Предлагаемый методический материал является индивидуальным образовательным маршрутом школьника по определенной теме в курсе химии. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут, с одной стороны, является продуктом совместного творчества педагога и обучающегося, а с другой – средством становления личностных достижений обучающегося.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Индивидуальный образовательный маршрут.
Глюкоза
Углеводы синтезируются растениями в процессе
фотосинтеза из неорганических веществ – углекислого газа
и воды.
В наш организм углеводы поступают
преимущественно с растительной пищей.
Знаете ли вы,
что…
впервые термин
«углеводы»
был предложен
профессором
Тартусского
университета
К. Г. Шмидтом в
1844 году.
В то время
предполагали, что
все углеводы
имеют общую
формулу
Сm(H2O)n, то есть
углерод + вода.
Отсюда
и название
«углеводы». Но в
дальнейшем
оказалось, что к
углеводам
относится
также ряд
соединений,
содержащих
глюкоза
Одним из наиболее распространенных в природе
углеводов является
С6Н12О6. Глюкоза
обусловливает сладкий вкус плодов и ягод. Особенно
много ее в винограде. Глюкоза занимает одно из
центральных мест в обмене веществ всех живых
организмов.
–
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т
1 «Ознакомление с
физическими свойствами глюкозы».
Насыпьте в пробирку порошок глюкозы (¼ шпателя).
Рассмотрите внешний вид глюкозы. К порошку глюкозы
прилейте 2 мл воды. Что наблюдаете? О чем
свидетельствует хорошая растворимость глюкозы в воде?
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т
2 «Ознакомление с
раствор
химическими свойствами глюкозы».
полученный
Исследуйте
глюкозы
универсальным индикатором. О чем свидетельствует
окраска индикатора? Какая функциональная группа
отсутствует в составе молекулы глюкозы? К раствору
глюкозы прилейте 2–3 мл гидроксида натрия и добавьте 2–
3 капли сульфата меди (II). Смесь перемешайте. О чем
свидетельствует признак реакции? Нагрейте содержимое
пробирки на пламени спиртовки. Что наблюдаете? О чем
свидетельствуют происходящие изменения?
Молекула глюкозы содержит пять гидроксильных
групп и одну альдегидную группу. Таким образом, глюкоза
является альдегидоспиртом.атомы водорода и
кислорода в
несколько ином
соотно
шении.
Составьте структурную формулу глюкозы, приняв во
внимание, что ее углеродный скелет имеет неразветвленное
строение и у каждого углеродного атома располагается по
одной функциональной группе. Вы записали формулу
Фишера.
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т 3 «Обнаружение глюкозы во
фруктовых соках».
Свежевыжатый сок яблок, малины или винограда
пропустите через марлю. Разбавьте соки вдвое водой и
дополнительно профильтруйте,
чтобы полностью
избавиться от мякоти. Налейте в пробирки по 1 мл
полученных растворов, добавьте в каждую пробирку по 1
мл гидроксида натрия и по 3–4 капли сульфата меди (II).
Наблюдайте за изменением окраски жидкости. Нагрейте
пробирки с жидкостями на пламени спиртовки. В каких
соках вы обнаружили глюкозу?
Знаете ли вы,
что…
глюкоза является
необходимой
составной частью
крови животных
и человека (в
крови человека
содержится 0,08–
0,09 % глюкозы),
причем
превышение
нормы ее
содержания
приводит к
тяжелому
заболева
нию – сахарному
диабету; недо
Для глюкозы и других моносахаридов характерно
также циклическое строение молекулы. Первый атом
углерода и кислород при пятом углеродном атоме могут
взаимодействовать друг с другом, образуя циклическую
форму глюкозы с возникновением новой гидроксильной
группы, которая получила название полуацетальный
(гликозидный) гидроксил. Различают
формы
α
моносахаридов:
формы, у которых гликозидный
гидроксид расположен под плоскостью цикла, и формы,
у которых гликозидный гидроксил находится над
плоскостью цикла (см. рис.).
две
β
α
форма
гликозидный гидроксил
β
форма
Образование циклических форм глюкозы
Циклические формы
глюкозы
(и другихмоносахаридов) записывают в виде формул Хеуорса.
Находясь в циклической форме, моносахариды могут
объединяться друг с другом, образуя ди и полисахариды.
статок же
(падение
содержания
глюкозы в крови
человека ниже
0,06 %) ведет к
судорогам
и обморокам.
1. Ответьте на вопросы.
1.1. Почему глюкозу называют «виноградным сахаром»?
1.2. Почему глюкоза является веществом с двойственной функцией?
1.3. С помощью свежеосажденного гидроксида меди (II) можно доказать
наличие в глюкозе как альдегидной, так и нескольких гидроксильных групп. В
чем заключается отличие в условии проведения этих реакций?
2. Выполните упражнения.
2.1. В середине XIX века в составе меда был обнаружен углевод, очень
похожий на глюкозу, но в отличие от нее трудно кристаллизующийся. Его
назвали плодовым сахаром, позже химики назвали его фруктозой. Фруктоза
является изомером глюкозы, карбонильная группа фруктозы находится у
второго углеродного атома. Напишите молекулярную и структурную (формулу
Фишера) формулы фруктозы.
2.2. Другим изомером глюкозы является галактоза. Она отличается от
глюкозы положением гидроксильной группы при четвертом атоме углерода.
Напишите молекулярную и структурную (формулу Фишера) формулы галактозы.
3. Решите задачи.
3.1. Рассчитайте максимальную массу глюкозы, которая может образоваться
в процессе фотосинтеза при поглощении 134,4 м3 углекислого газа (н. у.).
Суммарное уравнение фотосинтеза:
6СО2 + 6Н2О
С6Н12О6 + 6О2
3.2. Глюкоза является ценным питательным продуктом. В организме она
подвергается сложным биохимическим превращениям, в результате которых
освобождается энергия. Упрощенно процесс окисления глюкозы в организме
можно выразить следующим уравнением:С6Н12О6 + 6О2
6СО→
2 + 6Н2О + Q
Вычислите объем кислорода, который затратится на полное окисление 36 г
глюкозы.
3.3. В медицине глюкозу используют в качестве питательного вещества –
непосредственно вводят в кровь капельным методом. Рассчитайте массу
глюкозы и воды, которые необходимо взять для приготовления 500 г 5%ного
раствора глюкозы.