«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
21.04.2017
Некоторыми исследователями инфинитив признаётся именем с глагольной основой из-за того, что он не принадлежит к числу ни предикативных, ни атрибутивных форм глагола: обычай в современных языках называть глагол в словаре с помощью инфинитива «парадоксален потому, что для обозначения глагола нелогично прибегать к той форме, которая не является глагольной. Вреден потому, что он внушает и пропагандирует ту ложную мысль, что инфинитив — это глагол»[2].
Другие лингвисты подчёркивают, что инфинитив в современном русском языке — «глагольный номинатив», исходная форма глагола, в которой потенциально заложено отношение к лицу: неопределённая форма глагола благодаря своей отвлечённости представляется нам простым голым выражением идеи действия, без тех осложнений, которые вносятся в неё всеми другими глагольными категориями.
В пользу того, что инфинитив в русском языке является формой глагола, говорит то, что инфинитив имеет грамматический признак — вид (совершенный и несовершенный). Такое свойство глаголов, как возвратность, также присуще инфинитиву: купать и купаться. Также, будущее время несовершенных глаголов образуется аналитически с помощью вспомогательного глагола "быть", который согласуется с подлежащим в лице и числе, и имеет форму будущего времени, а инфинитив несёт смысловую нагрузку.
Инфинитив и его окончания.doc
Тема: «Инфинитив и его окончания»
Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.
Цели: выявление работы окончаний инфинитивов, выяснить с учся зачем
нужен инфинитив, формировать умение ставить и решать учебную
задачу;
1. Организационный момент.
2. Создание ситуации успеха. Групповая работа.
Давайте вспомним, чем мы занимаемся на уроках русского языка?
(ответы детей)
Какие очень важные секреты мы с вами уже открыли?
(1выяснили работы окончаний слов, называющих действия, в настоя
щем времени;
2выяснили работы окончаний слов, называющих действия, в прошед
шем времени)
Как мы эти секреты зафиксировали в моделях?
(ответы детей 1.
//
/ Л личные
\ Ч
//
2.
Как вы думаете, вы хорошо научились определять работу окончаний
слов, называющих действия, в настоящем и прошедшем времени?
(ответы детей )
Давайте проверим. Сейчас каждая группа получит листочек со слова
ми, называющими действия. Выделите окончания и укажите их работу
/ Р (ед.ч.)
\ Ч )
1 группа 2 группа
Выдели окончания в словах
и укажите их работу. Объясните
орфограммы.
Выдели окончания в словах и
укажите их работу. Объясните
орфограммы.
стоишь
бегут
говорил
читать
читаем –
встаёшь
думали
нести – 3 группа
Выделите окончания в словах
и укажите их работу. Объясните орфограммы
пою
несём
работала
шумели
беречь
(Дети выделяют окончания, указывают время, лицо, число, род и
вывешивают работы на доску)
Проверка групповой работы.
Были ли затруднения во время работы в вашей группе? ( затруднение со
словом читать, потому что не смогли определить число, лицо время, род)
Запишу это слово на доске, т.к. оно вызвало у вас вызвало затруднение.
( Аналогично проверяем работу других групп. На доске остаются слова:
ЧИТАТЬ, НЕСТИ, БЕРЕЧЬ )
3. Постановка учебной задачи.
Почему вызвали затруднения слова читать, нести, беречь? (ответы детей:
не все секреты знаем о словах, называющих действия, и т.д.)
Тогда давайте попытаемся узнать, есть ли у слов, называющих действия,
другие изменения с другими окончаниями.
И это будет наш третий секрет. Как мы его зафиксируем? (предложения
детей)
3. ?
4. Физминутка.
5. Решение учебной задачи
а) анализ работы окончаний в неопределённой форме слов, назы
вающих действия (общеклассное обсуждение)
Запишите слова в тетрадьи . С чего начнём нашу работу? ( с выделения
в словах окончаний)
Слово беречь в древнерусском языке оканчивалось на –чи: печи, беречи.
После исчезновения безударного гласного звука образовались современные
формы: печь, беречь, которые являются корнем, а окончание будет нулевое.
Как определить лицо в данных словах? ( нужно связать со словами:
Я, ТЫ, ОН, МЫ, ВЫ, ОНИ ) Удалось определить лицо? ( нет, не определили)
( пытаемся определить число, время, род)
читать Л, Ч, В, Р
нести Л, Ч, В, Р
беречь Л, Ч, В, Р
Задайте вопрос к этим словам. ( что делать?)
б) вывод о работе окончаний данных слов, называющих действия
Сделайте вывод о работе окончаний этих слов (ответы детей)
Да, ребята, у слов, называющих действия, есть особое изменение,
которое образуется с помощью окончаний –ть (читать, петь) , ти (нести,
идти), нулевого окончания и отвечает на вопросы: что делать? или что
сделать? В отличие от личных окончаний и окончаний прошедшего
времени эти оконча
ния не указывают на лицо, число, время, род. Их определить в данных
словах невозможно. Как бы вы назвали такую форму слов – действий, у
которой не определяется ни лицо, ни число, ни время, ни род?
(неопределённой формой)
Назовите тему нашего урока.
Неопределённая форма
Да, ребята, такие изменения называют неопределённой формой (н.ф.)
или
инфинитивом. Инфинитив (лат.) слово «неопределённый».
Как теперь, когда мы узнали про инфинитив, уточнить нашу модель
3. инф. –ть, ти,
6. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
а) чтение вывода в учебнике на с.53
Сравните его с нашим выводом.
б) упр.218 чтение задания. Работа в паре.
7. Проверка выполненной работы.
Назовите, какие слова в инфинитиве выписали . Докажите, что
это инфинитив? Назовите слова с личными окончаниями. Докажите.
Назовите слова с окончаниями в прошедшем времени. Докажите.
8. Зачем нужен инфинитив? (общеклассное обсуждение)
Ребята, у каждого слова, называющего действиесвоё богатство. У одних
время (настоящее или будущее), лицо и число. У других прошедшее вре
мя, число и род. И только бедняге инфинитиву ничего не досталось: нет у
него ни времени, ни лица, ни числа, ни рода. Может он нам и не нужен, если у него ничего нет? Как вы думаете? (ответы детей)
Да, ребята, оказывается, очень нужен. И вот почему.
С помощью личных окончаний или окончаний прошедшего времени на
звание действия можно присоединить к любому слову, которое называет
действующее лицо или предмет или указывает на них: мальчики плывут,
корабль плывёт, ты плывёшь, она плыла, бревно плыло. К другим словам
эти окончания присоединять словадействия не могут.
А теперь попробуйте «привязать» слово переплывёт (озеро) к назва
нию действия обещает или к слову невозможно.
Получилось? Что мешает? (работы окончаний)
Да, ребята, как вы ни изменяйте переплывём по времени, лицу и т.д.
мешают эти работы окончаний, т.к. это как раз те «крючочки», с помо
щью которых название действия цепляется за название действующего
лица. А здесьто нужно «цепляться» совсем за другое слово. Значит, от
«крючочков» необходимо избавляться. А как? Вот тутто и начинает рабо
тать инфинитив, который как бы отменяет все работы окончаний, т.е.
«крючочки». Так что можете присоединять инфинитив переплыть к лю
бому другому слову, например: обещает, невозможно, нужно, мечтаю и
т.д. Попробуйте. Получилось?
Какой делаем вывод? (ответы детей)
Да, ребята, выходит, инфинитив вовсе не бедный родственник остальных
изменений названия действия. Есть у него своя особая работа, и даже
очень важная и полезная.
9. Самостоятельная работа групп
А теперь каждая группа вернётся к своим словам на листочке. Присмотри
тесь внимательно к словамдействиям в н.в. и в пр.в. и скажите, как обра
зованы эти слова? ( ответы детей).
Да, ребята, все эти слова образованы от инфинитива, потому что его счита
ют начальной формой слова, называющего действие.
Что поможет вам записать инфинитив? ( вопрос что делать?) А ещё есть
слово подсказочка НАДО, которое вам поможет выполнить задание.
( самостоятельная работа детей с последующей проверкой:
строишь надо что делать? строить и т.д.)
10. Работа с орфографическим словарём
Найдите и выпишите из словаря 5 слов, называющих действие.
Что можете о них сказать? (ответы детей)
Докажите, что это неопределённая форма или инфинитив, или начальная
форма словдействий. (ответы детей).
Сделайте вывод. (в словаре все словадействия записаны в начальной
форме).
11. Экспрессдиагностика
Поиграем в игру «Самый внимательный». Я читаю вам слова, а вы запи
сываете только инфинитив.
Ходить, ходит, новость, косит, косить, помочь, кровать, нести, носят, но
сить, скатерть, стричь, плести, кости, везти.
12. Подведение итогов урока. Какое новое изменение у слов, называющих действие, открыли на уро
ке?
Сколько названий у этого изменения?
Как оно образовано?
Какое слово помогало вам в образовании инфинитива.
С помощью «волшебной» линеечки оцените свою работу на
уроке ( было работать труднолегко, интереснонеинтересно).
13. Домашнее задание
Правило с.75, упр.217
«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс
«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс
«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс
«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс
«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.