Предлагаемый методический материал является индивидуальным образовательным маршрутом школьника по определенной теме в курсе химии. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут, с одной стороны, является продуктом совместного творчества педагога и обучающегося, а с другой – средством становления личностных достижений обучающегося.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Индивидуальный образовательный маршрут.
Экстракция растительных пигментов
При приготовлении первых блюд, соусов и
напитков происходит переход питательных веществ,
содержащихся в пищевых продуктах, в раствор. В
результате этих процессов мы получаем вкусные
бульоны, компоты, ароматные чай и кофе. Данные
процессы по своей сути являются экстракцией (от лат.
еxtraho – «извлекаю»).
Д е м о н с т р а ц и о н н ы й
растворителей для
растительных пигментов».
о п ы т
экстракции
«Подбор
различных
В две пробирки наливают по 2 мл воды, в одну
пробирку помещают три кусочка сырой моркови
(размером 0,5 × 0,5 см), а в другую – три таких же по
величине кусочка сырой свеклы. В две другие
пробирки наливают по 1 мл бензола и также помещают
в одну из них кусочки моркови, а в другую – кусочки
свеклы. Закрывают пробирки пробками и встряхивают
в течение минуты. Что происходит с жидкостями в
пробирках?
В свекле и моркови содержатся разные пигменты.
Основной пигмент моркови – каротин – практически
нерастворим в воде и хорошо растворим в неполярных
растворителях (в бензоле). Поэтому каротин мы не
смогли извлечь водой. Красный пигмент свеклы –
бетаин – хорошо растворим в воде и плохо растворим
в бензоле. Поэтому бетаин удалось экстрагировать
водой. Таким образом, чтобы провести экстракцию,
необходимо знать свойства извлекаемых веществ для
оптимального выбора подходящего растворителя.
Знаете ли вы, что…
в листьях зеленых
растений
содержится
несколько пигментов:
хлорофилл а,
хлорофилл b,
ксантофилл и
каротин.
Знаете ли вы, что…
многие растительные
пигменты
используются в
качестве пищевых
красителей.Вспомните, в какой жидкости удалось растворить жир
(§ 8).
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т 1 «Экстракция каротина
неполярным растворителем».
Измельчите морковь на мелкой терке. Поместите ее
на марлевую салфетку и отожмите сок в стакан.
Прилейте в стакан такой же объем воды. Добавьте к
полученному раствору 3–4 мл растительного масла.
Хорошо перемешайте содержимое стакана стеклянной
палочкой. Поставьте стакан на стол и дождитесь
расслоения жидкости. В какой слой переходит
пигмент?
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т
2 «Экстракция
антоцианов полярным растворителем».
Горсть ягод вишни или малины насыпьте в колбу и
добавьте 50 мл воды. Прокипятите ягоды на
электрической плитке (через асбестовую сетку) в
течение нескольких минут, до получения густого
отвара. Пропустите отвар через марлю. Какой цвет
приобрел отвар ягод? Что вам удалось выяснить?
Антоцианы можно извлечь из
листьев
краснокочанной капусты и из лепестков цветков с
цветовой гаммой от розовой до фиолетовой. Для этого
0,5–1 г растительного сырья поместите в ступку и
измельчите с небольшим количеством хорошо
промытого песка. Добавьте около 5 мл воды и
пропустите через бумажный фильтр. В зависимости от
вида растения такая вытяжка может быть голубого,
синего, фиолетового, розового или малинового цвета.
Приготовленные
в
холодильник для использования на следующем
занятии.
экстракты
поместите
Например, хлорофилл
(пищевая добавка
Е140) придает
продуктам оливковые
оттенки.
Знаете ли вы, что…
антоцианы (от греч.
ánthos – «цвет»
и kýаnos –
«лазоревый») – одни
из самых
распространенных
пигментов в
растительном
царстве. Антоцианы
часто определяют
цвет лепестков
цветков
и плодов. Они
вырабатываются
растениями для
защиты от
неблагоприятных
факторов, прежде
всего от УФ лучей
солнца
и пораженияразличными
инфекциями.
1. Ответьте на вопросы.
1.1. Как объяснить с точки зрения химии рекомендацию диетологов
употреблять в пищу натертую морковь в сочетании с растительным маслом или
сметаной?
1.2. При приготовлении винегрета советуют кусочки вареной свеклы на
несколько минут залить растительным маслом, и лишь затем добавлять их к
остальным овощам. В этом случае винегрет дольше сохранит свою красивую
пеструю раскраску. Как объяснить этот факт с точки зрения химии?
1.3. Для удаления с одежды зеленых пятен от травы рекомендуют протереть
пятно ватным тампоном, смоченным этиловым спиртом. На чем основан такой
совет?
1.4. Антоцианы являются сильными антиоксидантами, связывая свободные
радикалы кислорода и препятствуя повреждению мембран клеток. Антоцианы не
могут образовываться в организме человека, поэтому должны поступать в него с
пищей. В каких продуктах питания содержатся антоцианы?
2. Выполните упражнения.
2.1. Исследования многих химиков позволили установить связь между
окраской соединения и его строением. В молекуле красителя должны быть
бензольное кольцо и группы атомов, содержащие двойные связи. Составьте
структурную формулу синтетического желтого красителя, имеющего состав
С18Н16, систематическое название которого: дифенилгексатриен. По краям
молекулы этого красителя располагаются бензольные кольца, соединенные друг
с другом цепочкой из шести углеродных атомов, содержащей чередующиеся
одинарные и двойные связи.
2.2. Молекулы, содержащие в своем составе полярные группировки, могут
быть извлечены (экстрагированы) из растительного сырья полярным
растворителем. Молекула
α
каротина имеет вид:Объясните, почему пигмент, содержащийся в моркови, не удалось
экстрагировать водой.
3. Решите задачи.
3.1. Пигмент, придающий характерный цвет корнеплодам свеклы, – бетаин –
содержит (по массе) 51,3 % углерода, 9,4 % водорода, 11,9 % азота и 27,4 %
кислорода. Молекулярная масса бетаина в 6,5 раз больше молекулярной массы
воды. Выведите молекулярную формулу этого растительного пигмента.
3.2. Сухая чешуя репчатого лука содержит в большом количестве желтый
пигмент кверцетин, молекула которого состоит из атомов углерода, водорода и
кислорода. На полное сжигание 1 моль кверцетина необходимо израсходовать 14
моль кислорода, при этом образуется 15 моль оксида углерода (IV) и 5 моль
воды. Выведите молекулярную формулу кверцетина.
4. Проведите опыт «Использование растительных пигментов в качестве
пищевых красителей».
Очищенную свеклу натрите на терке. Натертую свеклу положите в марлю и
из полученной массы выдавите сок. В стаканчик положите одну столовую ложку
сметаны, добавьте одну чайную ложку свекольного сока и перемешайте до
получения однородной массы. Какой цвет приобрела сметана? Попробуйте
окрасить свекольным соком кефир, йогурт и молочный коктейль
(приготовленный из мороженого). Свекольный краситель является пищевой
добавкой Е162. Аналогично получите сок из моркови и добавьте чайную ложку
морковного сока к различным молочным продуктам – вы окрасите их пищевым
красителем Е160а. Что вам удалось выяснить?
Свекольным соком можно окрасить яйца на Пасху. Для этого куриные яйца с
белой скорлупой следует отварить в одной кастрюле с мелконарезанной свеклой
с добавлением одной чайной ложки столового уксуса. Для достижения
насыщенности цвета яйца можно оставить в красящей жидкости до тех пор, пока
они совершенно не остынут. В какой цвет окрасилась скорлупа яиц?