Инфографика в начальной школе
Оценка 5

Инфографика в начальной школе

Оценка 5
Образовательные программы
docx
другое
10 кл
16.03.2024
Инфографика в начальной школе
Из опыта работы: внеурочная деятельность "Инфографика в начальной школе"
Конкурсная работа.docx

Инфографика как инструмент визуализации.

Курс внеурочной деятельности «Инфографика в начальной школе»

Кузьмичева Жанна Алексеевна,

учитель начальных классов

ГБОУ лицей № 179

г. Санкт-Петербург

 

        Ни одно выступление сегодня не обходится без визуализации. Докладчик много говорит, но старается  донести свои мысли в виде схем,  графиков, рисунков. Слушатели не все слова запомнят, а вот картинки запомнятся.

         Человеческий мозг устроен таким образом, что большая часть обрабатываемой им внешней информации, так или иначе, имеет визуальный характер. Окружающий нас мир мы более чем на 80% воспринимаем глазами, и остальные органы чувств играют лишь вспомогательную роль. А в современном мире переизбытка информации нам просто необходимо уметь структурировать эту информацию. Чтобы представить информацию в доступном виде, используют такой инструмент визуализации как инфографика. Инфографика идеально вписывается в «цифровую эру» и помогает объяснить сложные вещи проще, понять связи элементов какой-либо системы.

        Сегодня инфографика нашла применение в рекламе, журналистике, медицине, статистической отчетности, картографии, маркетинге и PR-технологиях и прочих областях жизни.

      Определение этому виду визуального представления информации дает В. Лаптев: «Инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний».

           Ученые не могут точно сказать о времени появления инфографики. Одни считают, что наскальная живопись - это начало инфографики; другие предполагают, что инфографика зародилась в XII в. в связи с развитием естественных наук, но именно в конце 20 в.- начале 21 века она стала центром внимания, т.к. это единственный оптимальный способ передачи сложной информации. Инфографика показывает скрытое, объясняет запутанное.

     Нарисованный древним человеком абстрактный бык вне контекста еще не инфографика, но если на рисунке описана конкретная инструкция: сколько человек, с каких сторон заходить, как вооружаться, то это уже инфографика.  

      Вообще, визуализация оправдана тогда, когда показать становиться легче, чем рассказать. А так как у современных школьников совершенно другой опыт, чем у предыдущих поколений, то инфографика помогает общаться с современными детьми, которые мыслят образами и гораздо лучше запоминают информацию, поданную в простой и привлекательной форме. Это тот особый язык, понятный всем людям, даже тем, кто не умеет читать.

         Инфографика направлена на визуальное восприятие и закрепление образов, задействует зрительную и ассоциативную память. Поэтому она помогает лучше запомнить учебный материал путем преобразования мыслительной деятельности в наглядный образ. (используя инфографику на уроке вместо текста, учащиеся быстрее запоминают и учатся проводить ассоциации)

       Универсальность инфографики в том, что представить в виде красочного графика или интерактивной таблицы можно практически любую информацию, что очень помогает в образовательной деятельности.        

     Раньше на уроках использовали принцип наглядности, последовательности и систематичности знаний, которые можно считать прародителями инфографики. Но это были картинки или схемы, не связанные в одно целое.      Сегодня хорошая инфографика включает в себя графики и диаграммы на основе большого количества данных обязательно с примерами из жизни.

А виртуальная среда за счет ее уникальных свойств (интеллектуальность, мультимедиа, интерактивность, коммуникативность, производительность) и богатства инструментария позволяет создавать разнообразные и дидактически эффективные объекты интеллектуальной инфографики.      

        У своих второклассников первый год веду курс внеурочной деятельности «Инфографика». Задача курса; вместо готовых визуальных материалов научить самостоятельно создавать инфографики, развивать визуальное мышление и память.

        В первом классе мы занимались ментальными картами, еще одним инструментом визуализации. Этим инструментом ребята пользуются на уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения.

          Каждое занятие –  практико – ориентированное для получения определенных навыков.

          Основой инфографики являются пиктограммы – изображения предметов, явлений, идей. С них мы и начали знакомство с новым для ребят понятием. Изучали и давали название древним пиктограммам, а потом придумывали свои.

           Вообще мы часто на занятиях обращаемся к опыту предков. Например, на первых занятиях учились читать древние наскальные рисунки, а потом сами сочиняли современный изобразительный рассказ с помощью знаков и символов. Так ребята приобретали первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляли её с имеющимся жизненным опытом.

           Говоря о жизненном опыте, хочется показать одну работу на злобу дня (на одном из занятий нужно было придумать знак (дорожный или информационный – на выбор), которого не существует. И вот что одна девочка придумала (Осторожно, коронавирус!)

             

За последнее время все мы так много слышали о новом вирусе, что увидев одну только эту инфографику, в памяти всплывает все ранее услышанное.

                   При изучении линий (а линия – это главное в графике) и знакомстве с картой созвездий проявляли свое творчество, потому что изобретали собственные созвездия. На листе сначала рассыпали горсть сухих фасолин. Под каждой фасолиной ставили точку, фасолины убирали. А потом отмеченные точки соединяли в линию. Полученной фигуре придумывали названия нового созвездия.

                             

      Как рассказать, что скрыто от глаз, находится внутри чего - то?  Задачу показать внутреннее устройство вещей инфографика решает по – своему.

     

Для этой цели используют такой прием: в центр помещают закрытый объект, а вокруг – изображения вещей, находящихся внутри. Каждый с помощью символов, знаков и коротких слов должен был показать невидимое – содержимое школьного рюкзака. Такой прием помогает овладению элементарным навыкам чтения информации, представленной в наглядно-символической форме.

      На одном из занятий при знакомстве с каллиграммой (это такие своеобразные фигурные стихи) развивали пространственно-образное мышление, а также тренировали память. Стихотворение С. Есенина «Белая береза» превратили в каллиграмму, а заодно и выучили.

                             

      А вот следующее задание я заимствовала из Внеурочной деятельности и воплотила на уроке. Задание «Буквица».

 

При изучении словарных слов попросила необычно изобразить ошибкоопасную букву. В дальнейшем, когда им встретиться это слово, графический образ всплывет в памяти.

       На занятиях по инфографике детям прививается эстетический вкус, потому что используется зрительный ряд из картин, гравюр, скульптур великих художников, читаются стихи знаменитых поэтов.  Ребята создавали свою монограмму - еще одну составляющую инфографики. 

                         

       Чтобы к концу 2 класса ребята могли свободно ориентироваться в основных понятиях  инфографики, на занятиях  углублялись в историю

(например, изучали графические орнаменты на древних вазах и  конструировали свои рисунки из готовых графических деталей),  зоологию (знакомство с петроглифами,

 составление графического рассказа), литературу, и немного психологию.

                 В третьем классе будем реализовывать творческие проекты по инфографике. А в четвертом – знакомиться с онлайн- сервисами и созданием  компьютерных инфографик. На уроках я предлагаю детям готовые инфографики по разным предметам.

        

            Инфографика помогает представить информацию в творческой форме, совместить картинки и символы, графики и таблицы в необычные, увлекательные образовательные материалы.         

      Не стоит забывать, что основная цель инфографики — информирование. При этом часто данный инструмент выступает в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объеме и содержит некоторые пояснения.

      Визуализация учебной информации с помощью такого инструмента, как инфографика, позволяет решить целый ряд педагогических задач:

1.   обеспечивает интенсификацию обучения;

2.   активизирует учебную и познавательную деятельность;

3. формирует и развивает критическое и визуальное мышление, зрительное восприятие, образное представление знаний и учебных действий;

4.   передает знания и распознает образы;

5.   повышает визуальную грамотность и визуальную культуру.  


 

Инфографика как инструмент визуализации

Инфографика как инструмент визуализации

Универсальность инфографики в том, что представить в виде красочного графика или интерактивной таблицы можно практически любую информацию, что очень помогает в образовательной деятельности

Универсальность инфографики в том, что представить в виде красочного графика или интерактивной таблицы можно практически любую информацию, что очень помогает в образовательной деятельности

Вообще мы часто на занятиях обращаемся к опыту предков

Вообще мы часто на занятиях обращаемся к опыту предков

Говоря о жизненном опыте, хочется показать одну работу на злобу дня (на одном из занятий нужно было придумать знак (дорожный или информационный – на выбор),…

Говоря о жизненном опыте, хочется показать одну работу на злобу дня (на одном из занятий нужно было придумать знак (дорожный или информационный – на выбор),…

Как рассказать, что скрыто от глаз, находится внутри чего - то?

Как рассказать, что скрыто от глаз, находится внутри чего - то?

А вот следующее задание я заимствовала из

А вот следующее задание я заимствовала из

На занятиях по инфографике детям прививается эстетический вкус, потому что используется зрительный ряд из картин, гравюр, скульптур великих художников, читаются стихи знаменитых поэтов

На занятиях по инфографике детям прививается эстетический вкус, потому что используется зрительный ряд из картин, гравюр, скульптур великих художников, читаются стихи знаменитых поэтов

В третьем классе будем реализовывать творческие проекты по инфографике

В третьем классе будем реализовывать творческие проекты по инфографике

3. формирует и развивает критическое и визуальное мышление, зрительное восприятие, образное представление знаний и учебных действий; 4. передает знания и распознает образы; 5. повышает визуальную…

3. формирует и развивает критическое и визуальное мышление, зрительное восприятие, образное представление знаний и учебных действий; 4. передает знания и распознает образы; 5. повышает визуальную…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2024