«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс
Оценка 4.6

«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
21.04.2017
«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс
Некоторыми исследователями инфинитив признаётся именем с глагольной основой из-за того, что он не принадлежит к числу ни предикативных, ни атрибутивных форм глагола: обычай в современных языках называть глагол в словаре с помощью инфинитива «парадоксален потому, что для обозначения глагола нелогично прибегать к той форме, которая не является глагольной. Вреден потому, что он внушает и пропагандирует ту ложную мысль, что инфинитив — это глагол»[2]. Другие лингвисты подчёркивают, что инфинитив в современном русском языке — «глагольный номинатив», исходная форма глагола, в которой потенциально заложено отношение к лицу: неопределённая форма глагола благодаря своей отвлечённости представляется нам простым голым выражением идеи действия, без тех осложнений, которые вносятся в неё всеми другими глагольными категориями. В пользу того, что инфинитив в русском языке является формой глагола, говорит то, что инфинитив имеет грамматический признак — вид (совершенный и несовершенный). Такое свойство глаголов, как возвратность, также присуще инфинитиву: купать и купаться. Также, будущее время несовершенных глаголов образуется аналитически с помощью вспомогательного глагола "быть", который согласуется с подлежащим в лице и числе, и имеет форму будущего времени, а инфинитив несёт смысловую нагрузку.
Инфинитив и его окончания.doc
Тема: «Инфинитив и его окончания» Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.  Цели: выявление работы окончаний инфинитивов, выяснить с уч­ся зачем              нужен инфинитив, формировать умение ставить и решать учебную                     задачу;  1.   Организационный момент.        2.   Создание ситуации успеха. Групповая работа.       ­ Давайте вспомним, чем мы занимаемся на уроках русского языка?                              (ответы детей)       ­ Какие очень важные секреты мы с вами уже открыли?          (1­выяснили работы окончаний слов, называющих действия, в настоя­               щем времени;              2­выяснили работы окончаний слов, называющих действия, в прошед­               шем времени)          ­ Как мы эти секреты зафиксировали в моделях?                      (ответы детей                             1.         // / Л ­личные \ Ч          //                                          2.                                                    ­Как вы думаете, вы хорошо научились определять работу окончаний                  слов, называющих действия, в настоящем и прошедшем времени?                                   (ответы детей )            ­Давайте проверим. Сейчас каждая группа получит листочек со слова­             ми, называющими действия. Выделите окончания и укажите их работу /  Р (ед.ч.) \  Ч                  )           1 группа                                                          2 группа   Выдели окончания в словах   и укажите их работу. Объясните  орфограммы. Выдели окончания в словах и   укажите их работу. Объясните орфограммы.           стоишь ­           бегут ­           говорил­           читать­                                                                                           читаем –  встаёшь­ думали­ нести – 3 группа                  Выделите окончания в словах        и укажите их работу. Объясните орфограммы         пою­         несём­         работала­         шумели­         беречь­                                                                                                                                                       (Дети выделяют окончания, указывают  время, лицо, число, род и  вывешивают работы на  доску)           Проверка групповой работы.     ­ Были ли затруднения во время работы в вашей группе? ( затруднение со        словом  читать, потому что не смогли определить число, лицо время, род)    ­ Запишу это слово на доске, т.к. оно вызвало у вас вызвало затруднение.               ( Аналогично проверяем работу других групп. На доске остаются слова:         ЧИТАТЬ, НЕСТИ, БЕРЕЧЬ ) 3. Постановка учебной задачи.    ­ Почему вызвали затруднения слова читать, нести, беречь? (ответы детей:     не все секреты знаем о словах, называющих действия, и т.д.)   ­ Тогда давайте попытаемся узнать, есть ли у слов, называющих действия,      другие изменения с другими окончаниями.   ­ И это будет наш третий секрет. Как мы его зафиксируем? (предложения     детей)                                3.       ?  4.   Физминутка.  5.   Решение учебной задачи         а) анализ работы окончаний в неопределённой форме слов,   назы­             вающих действия (общеклассное обсуждение)      ­ Запишите слова в тетрадьи . С чего начнём нашу работу? ( с выделения         в словах окончаний)        Слово беречь в древнерусском языке оканчивалось на –чи: печи, беречи.  После исчезновения безударного гласного звука  образовались современные  формы: печь, беречь, которые являются корнем, а окончание будет нулевое.   ­ Как определить лицо  в данных словах? ( нужно связать со словами:     Я, ТЫ, ОН, МЫ, ВЫ, ОНИ ) ­ Удалось определить лицо? ( нет, не определили)      ( пытаемся определить число, время, род)                                          читать  ­   Л,  Ч,  В,  Р            нести    ­   Л,  Ч,  В,  Р            беречь    ­ Л,  Ч,  В,  Р ­  Задайте вопрос к этим словам. ( что делать?)    б) вывод о работе окончаний данных слов, называющих действия ­ Сделайте вывод о работе окончаний этих слов (ответы детей) ­ Да, ребята, у слов, называющих действия, есть особое изменение,  которое образуется с помощью окончаний –ть (читать, петь) , ­ти (нести,  идти),  нулевого окончания и отвечает на вопросы: что делать? или что  сделать? В отличие от личных окончаний и окончаний прошедшего  времени эти оконча ния не указывают на лицо, число, время, род. Их определить в данных  словах невозможно. Как бы вы назвали такую форму  слов – действий, у  которой не определяется ни лицо, ни число, ни время, ни род?  (неопределённой формой) ­ Назовите тему нашего урока.                   Неопределённая форма ­Да, ребята, такие изменения называют неопределённой формой (н.ф.)  или инфинитивом. Инфинитив (лат.) слово ­  «неопределённый».  ­ Как теперь, когда мы узнали про инфинитив, уточнить нашу модель                     3.   инф. –ть, ­ти,   6.   Закрепление изученного материала.        Работа по учебнику.        а) чтение вывода в учебнике на с.53           ­ Сравните его с нашим выводом.        б) упр.218­ чтение задания. Работа в паре. 7.   Проверка выполненной работы.      ­Назовите, какие слова в инфинитиве выписали . Докажите, что        это инфинитив? Назовите слова с личными окончаниями. Докажите.       Назовите слова с окончаниями в прошедшем времени. Докажите.  8.  Зачем нужен инфинитив? (общеклассное обсуждение)       Ребята, у каждого слова, называющего действие­своё богатство. У одних­       время (настоящее или будущее), лицо и  число. У других­ прошедшее вре­       мя, число и род. И только бедняге инфинитиву ничего не досталось: нет у        него ни времени, ни лица, ни числа, ни рода. Может он нам и не нужен, если у него ничего нет? Как вы думаете?  (ответы детей)     ­ Да, ребята, оказывается, очень нужен. И вот почему.        С помощью личных окончаний или окончаний прошедшего времени на­       звание действия можно присоединить к любому слову, которое называет       действующее лицо или предмет или указывает на них: мальчики плывут,       корабль плывёт, ты плывёшь, она плыла, бревно плыло. К другим словам        эти окончания присоединять слова­действия не могут.       А теперь попробуйте «привязать»  слово переплывёт (озеро) к назва­       нию действия обещает или к слову невозможно.      ­ Получилось? Что мешает? (работы окончаний)     ­ Да, ребята, как вы ни изменяйте переплывём по времени, лицу и т.д.­       мешают эти работы окончаний, т.к. это как раз те «крючочки», с помо­       щью которых название действия цепляется за название действующего        лица. А здесь­то нужно «цепляться» совсем за другое слово. Значит,  от       «крючочков» необходимо избавляться. А как? Вот тут­то и начинает рабо­      тать инфинитив, который как бы отменяет все работы окончаний, т.е.     «крючочки». Так что можете присоединять инфинитив переплыть к лю­      бому другому слову, например: обещает, невозможно, нужно, мечтаю и      т.д. Попробуйте. Получилось?   ­  Какой делаем вывод? (ответы детей)   ­  Да, ребята, выходит, инфинитив вовсе не бедный родственник остальных       изменений названия действия. Есть у него своя особая работа, и даже       очень важная и полезная. 9.  Самостоятельная работа групп   ­ А теперь каждая группа вернётся к своим словам на листочке. Присмотри­      тесь внимательно к словам­действиям в н.в. и  в  пр.в. и скажите, как  обра       зованы эти слова? ( ответы детей).                                                                         ­ Да, ребята, все эти слова образованы от инфинитива, потому что его счита­     ют начальной формой слова, называющего действие.   ­ Что поможет вам записать инфинитив? ( вопрос что делать?) А ещё есть     слово ­  подсказочка НАДО, которое вам поможет выполнить задание.                 ( самостоятельная работа детей с последующей проверкой:                    строишь­  надо что делать? ­строить и т.д.) 10. Работа с орфографическим словарём       ­ Найдите и выпишите из словаря 5 слов, называющих действие.       ­ Что можете о них сказать? (ответы детей)       ­ Докажите, что это неопределённая форма или инфинитив, или начальная          форма слов­действий.    (ответы детей).      ­  Сделайте вывод.  (в словаре все слова­действия записаны в начальной          форме). 11.  Экспресс­диагностика       ­ Поиграем в игру «Самый внимательный».  Я читаю вам слова, а вы запи­         сываете  только инфинитив.         Ходить, ходит, новость, косит, косить, помочь, кровать, нести, носят, но­         сить, скатерть, стричь, плести, кости, везти. 12.   Подведение итогов  урока. ­ Какое новое изменение у слов, называющих действие, открыли на  уро­          ке?        ­ Сколько названий у этого изменения?                                  ­ Как оно образовано?        ­ Какое слово помогало вам в образовании инфинитива.        ­ С помощью «волшебной» линеечки оцените свою работу на           уроке ( было работать трудно­легко, интересно­неинтересно). 13.   Домашнее задание            Правило с.75,   упр.217

«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс

«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс

«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс

«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс

«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс

«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс

«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс

«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс

«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс

«Инфинитив и его окончания» конспект урока русского языка 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017