается признавать ОДКБ в качестве полноценной региональной организации, но у ОДКБ и Альянса есть целый ряд общих интересов в сфере обеспечения региональной безопасности. Так, очевидной сферой для взаимодействия ОДКБ и НАТО могло бы стать афганское урегулирование.

ОДКБ пока не удалось создать наиболее ожидаемый от нее компонент — систему урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве. Созданные Миротворческие силы способны принимать участие в урегулировании конфликтов лишь в рамках «классического»

миротворчества, что уже давно особо не востребовано в современном мире.

В настоящее время на геополитическом пространстве Евразии сложились конкурирующие инструменты кризисного реагирования — Силы кризисного реагирования ЕС, Силы реагирования НАТО и КСОР ОДКБ, ныне дополняемые Миротворческими силами. Отсутствие их взаимодействия контрпродуктивно. Координация деятельности, функций, применимости, совместимости параллельно сложившихся в Евразии механизмов кризисного реагирования является важной задачей переформатирования архитектуры региональной безопасности. 

Все государства ОДКБ разделяют мнение, что внерегиональные государства и другие организации, действующие на постсоветском пространстве, как констатировал Генеральный секретарь ОДКБ, не могут не считаться со стратегическими интересами и задачами сформировавшихся здесь интеграционных механизмов и должны учитывать их в своей политике, проецируемой на наш регион. И США, и любые третьи государства должны видеть выгоду и преимущества для себя в активном диалоге с нашими структурами в интересах гармонизации подходов, укрепления общей стабильности и взаимного доверия. 

В настоящее время происходит разработка новых доктринальных документов ОДКБ. Однако они, как представляется, будут в большей степени сосредоточены на обосновании функциональных аспектов, а не роли ОДКБ в регионе и в мире. У ОДКБ нет ясно заявленной и понятной для международного сообщества и самих государств-членов политической программы. В результате возникают две взаимосвязанные проблемы. Вопервых, единства и внутриорганизационной дисциплины, поиска общих целей и ценностей. Во-вторых, позиционирования ОДКБ в системе региональных и международных структур безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ОДКБ не может являться единственным механизмом обеспечения военно-политической безопасности для новых независимых государств, объединившихся в военнополитический союз с Россией, но Организация Договора о коллективной безопасности, сохраняя и развивая уникальные функции обеспечения безопасности группы объединивших усилия государств, может и должна стать одним из ключевых элементов новой многофункциональной системы коллективной безопасности общеевразийского масштаба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Цель работы достигнута, определено и изучено образование и деятельность Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В ходе работы были выполнены все поставленные задачи. Рассмотрены используемые источники и литература, определено значение ОДКБ в международных отношениях.  

ОДКБ к концу первого десятилетия своего существования сделала много. В рамках организации развивается сотрудничество по двум «корзинам» функций: противодействие традиционным внешним военным угрозам и борьба с новыми вызовами и угрозами. ОДКБ имеет возможности реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. ОДКБ стремится углублять взаимодействие и в политической сфере. 

Тематика, связанная с перспективами развития ОДКБ, все еще занимает недостаточное место в серьезной экспертной работе — и в России, и за рубежом. Отсутствует должный системный анализ настоящего и будущего Организации, ее места и роли в региональной и глобальной архитектуре безопасности. Более того, отсутствует ясная и конкретная концепция развития, что заметно на фоне серьезных шагов по укреплению

Организации за последнее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников и литературы

1.     Антонов М. В. Организация договора о коллективной безопасности как субъект мировой политики и ее роль в формировании многополярного мира // Вестник МГИМО Университета. — 2011. — № 56. — 153 с.

2.     Методические рекомендации для студентов Череповецкого химикотехнологического колледжа по работе над проектом, — Череповец:

БПОУ ВО «ЧХТК», 2017 — 36 с.

3.     Методические рекомендации по оформлению исследовательского проекта по дисциплине ОГСЭ.02 «История» для студентов специальности 18.02.03 «Химическая технология неорганических веществ», — Череповец: БПОУ ВО «ЧХТК», 2018 — 21 с.

4.     Парламентская ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.paodkb.ru/ 

5.     Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/ 

6.     Юргенс И.Ю., Кулик С.А., Никитин А.И. и др.. ОДКБ: ответственная безопасность. — Москва, 2011. — 68 с.

Департамент образования Вологодской области

Департамент образования Вологодской области

Череповец, 2018 Содержание

Череповец, 2018 Содержание

Введение При анализе вопросов обеспечения глобальной и региональной безопасности значительное внимание международного политического и экспертного сообщества обращено на потребность реформирования самой архитектуры безопасности

Введение При анализе вопросов обеспечения глобальной и региональной безопасности значительное внимание международного политического и экспертного сообщества обращено на потребность реформирования самой архитектуры безопасности

При этом доля межгосударственных военных конфликтов оставалась крайне невысокой

При этом доля межгосударственных военных конфликтов оставалась крайне невысокой

Объектом работы непосредственно является

Объектом работы непосредственно является

Организации Договора о коллективной безопасности как субъекта мировой политики

Организации Договора о коллективной безопасности как субъекта мировой политики

Образование и деятельность ОДКБ

Образование и деятельность ОДКБ

ОДКБ уникальным механизмом, который мог бы играть существенную роль в ходе формирования новой архитектуры безопасности в

ОДКБ уникальным механизмом, который мог бы играть существенную роль в ходе формирования новой архитектуры безопасности в

В последние годы ОДКБ активно развивает программу по формированию системы информационной безопасности государств-членов для борьбы с такими угрозами, как распространение информации, запрещенной национальными законодательствами

В последние годы ОДКБ активно развивает программу по формированию системы информационной безопасности государств-членов для борьбы с такими угрозами, как распространение информации, запрещенной национальными законодательствами

ОДКБ. Отсюда следует, что

ОДКБ. Отсюда следует, что

При этом основное внимание ОДКБ нацелено на сотрудничество не с организациями постсоветского пространства, а с международными организациями –—

При этом основное внимание ОДКБ нацелено на сотрудничество не с организациями постсоветского пространства, а с международными организациями –—

В настоящее время на геополитическом пространстве

В настоящее время на геополитическом пространстве

Россией, но Организация Договора о коллективной безопасности, сохраняя и развивая уникальные функции обеспечения безопасности группы объединивших усилия государств, может и должна стать одним из ключевых…

Россией, но Организация Договора о коллективной безопасности, сохраняя и развивая уникальные функции обеспечения безопасности группы объединивших усилия государств, может и должна стать одним из ключевых…

ОДКБ стремится углублять взаимодействие и в политической сфере

ОДКБ стремится углублять взаимодействие и в политической сфере

Методические рекомендации по оформлению исследовательского проекта по дисциплине

Методические рекомендации по оформлению исследовательского проекта по дисциплине
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2019