ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

  • Лекции
  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания. Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития . Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя, в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания. Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития . Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя, в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.
Иконка файла материала r_e_f_e_r_a_t.doc
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. ВВЕДЕНИЕ.     Высшей ценностью нашего общества является  человек.  Внимание к воспитанию  человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование  личных качеств входит в  круг  проблем  современного общества.     Существование индивидуальных различий между людьми  –   факт очевидный.    Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое  воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через  «внутренние условия», без  учета которых невозможен по­настоящему действенный  процесс воспитания.     Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества  –   предполагает в качестве важного условия выявление творческих  потенций   личности,  формирование   индивидуальности как высшего уровня ее развития .  Каждый человек должен  иметь  возможности выявить, «выполнить» себя, в этом   заинтересованы  и   отдельная личность, и все общество.     Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило   вопрос  об  «индивидуальной   работе   как   важной   форме воспитания».       Индивидуальный   подход   никак   не   противостоит   принципу коллективности  – основному принципу не только воспитания, но  и  всего уклада нашей  жизни.   «Индивид  есть  общественное  существо.  Поэтому всякое проявление его  жизни,  –  даже  если  оно  и  не  выступает  в непосредственной  форме  коллективного,  ­    является  появлением   и утверждением  общественной  жизни». Индивидуальный  подход не есть  разовое мероприятие.  Он  должен пронизывать всю систему  воздействия на ребенка, и  именно  потому  это общий принцип воспитания. Вместе с  тем в разных  сферах  воспитания  иобучения этот подход проявляется в разной  мере.2     Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных   качеств и устранения недостатков. При   умении и своевременном вмешательстве     можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.     Индивидуальный подход требует  от  педагога  большого  терпения, умения  разобраться в сложных проявлениях поведения.     Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.     В педагогике принцип индивидуального подхода должен  пронизывать все звенья  воспитательной и учебной работы с детьми разных  возрастов. Сущность его  выражается в том, что общие  задачи  воспитания,  которые стоят перед педагогом,  работающим с  коллективом детей, решаются им посредством педагогического  воздействия на каждого ребенка, исходя  из знания его психических особенностей и  условий жизни.     Целью  воспитания  является  воспитание  гармонически   развитой личности с  творческим мышлением, силой воли, со стремлением  ко  всему прекрасному.  Процесс всестороннего развития личности включает в  себя целую систему  воспитания и  обучения.      Индивидуальный подход – один их  главных  принципов  педагогики. Сама  проблема индивидуального подхода носит  творческий  характер,  но существуют  основные  моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям :       ­ знание и понимание детей.       ­ любовь к детям.       ­ Основательный теоретический баланс.       ­ Способность педагога размышлять и умение анализировать.       Педагог не должен забывать, что ребенок  – это субъект собственного развития,  он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.3 Возрастные и индивидуальные особенности ребенка.     Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и  индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать  в  процессе  воспитания.  С  возрастом  связан  характер   деятельности   человека, особенности  его  мышления,  круг  его  запросов,  интересов, а также социальные проявления.  Вместе с тем  каждому  возрасту  присущи  свои возможности  и  ограничения  в   развитии.  Так,   например,   развитие мыслительных способностей и памяти наиболее  интенсивно  происходит в детские и  юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере  использованы,  то  в  более поздние годы уже трудно, а  иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и  попытки слишком забегать вперед  в воздействии на физическое, умственное и  нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.     Многие  педагоги  обращали  внимание  на  необходимость  глубокого изучения и  правильного учета возрастных и индивидуальных  особенностей детей учитывать в   процессе  воспитания.  Эти  вопросы,  в  частности, ставили Л.А.Коменский, Д.Ж  .Локк,  Ж.Ж.Руссо,  а  позже  К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие.  Более  того,   некоторые  из  них  разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи  природосообразности  воспитания, то есть учета природных особенностей  возрастного  развития.     Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться  на знании    анатомо­физиологических и психических, возрастных и индивидуальных  особенностей.    Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между   физическим,  умственным и нравственным развитием человека. Физическое  воспитание  тесно  связано  с  совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что4 в свою очередь  оказывает  глубокое влияние на умственное развитие и  формирование характера человека.   Физическое воспитание тесно  связано  с  трудовым  и  нравственным воспитанием  ребенка. Активность  в  трудовой  деятельности во многом зависти от состояния его  здоровья, и наоборот. Игры также  содействуют развитию и  укреплению  таких  его   нравственных  качеств,  как  воля, дисциплинированность, организованность и т.д.  Нельзя не отменить также связи  физического  воспитания  с  эстетическим.  Все,   что   является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое  тело, ловкие  движения,  правильная  осанка,  походка  –  все  это  признаки здоровья и  следствие правильного физического воспитания.    Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех  видов их    деятельности   необходимо    рассматривать    как    определенную взаимосвязанную  систему.     Первым звеном этой системы является изучение особенностей  каждого ребенка и  индивидуальный подход в физическом воспитании. Знание физического состояния и  развития детей имеет очень  большое значение  при  проведении   процедур    закаливания,   которые   должны осуществляться систематически, на строго  индивидуальной основе.     В  процессе  правильного  физического   воспитания   при   условии  индивидуального подхода к каждому ребенку у  всех  детей  пробуждается интерес к выполнению культурно­гигиенических навыков, к  прогулкам  на свежем воздухе,  занятиям физкультурой.         Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем  мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.     В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные  нормы, свой  опыт поведения,  отношение  к  людям.  Интенсивно   формируются нравственные чувства.  Нравственное воспитание  оказывает  существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.5     Трудовое  воспитание  знакомит  детей   с   трудом   взрослых,   с профессиями.  Детей  обучают  доступным  трудовым  умениям  и  навыкам, воспитывают в них  любовь и  интерес  к  труду.     Возрастные особенности развития учащихся по­разному проявляются  в их  индивидуальном формировании. Это связано с  тем,  что  школьники  в зависимости   от  природных  задатков  и   условий   в   жизни   (связь биологического и  социального) существенно отличается  друг  от  друга. Вот почему развитие каждого  из  них  в  свою  очередь  характеризуется значительными  индивидуальными   различиями  и  особенностями,  которые необходимо учитывать в процессе  воспитания и обучения.    В биологическом  отношении  младшие  школьники  переживают  период второго  округления :  у  них  по  сравнению  с  предыдущим  возрастом замедляется рост и   заметно  увеличивается  вес;  скелет  подвергается окостенению, но этот процесс   еще  не  завершается.  Идет  интенсивное развитие мышечной системы. С развитием  мелких  мышц  кисти  появляется способность  выполнять  тонкие  движения,    благодаря   чему   ребенок овладевает навыком быстрого письма.     В младшем  школьном  возрасте  совершенствуется  нервная  система, интенсивно   развиваются  функции  больших  полушарий  голоного  мозга, усиливается   аналитическая  и  синтетическая  функции   коры.   Быстро развивается  психика   ребенка.  Изменяется  взаимоотношение  процессов возбуждения и торможения.  Повышается точность работы  органов  чувств.     Познавательная  деятельность  младшего  школьника  преимущественно проходит  в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.     Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью   и  неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи  особой целенаправленной деятельностью,  усложняется и  углубляется,  становится   более  анализирующим,   дифференцирующим, принимает организованный характер.     Внимание  младших  школьников  не   произвольно,   не   достаточно устойчиво,  ограничено по  объему.  Произвольное  внимание  развивается вместе с другими6 функциями и прежде всего мотивацией учения,  чувством ответственности за успех  учебной деятельности.     Начальная школа должна  включать  своих  воспитанников  в  разумно  организованной, носильный  для  них  производительный  труд,  значение которого  формирования и  социальных  качеств  личности  ни  с  чем  не сравнимо.     Средний школьный возраст (от 11­12 до  15  лет)  –  переходный  от детства к  юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени  (V­ IX)  классы  и   характеризуется  общим  подъемом  жизнедеятельности и глубокой перестройкой  всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину. Продолжается процесс  окостенения скелета,  кости  приобретают упругость и твердость. Значительно   возрастает  сила  мышц.   Развитие внутренних органов неравномерно, рост  кровеносных сосудов  отстает  от роста сердца, что  приводит к нарушению ритма  его  деятельности  и учащению   сердцебиения. Легочный   аппарат подростка развивается недостаточно  быстро.   Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического  развития  детей   среднего школьного  возраста  оказывает влияние  на  их  поведение.  Характерная    особенность   подросткового возраста – половое созревание организма.     Половое созревание вносит серьезные изменения в  жизнедеятельность организма,  нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.     В подростковом возрасте  продолжается  развитие  нервной  системы. Возрастает  роль сознания. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами  и   эмоциями.  Однако процессы возбуждения все еще преобладают  над  процессами   торможения,   поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.     Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста  – это  специфическая избирательность.     В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной  деятельности. Мышление становится более систематизированным,  последовательным,  зрелым. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с7 изменением  речи  подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям,  логическим  обоснованиям, доказательным рассуждением.     В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное  формирование личности. В зависимости от того, какой нравственный  опыт  приобретает подросток,  будет складываться его личность. Педагогам нужно   нравственно  осмыслить   особенности развития и поведения современного  подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые  условия реальной жизни.    В  старшем  школьном  возрасте  в  основных   чертах   завершается физическое   развитие  человека:  заканчивается  рост   и   окостенение скелета,  увеличивается   мышечная  сила,  ребята  выдерживают  большие двигательные нагрузки.  Устанавливается  кровяное  давление, ритмичнее работают железы  внутренней   секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается   первый   период   полового    созревания. Усиленная деятельность щитовидной  железы,  вызывающая  у  подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется.  Продолжается   функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела  –  коры   больших полушарий. Идет  общее созревание организма.     Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения. Убеждений,  жизненного   самоопределения   и   самоутверждения, бурного роста самосознания,  активного осмысления будущего. У старшеклассников ярко выражено избирательное  отношение   к предметам. Это определяет  развитие и функционирование  психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью,  внимание – произвольностью  и  устойчивостью, память  –  логическим  характером.     Нравственные и социальные  качества  старшеклассников  формируются  ускоренными темпами. Этому способствует не только  синситивный  период  нравственной зрелости, но и новая обстановка: изменение характера деятельности,  положения в обществе  и   коллективе, интенсивность общения.8     В юношеском возрасте появляется  усиленный  интерес  к  этическим проблемам.  Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей,  но   заставляет практически решать многие непростые вопросы.     У  старшеклассников усиливаются сознательные  мотивы  поведения. Важное  значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между  членами коллектива.     Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на  пороге  выбора  профессии, отличаются  резкой  дифференциацией  по интересам и  намерениям, но совпадают в главном – каждый  хочет  занять достойное  место  в   жизни,   получить   интересную работу,   хорошо зарабатывать, иметь счастливую  семью.     Таким образом, развитие и формирование  человека  проходит  ряд этапов, каждый  из  которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог   успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если  его   деятельность  основана  на  глубоком понимании возрастных этапов  развития   человека;  на   видении   его внутреннего мира.     Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические,   психологические, педагогические и физические показатели состояния организма.     Изучение индивидуальных особенностей детей  требует  значительного времени и  систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник,  записывая в нем  особенности  поведения  воспитанников, делая периодически  краткие обобщения результатов наблюдения.       При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается  на  обобщенные  данные  педагогики и возрастной психологии. Что же касается  индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то  здесь   ему  приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников.9 Учет индивидуальных особенностей. При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на   изучение  их  физического  состояния  и  здоровья,  от которых во многом зависит их  внимание на уроке, занятии и общая работоспособность.  Нужно  знать   раннее    перенесенные учеником заболевания,  тяжело  отразившиеся  на  его  здоровье,   хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы.  Все  это  будет   помогать правильно  дозировать  физические   нагрузки,   а   также  сказывается на  участие в различных спортивно­массовых мероприятиях. Весьма важно знать   особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и   интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных   предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход  к   детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем,   чтобы  интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно   оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память,  сообразительность, познавательную активность и т.д.        Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно­  эмоциональной   сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной  раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать   благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать  его  при  организации   коллективной    деятельности, распределение общественных  поручений  и  преодолении  отрицательных черт и качеств.       Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями  домашней  жизни и воспитания, их внешкольные увлечения  и  контакты, которые оказывают  значительные влияния на их воспитание и развитие.      Наконец, значительное место занимает знание  педагогами, таких важных  вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в10 себя степень  восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику  формирования тех или иных личностных качеств.       Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития  каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе  обучения и воспитания. Специфика организации индивидуального подхода в процессе игровой деятельности.    В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни  ребенка. Через те роли, которые ребенок  выполняется в игре, обогащается и его  личность. Именно в игре воспитываются  такие нравственные качества, как  скромность, гуманность.    Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и умения организовать его  игру,  в  настойчивости  достижения  поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой  деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в  различных играх.    Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными    играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких  нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают  ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива.    Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре,  учитель должен  развивать    в   них   такие нравственные качества как доброжелательность, коллективизм.       Руководство учителей игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным    подходом  к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса. Зная  индивидуальные особенности детей, их способности и  умения, нужно всегда  использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие  хорошо   поют,  танцуют. В общей  игре  можно каждому найти дело.11       В развитии индивидуальных особенностей детей большое  значение имеют  дидактические игры. Они способствуют расширению представления  в окружающем,  о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме  предметов и т.д. В дидактических  играх  развивается зрительное восприятие,  наблюдательность, способность к обобщению. В процессе проведения дидактических  игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность,  смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная  переключаемость с одного действия на другое.  В процессе их  проведения ярко выявляются индивидуальные  особенности детей,  эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания,усидчивости. Это  особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.       Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее  заложены   большие возможности для  эффективного  индивидуального педагогического  воздействия на детей. И  учитель должен постоянно использовать их  для   всестороннего  развития каждого ребенка. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.       Таким образом, можно сделать выводы о  том,  что  индивидуальное своеобразие   ребенка  проявляется  достаточно  рано. Уже  младенцы отличаются  по  уровню   активности, преобладанию положительных и отрицательных  эмоций.   Индивидуальность составляет прежде  всего темперамент, который  характеризует   динамическую  сторону  протекания деятельности  человека  и  сказывается  в   психической  активности  и эмоциональности. Поэтому,  важность  учета  в   воспитании  и  обучении индивидуально  –   типологических особенностей  ребенка  очевидна. Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитания   и12 обучения  должна проводиться  систематически. Учитываются все особенности   ребенка:   и темперамент, и склонности, и способности, и умственные,  и  физические особенности. Таким образом можно сказать,  что  индивидуальная  работа  реализуется во всем объеме учебно – воспитательной работы. ЛИТЕРАТУРА. 1. Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».­М.:    Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и  психология»; №10). 2. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»//Педагогический вестник.  – 1994г.­№1.­с.2­10. 3. Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие 2­е  изд., перераб. и доп. – М.:  Высш.шк.; 1990­576с.13 4. Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».­  М.: Знание, 1986.­80.с. ­(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и  психология» №11).