Предлагаемый методический материал является индивидуальным образовательным маршрутом школьника по определенной теме в курсе химии. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут, с одной стороны, является продуктом совместного творчества педагога и обучающегося, а с другой – средством становления личностных достижений обучающегося.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Индивидуальный образовательный маршрут.
Структурная
формула гистамина
Знаете ли вы, что…
производным метил
амина является
адреналин,
участвующий в
передаче нервных
импульсов и
регуляции работы
сердечнососудистой
системы.
Амины
Амины и их производные (как жиры и углеводы)
играют важную роль в живой природе. Например,
гистамин (см. рис.) в организме многоклеточных
животных регулирует расширение сосудов, выделение
желудочного сока, влияет на аллергические реакции.
Значительное количество аминов содержится в
селедочном рассоле,
это
диметиламин и триметиламин. Их присутствием и
обусловливается характерный запах рассола.
преимущественно
Д е м о н с т р а ц и о н н ы й о п ы т
«Получение
аминов из селедочного рассола».
В круглодонную колбу наливают 15–20 мл
селедочного рассола,
добавляют 6–7 мл
концентрированного раствора гидроксида натрия,
плотно закрывают колбу пробкой с газоотводной
трубкой, конец которой опускают в пробирку с водой,
охлаждаемую льдом. Колбу нагревают на пламени
спиртовки 5–7 минут. Полученный в пробирке раствор
испытывают полоской универсального индикатора.
Какой цвет приобрел индикатор? О чем это
свидетельствует?
Лабораторный опыт «Выявление сходства в
свойствах предельных аминов и аммиака».
К выданному раствору аминов (объемом 1 мл),
полученному в предыдущем опыте, добавьте 1–2 капли
фенолфталеина. В другую пробирку налейте 1 мл
раствора аммиака и также добавьте 1–2 капли
индикатора. Что происходит с окраской индикатора? О
чем это свидетельствует? В две другие пробирки
налейте по 1 мл хлорида железа (III), в одну изпробирок добавьте несколько капель раствора аминов,
а в другую – несколько капель раствора аммиака. О
чем свидетельствуют происходящие изменения? Что
вам удалось выяснить?
Амины – это производные аммиака, в молекулах
которых один или несколько атомов водорода
замещены
радикалы.
Функциональной
является
аминогруппа: –NH2. Простейшим амином является
метиламин: CН3–NH2.
углеводородные
на
группой
аминов
В зависимости от того, сколько атомов водорода в
аммиаке замещено радикалами, различают амины
первичные (RNH2), вторичные (R2NH) и третичные
(R3N). Подобно аммиаку амины проявляют основные
свойства.
1. Ответьте на вопросы.
1.1. Гистамин (его формула приведена в параграфе) является производным
этиламина. К каким аминам можно отнести гистамин (первичным, вторичным
или третичным)? Обоснуйте свой ответ.
1.2. Низшие амины (например, метиламин, этиламин) хорошо растворимы в
воде, а соответствующие им углеводороды (метан, этан) в воде нерастворимы.
Как объяснить данный факт?
1.3. Амины, с растворами которых вы проводили опыты, относят к
предельным аминам. Как вы понимаете термин «предельные амины»?
1.4. Почему амины называют органическими основаниями?
2. Выполните упражнения.
2.1. Напишите структурные формулы двух изомерных аминов, имеющих
состав С2Н7N.
2.2. Составьте уравнения реакций метиламина:
а) с водой;
б) соляной кислотой;
в) серной кислотой.
2.3. Составьте уравнение реакции хлорида железа (III) с гидроксидом
метиламмония.3. Решите задачи.
3.1. Рассчитайте объем воздуха, необходимого для сжигания 9 г этиламина.
Объемная доля кислорода в воздухе составляет 21 %.
3.2. Выведите молекулярную формулу органического соединения,
содержащего 38,7 % углерода, 16,2 % водорода и азот. Относительная плотность
этого вещества по водороду равна 15,5.
3.3. При горении амина массой 9,2 г образовалось 16,2 г воды, 13,44 л
углекислого газа и 2,24 л азота (н. у.). Относительная плотность амина по
воздуху равна 1,59. Выведите молекулярную формулу амина.