Предлагаемый методический материал является индивидуальным образовательным маршрутом школьника по определенной теме в курсе химии. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут, с одной стороны, является продуктом совместного творчества педагога и обучающегося, а с другой – средством становления личностных достижений обучающегося.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Индивидуальный образовательный маршрут.
Спиртовое брожение углеводов
Знаете ли вы, что…
спиртовое брожение
используется людьми
с глубокой древности
при изготовлении
вина, пива, браги и
при выпечке хлеба.
Знаете ли вы, что…
для промышленного
получения спирта
в качестве сырья
используют
крахмалосодержащи
е продукты –
картофель, зерновые
культуры, а также
отходы сахарного
производства. В
связи с тем что
дрожжи не
способны
сбраживать
крахмал, его
предварительно
гидролизуют с
помощью солода,
Углеводы являются основными поставщиками
энергии, в том числе для микроорганизмов. Процесс
анаэробного распада углеводов на более простые
соединения,
идущий с выделением энергии и
участии
совершающийся
некоторых
брожением. Вам уже
микроорганизмов, называют
знакомо молочнокислое брожение углеводов,
при
котором образуется молочная кислота (§ 15).
при
Рассмотрим продукты спиртового брожения
углеводов.
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т «Спиртовое брожение
глюкозы».
Небольшое количество сухих быстродействующих
хлебопекарных дрожжей «САФмомент» насыпьте в
пробирку, добавьте 2 мл раствора глюкозы и закройте
пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Что
происходит в пробирке со смесью? Газоотводную
трубку опустите в пробирку с известковой водой. О чем
свидетельствует признак реакции? По окончании
выделения пузырьков газа откройте пробирку и
осторожно понюхайте ее содержимое.
Дрожжи – это микроскопические грибы. В процессе
жизнедеятельности они перерабатывают глюкозу в
спирт и выделяют углекислый газ.
Брожение
представляет
сложный
биохимический процесс.
В общем виде спиртовое
брожение может быть представлено следующим
уравнением:
собой
С6Н12О6
2С2Н5ОН + 2СО2↑
Дрожжи
могут
сбраживать
моносахаридысодержащего
фермент амилазу.
Солод получают
из проросших зерен
ячменя.
(глюкозу, фруктозу) и дисахариды (сахарозу, мальтозу).
Полисахариды дрожжи сбраживать не способны, так
как они не имеют нужного для расщепления
полисахаридов фермента (амилазы).
При хлебопечении используют пекарские дрожжи,
обладающие хорошей подъемной силой и способностью
быстро размножаться. Традиционная основа теста –
мука, дрожжи, вода, соль, сахар. При приготовлении
теста все эти компоненты смешивают, и полученное
тесто оставляют в теплом месте для подъема. В это
время содержащийся в муке полисахарид – крахмал –
гидролизуется под действием имеющихся в муке
ферментов. При этом образуется дисахарид мальтоза:
(С6Н10О5)n + n/2H2O
n/2C→
12H22O11
Мальтоза и сахароза также подвергаются гидролизу
с образованием моносахаридов – преимущественно
глюкозы, которая подвергается спиртовому брожению.
Основные продукты брожения (этиловый спирт и
углекислый газ) разрыхляют и поднимают тесто, а
побочные продукты брожения (уксусная кислота и
сложные эфиры) придают изделиям из теста особый
вкус и аромат.
1. Ответьте на вопросы.
1.1. Почему при проведении спиртового брожения содержание этилового
спирта в растворе не превышает 15 %?
1.2. Подумайте, в результате каких процессов из древесины, содержащей
целлюлозу, можно получить этанол.
2. Выполните упражнения.
2.1. Дрожжи при помощи фермента инвертазы переводят сахарозу в
моносахара. Составьте уравнение соответствующей химической реакции.
→
2.2. Составьте уравнения реакций: крахмал
→
→
глюкоза
этанол
уксусная
кислота.
3. Решите задачи.3.1. Наиболее благоприятная концентрация сахара (сахарозы) в
сбраживаемом субстрате для большинства дрожжей составляет около 15 %.
Рассчитайте массу сахара, необходимого для получения 3 л такого раствора ( =ρ
1,060 г/мл).
3.2. Для приготовления дрожжевого теста взяли 20 г сахара. Какой объем
углекислого газа может выделиться при брожении указанного количества
сахара? Выход продукта реакции примите за 100 %.
3.3. В результате спиртового брожения глюкозы получили этанол, который
подвергли окислению. Для полной нейтрализации образовавшейся уксусной
кислоты подействовали избытком гидрокарбоната натрия. При этом выделился
газ объемом 8,96 л (н. у.). Какая масса глюкозы подверглась брожению, если
массовая доля выхода спирта в этом процессе составляет 80 % от теоретически
возможного?
4. Проведите опыт «Приготовление дрожжевого теста».
Просейте 500 г муки в большую миску и сделайте в середине лунку. В лунку
поместите 30 г сухих дрожжей, затем добавьте 250 мл теплого молока. Накройте
миску полотенцем и поставьте на 10 минут в теплое место, чтобы тесто
подошло, а верхний слой начал слегка пузыриться. Затем добавьте к смеси 2
столовые ложки сахара, 1–2 яйца, ½ чайной ложки соли и 2 столовые ложки
сливочного масла. Замесите тесто. Оно должно стать гладким и не прилипать к
рукам. Готовое тесто немного посыпьте мукой, накройте полотенцем и оставьте
на 30 минут. За это время тесто должно увеличиться в размере примерно в два
раза. Тесто считается готовым, если при надавливании на него пальцем остается
ямка. Раскатайте тесто и начинайте формовать булочки, пирожки или ватрушки,
которые выпекайте в духовке до золотистого цвета.