Методические рекомендации
ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ
(10 советов по созданию инфографики)
Подготовила учитель информатики и ИКТ
МОУ «Школа №62 города Донецка»
Куринная О.П.
Обычно люди стремятся получить информацию как можно быстрее – и инфографика является отличным решением данной потребности. Посудите сами, как наш мозг воспринимает информацию: наш мозг обрабатывает визуальную информацию в 60 000 раз быстрее, чем текст.
90% информации, передающейся в мозг является визуальной;
70% Ваших чувствительных рецепторов находятся в Ваших глазах;
50% Вашего мозга задействовано в обработке визуальной информации;
40% людей лучше реагируют на визуальные эффекты.
Введение Образовательный процесс (как и любой обмен информацией) коммуникативен по своей природе на всех этапах и стадиях – передачи, хранения и обработки информации. Современное развитие процесса информатизации образования диктует необходимость добавления в этот список нового элемента – представления информации. И представления в виде визуальных объектов, созданных при помощи инфографики. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Инфографика появилась более 25 лет назад на страницах зарубежных массовых периодических изданий. В условиях информационной перенасыщенности появилась потребность максимально лаконичного и быстрого изложения большого массива данных. Этому способствует также формирующаяся «экранная» культура современного человека. Обычно люди стремятся получить информацию как можно быстрее – и инфографика является отличным решением данной потребности. Наш мозг обрабатывает визуальную информацию в 60 000 раз быстрее, чем текст. · 90% информации, передающейся в мозг является визуальной; · 70% Ваших чувствительных рецепторов находятся в Ваших глазах; · 50% Вашего мозга задействовано в обработке визуальной информации; · 40% людей лучше реагируют на визуальные эффекты. Отличие инфографики от других видов визуализации информации заключается в её метафоричности, то есть это не просто график или диаграмма, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлена визуальная информация, связанная с конкретными примерами из жизни, предметы обсуждения. Процесс визуализации заключается в преобразовании мыслительных содержаний в наглядный образ. Инфографика является одной из форм информационного дизайна. Информационный дизайн – отрасль дизайна, практика художественно-технического оформления и представления различной информации с учётом эргономики, функциональных возможностей, психологических критериев восприятия информации человеком, эстетики визуальных форм представления информации и некоторых других факторов. Основной целью информационного дизайна является ясность коммуникации: сообщение должно не только быть точно передано отправителем, но и правильно понято получателем.
Категории инфографики Несмотря на то, что инфографика может применяться практически в любой области, можно выделить некоторые категории инфографики. По виду представления информации: - числа в картинках: позволяет сделать числовые данные более удобоваримыми; - расширенный список: статистические данные, линия времени, просто набор фактов; - процесс и перспектива: служит для визуализации сложного процесса или предоставления некоторой перспективы. Может вообще не содержать числовых данных. По способу отображения информации: - статичная – чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов. Наиболее простой и распространенный вид инфографики; - динамическая – инфографика с анимированными элементами. Подразделяется на: · интерактивная – содержит анимированные элементы, пользователи могут (в той или иной степени) взаимодействовать с динамическими данными. Этот вид инфографики позволяет визуализировать большее количество информации в одном интерфейсе; · видеоинфографика – представляет собой короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст. По типу источника различают: - аналитическая инфографика — графика подготавливаемая по аналитическим материалам; - новостная инфографика — инфографика, подготавливаемая под конкретную новость в оперативном режиме; - инфографика реконструкции — инфографика, использующая за основу данные о каком-либо событии, воссоздающая динамику событий в хронологическом порядке. Примеры различных видов инфографики - Infogra.ru
Принципы инфографики Инфографика – это визуальное представление данных. Использовать инфографику очень удобно, когда нужно быстро и эффективно объяснить сложную информацию или статистику. Преимущество инфографики в том, что с её помощью можно сделать сложные сведения понятными и увлекательными. Тем не менее, изготовить инфографику довольно таки сложно, так как вы должны собрать много информации и качественно её оформить. Принципы создания инфографики: 1. актуальность и востребованность темы (ориентирование на аудиторию, для которой создается инфографика);
2. простота и краткость (Всю собранную информацию необходимо отсортировать и оставить только самое важное. Главная задача инфографики – пролить свет на какой-то конкретный вопрос или проблему. Не преувеличивайте количество информации и визуальных элементов. Слишком много деталей могут сделать инфографику трудной для понимания);
3. образность и визуализация (Обычная данные скучны и иногда их бывает трудно понять. Использование геометрических фигур, графики, диаграмм, иконок и символов — все это может помочь создать образ передаваемой информации и визуализировать данные);
4. креативность (Это главное отличие инфографики от простой диаграммы. Представьте свою инфографику в виде плаката, на котором вы можете самовыразиться. Но, в то же время, дизайн должен быть целесообразным и отражать раскрытие вопроса);
5. точность и организованность информации (информация представляется точно и структурировано, главная мысль должна быть ясной);
6. эстетическая привлекательность (гармония и пропорциональность).
Технология создания инфографики 1-й шаг – определите цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью инфографики (в зависимости от предметной сферы). Стоит принять во внимание, что «в графике очень легко отображать существующее в реальности, значительно труднее перенести в визуальную плоскость отвлеченные понятия и почти невозможно – мнения и комментарии» 2-й шаг – разбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел представьте отдельным изображением или графиком. Подберите нужные визуальные образы, которые знакомы и часто используются вашей аудиторией. 3-й шаг – создайте фокус, то есть придумайте историю, основную визуальную метафору, вокруг которой будет строиться инфографика. Она должна быть простой и всем известной
10 советов по созданию качественной инфографики - Создайте точку фокуса внимания Инфографика слишком часто превращается в чересчур усложненную кашу из картинок и текста. Можно легко увлечься и создать вместо полезной конструкции нечто гнетущее. Одним из способов избежать подобной тенденции является создание центрального графического элемента, наглядно передающего основную тему. Такая структура привлекает внимание и придает ощущение, что вы легко сможете поглотить отображенную информацию.
Вы можете это прочитать, взглянув лишь раз? Помните, что инфографика должна иметь под собой определенные цели, которых вы пытаетесь достичь с ее помощью. Как правило, задача инфографики – взять сложную информацию и с помощью художественных усовершенствований сделать ее более понятной. Ваша цель состоит в том, чтобы создать нечто, что может быть усвоено максимально быстро. Это касается не только отдельных фрагментов, смысл которых должен передаваться мгновенно, но и общей идеи, которая должна восприниматься за считанные секунды.
- Используйте уместные метафоры Одна из блестящих возможностей инфографики – взять скучную, комплексную информацию и обратить ее в графическую метафору, столь совершенную, что даже непрофессионалы смогут практически мгновенно понять суть темы.
- Используйте срезы Порой инфографика используется не просто для оживления скучных данных, а для отображения реальной ситуации. В подобном случае одной из популярных стратегий является представление обстановки в виде трехмерной графики, которая выглядит почти как лабораторный образец
Информацию можно сделать красивой Иногда инфографика берет большой объем данных и сводит его воедино для удобства чтения, а иногда цель ее – визуализировать просто неимоверный объем информации. В подобных случаях попросту не всегда возможно, а часто – и не желательно, уделять излишнее внимание каждому значению. Вместо этого мы ставим целью всю картину: что мы можем узнать, отступив назад и взглянув на все данные разом? В таких обстоятельствах дизайнеры часто отображают данные так, что результатом становится настоящее произведение искусства!
Не увлекайтесь столбцовыми диаграммами В инфографике первая идея часто обретает форму столбцовых диаграмм. Конечно же, это невероятно полезный инструмент, значительно усиливающий визуализацию данных, но также немного банальный и прозаичный с точки зрения дизайна. В следующий раз, когда вы захотите создать столбцовую диаграмму, подумайте о том, как придать ей немного индивидуальности. Инфографика про флаги стран мира на изображении слева, которую выпустило датское агентство ferdio (http://flagstories.co/), служит прекрасным примером. По сути, это все та же столбцовая диаграмма, но выглядит она гораздо более интересно.
Используйте повторы Повторы являются одним из ключевых инструментов дизайна. Этот инструмент особенно полезен и уместен в инфографике, демонстрирующей одни и те же данные в различных контекстах
Рассказывайте историю в картинках Этот совет несет в себе ту же концепцию, что и второй совет, описанный здесь выше. Так как задачей инфографики является быстрота считывания, ваш проект должен мгновенно рассказывать историю. Инфографика должна основываться на визуальном ряду и не слишком полагаться на текст. Конечно же, он должен присутствовать в ней для тех, кто пожелает тратить время на чтение, однако ваши картинки должны и сами по себе очень хорошо передавать смысл.
Когда вы создали рабочий эскиз своей инфографики, 12 попробуйте убрать из нее весь текст и показать кому-нибудь, кто не видел ее прежде. Сможет ли он кратко сказать, что перед ним? Можете ли вы как-то улучшить эту визуальную связь?
Тщательно изображайте сравнения Важнейшим из аспектов инфографики является не просто представление информации, но, что более важно, сравнение ее. Типографика (искусство оформления печатного текста) в настоящее время довольно популярна, но просто напечатать большие числа красивым шрифтом не достаточно для того, чтобы создать ощущение действительного масштаба или многообразия. По этой причине дизайнеры обращаются к диаграммам, графикам, иллюстрациям и всему остальному, что может прийти в голову для придания убедительности своей истории.
Не экономьте на визуальных подсказках Предположим, вы решили положиться на старую добрую гистограмму, что вполне допустимо. Вашей задачей в этом случае будет решить, каким образом вы можете сделать ее еще более читабельной — пусть даже на грани избыточности. Обратите внимание на маленькие флажки на столбцах внизу. Флаги, отражающие объемы совсем не нужны, однако, этот трюк добавляет визуальную интересность дизайну, вместе с тем снижая объем работы, необходимой для интерпретации данных.
Составляющие успеха инфографики
· Своевременность
· Привлекательная, понятная тема
· Плавный, красивый, эффективный дизайн
· Удобство распространения
· Учёт целевой аудитории
· Цифры могут говорить сами за себя
· Внутренняя целостность
· Эмоциональные цвета
· Качественные диаграммы
· Выбор масштаба
· Создание истории
· Выбор интересных фактов
· Визуализация
· Упрощение
· Использование линии времени
· Определение концепции и цели
· Авторитетность и надёжность источников
Кроме того, можно выделить три столпа, на которых основывается хорошая инфографика:
· Полезность (практическая ценность) — насколько достигаются поставленные цели коммуникации.
· Пригодность — наличие смысла для зрителей и читателей, насколько полно, достоверно, интересно содержание.
· Красота — качество формы и дизайна преподнесения информации.
Сервисы для создания инфографики
Инфографику можно создать практически в любом редакторе, который есть под рукой – Ms Office Power Point, Ms Office Word, Paint и т. п. Но для людей, не знакомых с принципами дизайна и инфографики это бывает довольно сложно. В Интернете представлено множество сервисов, позволяющих создавать разные виды инфогафики как по шаблонам, так и с чистого листа. Рассмотрим некоторые из них:
1. easel.ly Понятный редактор инфографики с библиотекой готовых элементов. Каждый можно настроить и отредактировать под себя. Для работы с сервисом прежде всего необходимо создать учетную запись и выполнить вход. Сразу после этого мы можем приступить к созданию своей первой работы, щелкнув сиреневую плитку с надписью Get started. При этом запустится редактор, в котором на специальном шаблоне наглядно продемонстрированы все основные возможности сервиса.
2. Visual.ly Отличный инструмент, который позволяет генерировать ряд инфографик. Инфографика в этом случае почти полностью будет основана на социальных метриках, таких как данные Twitter или Facebook. Данный сервис преобразует сухую статистику в наглядную и красивую инфографику. Например, здесь можно рисовать любопытные диаграммы Венна, создавать «поединки» Twitter –аккаунтов, строить графики анализа хэштегов и т. д. Сервис возник относительно недавно и до сих пор добавляет к своим категориям новую информацию. Является бесплатным и легким для использования.
3. Canva.com Лучший онлайновый конструктор для создания баннеров, визиток, иллюстраций и постеров. Сразу после регистрации и входа в свой аккаунт, вам будет предложено выбрать шаблон. Можно выбрать презентацию, графику для блога, заставку для Facebook, постер, приглашение и так далее. Готовое изображение можно сохранить на компьютер в форматах PNG или PDF.
4. Piktochart Трансформирует информацию в захватывающие визуальные истории. Его очень легко использовать. Имеет функцию автоматически настраиваемой инфографики. Можно добавлять иконки и собственный логотип. Для создания собственной инфографики нужно выбирать тему и добавить свою информацию. Несколько тематических шаблонов доступно бесплатно, расширенная версия предоставляется на коммерческой основе. На инфографике, созданной с использованием бесплатных тем, автоматически размещается небольшой логотип Piktochart.
5. Infogr.am до сих пор является относительно новым сервисом и имеет множество возможностей, которые пока находятся на стадии внедрения. Полезный инструмент для создания бесплатных интерактивных диаграмм и инфографики.
6. Creately – удобный для пользователя инструмент, который помогает создавать профессиональные диаграммы и динамические схемы. Вы можете выбрать из предложенного набора типов диаграмм, и просто добавить свои данные, чтобы создать вашу собственную диаграмму или график.
7. Tagxedo. Этот сервис преобразует текст (известные изречения, новости, слоганы, даже любовные признания) в удивительным образом визуализированные облака слов. Слова отличаются по размеру в зависимости от частоты упоминаний в тексте. Можно выбрать любую форму облака – в виде птицы, животного, сердца, различных предметов и даже человеческого лица. Также можно редактировать цвет текста и фона, ориентацию слов и другие параметры. Использование данного сервиса иногда требует установки плагина Silverlight, если он отсутствует.
8. Cacoo - бесплатный инструмент по созданию инфографики. Дружественный пользователю онлайн-инструмент для рисования, который позволяет создавать различные виды инфографики, такие как карта сайта, схемы страниц, Mind Maps и другие. Сервис предусматривает возможность совместной работы над инфографикой в режиме реального времени. Таким образом, несколько пользователей одномоментно могут добавлять к себе в блог одну диаграмму или делиться ей друг с другом. Этим инструментом можно использоваться бесплатно. После регистрации открывается русскоязычный интерфейс
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.