Индивидуальный образовательный маршрут. Крахмал

  • Рабочие листы
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 12.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал является индивидуальным образовательным маршрутом школьника по определенной теме в курсе химии. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут, с одной стороны, является продуктом совместного творчества педагога и обучающегося, а с другой – средством становления личностных достижений обучающегося.
Иконка файла материала 16..docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Индивидуальный образовательный маршрут. Крахмал Крахмал   –   основной   углевод   нашей   пищи. Рассмотрим его свойства. Л а б о р а т о р н ы й   о п ы т   1   «Ознакомление   с физическими свойствами крахмала». Насыпьте   в   стакан   один   шпатель   крахмала. Рассмотрите   внешний   вид   крахмала.   Добавьте   к порошку 10 мл воды, перемешайте и поставьте на стол. Что   происходит   с   порошком   крахмала?   Полученная суспензия крахмала вам понадобится впоследствии. α Крахмал   образуется   при   объединении   множества циклических   молекул     Молекулярная формула   крахмала   –   (С6Н10О5)n,   где  n  обозначает множество   остатков   объединенных   моносахаридных звеньев. Макромолекулы крахмала представляют собой мельчайшие зерна, не связанные между собой. ­глюкозы.  амилоза  В состав каждого зерна крахмала входит два вида   имеющая макромолекул: неразветвленное   строение   и   образующая   внутреннюю часть  крахмального  зерна,  и  амилопектин (80–90 %) – он имеет разветвленное строение и образует оболочку крахмального зерна. (10–20 %), Д е м о н с т р а ц и о н н ы й   о п ы т   «Получение крахмального клейстера». В   4–5   мл   воды   в   стакане   взмучивают   небольшую щепотку   крахмала   и   образующуюся   суспензию выливают  в  другой  стакан,  с  кипящей  водой (объем воды 100 мл), продолжая  нагревание  при  постоянном помешивании   (не   допуская   закипания   жидкости). Образуется   коллоидный   раствор   –   крахмальный клейстер. Знаете ли вы, что… зерна крахмала  различных растений  отличаются по  форме, строению,  размерам. Так,  картофельный  крахмал под  микроскопом  представляет собой  крупные овальные  зерна, кукурузный –  многогранные,  пшеничный – мелкие  округлые,  рисовый – мелкие  многогранные. Знаете ли вы, что… разные виды  крахмала  клейстеризуются  при разных  температурах:  картофельный –в интервале  55–65 °С, пшеничный  – 60–80 °С, ржаной – 55–80 °С. При   нагревании   водной   суспензии   крахмала разрушается внутренняя структура крахмальных зерен, растворяется   и   частично   выходит   во   внешнюю   среду амилоза,   сильно   набухает   амилопектин.   В   результате резко   повышается   вязкость   смеси.   На   этом   свойстве основано применение крахмала в кулинарии. Л а б о р а т о р н ы й   о п ы т   2 «Качественная реакция на крахмал».  Налейте   в   пробирку   1–2   мл   крахмального клейстера.   Добавьте   к   нему   1   каплю   разбавленного спиртового раствора йода. Что наблюдаете? Нагрейте пробирку с окрашенной жидкостью. Что происходит с окраской смеси? Молекулы   йода   образуют   с   амилозой   крахмала комплексное соединение интенсивно­синего цвета. При нагревании   комплекс   разрушается   и   содержимое пробирки обесцвечивается. Л а б о р а т о р н ы й   о п ы т   3   «Симпатические чернила из крахмала». Обмакивая   кисточку   в   крахмальный   клейстер, сделайте   надпись   на   листе   бумаги.   Дождитесь высыхания   надписи.   Ватным   тампоном,   смоченным   в разбавленном   растворе   йода,   протрите   бес­цветную надпись. Какой цвет приобрели буквы? Почему? Л а б о р а т о р н ы й   о п ы т   4  «Исчезающие чернила из крахмала». Возьмите стакан с суспензией крахмала (тот, что вы приготовили   в   опыте   № 1).  Перемешайте   содержимое стакана и добавьте к смеси 3 капли спиртового раствора йода.   С   помощью   кисточки   сделайте   надпись   этой смесью на обычной белой бумаге. Надпись какого цвета вы   получили?   Про­грейте   лист   с   надписью   над электрической   плиткой.   Что   произошло   с   надписью? Найдите объяснения происходящим процессам.1. Ответьте на вопросы. 1.1. Как   (не   пробуя   на   вкус)   отличить   порошок   крахмала   от   порошка сахарной пудры? 1.2. Вы использовали симпатические чернила при выполнении опыта № 2 на данном занятии и при выполнении домашнего опыта на первом занятии этого курса. В чем разница в проявлении этих симпатических чернил? 2. Выполните упражнения. 2.1. Опишите физические свойства крахмала. 2.2. Поясните выражение: «Крахмал – это полисахарид». 2.3. Крахмал   можно   использовать   для   склеивания   бумаги   и   картона. Предложите рецепт приготовления такого клея. 3. Решите задачи. 3.1. Крахмал   образуется   в   растениях   из   глюкозы   в   результате   реакции  (С→ 6Н10О5)n + nН2О. Молекулярная масса амилозы поликонденсации: nС6Н12О6  крахмального   зерна   составляет   от   32400   до   162000,   а   молекулярная   масса амилопектина   крахмального   зерна   –   более   243 000 000.   Рассчитайте,   сколько остатков  ­глюкозы входит в состав: а) α  амилозы; б) амилопектина. 3.2. В урожайный год с одного картофельного куста можно получить  до  150  г   крахмала.   Рассчитайте,   какой   объем   углекислого   газа (н. у.) при этом поглотился зеленой массой картофельного куста для образования глюкозы, из которой в клубнях картофеля образуется крахмал. Производственные потери при получении крахмала составляют примерно 10 %. 4. Проведите опыты. «Приготовление киселя». Сначала приготовьте основу киселя – в воде размешайте варенье, сок или измельченные свежие ягоды. Полученный морс поставьте на огонь и доведите до кипения.   Морс   из   свежих   фруктов   и   ягод   проварите   около   10   минут. Полученный   отвар   процедите.  Добавьте   сахар   по   вкусу.   В   стакане   холодной воды разведите крахмал. Крахмала берите из расчета 2–4 столовые ложки на 1 литр киселя. Чем больше взять крахмала, тем гуще получится кисель. В кипящий фруктовый отвар, аккуратно помешивая, вылейте суспензию крахмала. Доведите до кипения и снимите с огня для остывания. Что происходит с крахмалом в процессе приготовления киселя? «Удаление пятен йода с ткани».Нанесите   на   лоскуток   белой   хлопчатобумажной   ткани   каплю   спиртового раствора йода (из аптечки). Полученное пятно йода смочите холодной водой. На влажное   пятно   нанесите   порошок   крахмала.   Через   несколько   минут   эту операцию   повторите,   смахнув   щеткой   предыдущую   порцию   порошка.   Затем прополощите ткань в холодной воде. Удаление пятна йода с ткани основано на том, что крахмал образует с йодом окрашенный комплекс, хорошо растворимый в   воде.   Поэтому   после   тщательного   промывания   ткани   следов   от   пятна   не остается.   Попробуйте   вместо   порошка   крахмала   использовать   срез   клубня сырого картофеля.