Пояснительная записка.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики, в значительной степени затрагивающее основы образования.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
В первом классе обучается 26 учащихся, из них 3 ребёнка по заключению ПМПК являются учащимися ОВЗ. Настя Р.-ЗПР (задержка психического развития, нарушение познавательной деятельности нестойкого характера; фонетико-фонематическое недоразвитие речи, осложненное дизартрией; знания, умения, навыки ниже возрастной нормы.), Глеб К.- НР (нарушение речи, нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов). Матвей Ш. -НР (нарушение речи вследствие нарушения слуха; незначительное снижение развития познавательной деятельности нестойкого характера).
В данном классе обучение всех учащихся ведется по программе «Школа России». Учащиеся ОВЗ получают образование по адаптированным основным общеобразовательным программам.
На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, использую в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создаю индивидуальные программы развития. Все это помогает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.
Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то моей задачей является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ я учитываю, принцип доступности. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на данном уроке я использую следующие активные приёмы обучения:
Наглядные опоры в обучении: схемы, рисунки.
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
Поэтапное формирование умственных действий.
Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале).
Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.
Создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Авансирование успеха. Использование сюрпризных моментов.
Использование наглядности и зрительных стимулов (карточки с буквами). Карточки помогают проверить знания
учащихся. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа
каждого ребёнка.
Связь предметного содержания с жизнью.
Узелки на память
(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы,
выводов, которые нужно запомнить).
Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания. Чтобы прикрепить свою карточку на доску,
им нужно правильно ответить на вопрос.
Основные методы в моей практической работе с учащимися,
имеющими ОВЗ: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, коммуникативный,
методы самоконтроля и взаимоконтроля.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ на данном уроке использую рефлексию настроения и эмоционального состояния. В данном случае я прослеживаю, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Важно обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
В своей деятельности использую игровые методы постоянно. И данный урок не исключение. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком на уроке становится игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной.
А также в своей работе использую Метод «рука в руке». Этот метод физической помощи, когда взрослый помогает ребёнку, стоя позади него.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет мне чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени повышают познавательную активность учащихся, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулируют познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
Психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ в своей работе я использую такие технологии как: индивидуальный и дифференцированный подход; игровая технология; здоровьесберегающая( Этот вид технологии предполагает проведение во время занятий физминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации). Используя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, я помогаю детям преодолеть трудности в освоении основной образовательной программы.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Личностно-ориентированные технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
В результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Данный урок является 33 уроком в разделе «Букварный период». На данный раздел отводится 59 уроков.
Учебно-тематический план по литературному чтению
№ раздела / темы |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||
Всего |
Теоретические занятия |
Проверочные работы, тесты, практические занятия |
Контрольные занятия |
||
1 |
Добукварный период |
14 |
14 |
0 |
0 |
2 |
Букварный период |
59 |
59 |
1 |
0 |
3 |
Послебукварный период |
55 |
55 |
6 |
0 |
Итого |
|
128 |
128 |
7 |
0 |
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России»
Тема |
Гласные буквы Ё, ё |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [j’о]), развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Планируемые результаты (предметные) |
Определяют особенность буквы ё (обозначает целый слог-слияние – два звука и является показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии); выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст; составляют рассказ по картинке |
Личностные результаты |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебных задач; логические – характеризуют звук [j’о] и букву ё. ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии; особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука); слого-звуковой анализ слова с гласным звуком [о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель |
Образовательные ресурсы |
Предметные картинки, презентация, слоговые |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
Формируемые УУД |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Мотивационный этап
|
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Сегодня у нас непростой урок. Мы с вами откроем ещё одну тайну русского языка. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
Личностные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха |
II. Речевая разминка Игра-сказка
|
КоллективнаяСловесный, практический. Игра
|
– Сейчас мы с вами расскажем сказку о весёлом язычке, да не просто расскажем, но и покажем. – Жил-был весёлый язычок в своём домике. Домик назывался… (рот). В домике было две двери (губы и зубы), откройте первую дверцу, потом вторую. Надоело Язычку сидеть в тёмном домике, он решил выйти погулять. Высунул он кончик на улицу, посмотрел, какая погода. Солнышко греет, решил Язычок позагорать. Лёг Язычок на крылечке и греется. Вдруг подул ветер, Язычок замёрз и спрятался в домике. Улёгся в мягкой постельке и заснул. Выспался Язычок, решил сделать зарядку: потянулся вверх, опустился вниз. Почистил зубки. Вышел на улицу поискать ребят: посмотрел налево – нет, посмотрел направо – нет, вверх, вниз, побежал кругом и увидел вас. Он так обрадовался, что защёлкал вот так. |
Внимательно слушают учителя. Выполняют движения по тексту
|
Готовят артикуляционный аппарат к чтению. Анализируют смысл сказки. Соотносят сюжет сказки и свои действия
|
Коллективный. Выполнение движений языком
|
Личностные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
III. Актуализация опорных знаний
|
Фронтальная. Словесный. Беседа, объяснение учителя
Частично-поисковый |
Ребята, к нам в гости пришел гость. Что же случилось? Баба-Яга его заколдовала. -Что мы произносим и слышим? (звуки) -Какие бываю звуки? (гласные и согласные) -Что знаете о согласных звуках (звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные и непарные) -Прочитайте слоги с мягким согласным звуком. -Прочитайте слоги со звонким согласным звуком. -Прочитайте слоги с твердым согласным звуком БУ, СИ, КО,ЖИ, ПЕ, РА, ДЫ, МИ, ЗА,ШИ Оцените свою работу Прочитайте слова ЕЖИ ЛУЖА СНЕЖИНКА СИЖУ -Какое слово лишнее и почему Оцените свою работу -Слова множественного числа переведем в единственное число ЁЖ |
Отвечают на вопросы учителя, читают слоги по заданию. Читают слова. Дети с ОВЗ работают по карточкам
Дети с ОВЗ повторяют за одноклассниками признаки лишних слов |
Выделяют слоги с мягким согласным, со звонким согласным, с твердым согласным.Делят слова на слоги, определяют ударный слог, определяют количество звуков и букв, называют слова предметы, действия. |
Фронтальный. Чтение, устные ответы
|
Познавательные УУД Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Деление слов на слоги. Определение ударного слога. Определение слов предметов, действий. Коммуникативные УУД 1.Формировать умение слушать и понимать других; 2.Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. 3.Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД Формировать умения классифицировать по признакам.
|
IV. Постановка учебной задачи Слого-звуковой анализ слова
|
Фронтальная. Словесный. Беседа, объяснение учителя
|
Как назовем нашего гостя ласково ЁЖИК -Проведите исследование и обсудите друг с другом, что вы слышите – Два звука, образовавших слияние [j’о], принято обозначать не двумя буквами, а одной – буквой ё. -Какова тема урока Давайте поставим перед собой задачи. На доске дано начало предложения для определения цели. Я хочу познакомиться с … Я буду учиться отличать … Я буду учиться читать …
|
Выполняют слого-звуковой анализ слова ёжик. Первый слог состоит из двух звуков. Дети с ОВЗ проводят звуковое исследование язычком
(Д.: «с новым звуком»)
(Д.: «букву от звука») (Д.: «слоги, слова, предложения с новой буквой»)
|
Производят слого-звуковой анализ слова ёжик. Обозначают слияние [j’о] буквой ё. |
Умеют работать в паре, контролируют работу друг друга. Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ |
Коммуникативные УУД: 1.формировать умение слушать и понимать других; 2.формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3.формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; 4)формировать умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формировать умение высказывать своё предположение на основе работы со словом
2) формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 3)формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательной цели. |
V.Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слова 2. Знакомство с буквой Ё
3. Чтение слогов и слов (учебник, с. 31)
4.Составление предложения из слов
5. Работа с текстом
6.Работа с поговоркой |
Фронтальная. Словесный, практический Беседа, анализ слова, объяснение учителя, чтение правила
Фронтальная. Словесный. Чтение слов
Работа в паре
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа
Работа в группе |
– Произнесите слово ёжик по слогам. Сколько слогов в слове? Какой первый? Какой второй? Составим схему слова.
Ёжик пришёл не один. Он вам принёс на иголках новую букву. - Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё). - На что похожа буква? - Буква Е передохнула, И тотчас же на нее Пара птенчиков вспорхнула – Получилась буква Ё. Напечатайте слово с новой буквой Какое правило помним - Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы поселим букву Ё? - А рядом с какой буквой? - Почему?
- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. - А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. Приготовились! Начали:
ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.
- Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.
– Прочитайте слоги.
– Прочитайте слова. Поставьте ударение. На какую букву падает ударение. Какой вывод можем сделать?
- Прочитайте слова, где буква ё в начале слова. Сколько звуков имеет буква Ё в начале слова? - Где буква ё находится в других словах? После …(гласных).
- Сколько звуков обозначает буква ё после гласного? - Итак, сделаем вывод, когда буква Ё обозначает два звука?
У вас в конвертике лежат слова -Предположите задание (составить предложение) ПОД, ЁЖИК, ЖИЛ, ЁЛКОЙ Найдите грамматическую основу предложения
-Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.
- Прочитаем текст по цепочке. - Где были ребята? – Что они услышали? Кто это был? – Кто напал на ёжика?
– Что случилось с Жучкой? - Придумаем название к тексту. - В каких словах встретилась нам буква ё? - В каких словах буква ё обозначает два звука?
Держать в ежовых рукавицах
|
Выполняют слого-звуковой анализ слова ёжик. – Первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. Первый слог состоит из двух звуков.
Создают правило
Читают слоги и слова.
.
Составляют из слов предложение
Дети с ОВЗ составляют предложение со слова обозначенным первым
– Озаглавьте рассказ. Дети с ОВЗ находят слова, в которых буква ё обозначает 2 звука с помощью учителя
Определяют значение |
Обозначают слияние [j’о] буквой ё. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука). Формулируют способ чтения буквы ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов: буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом – просто называется
Читают слова с буквой ё в начале слова и после гласных. Различают звуки, обозначенные буквой ё
Осмысленно читают предложение, определяют главную мысль
Читают текст рассказа, рассматривают картинку, озаглавливают рассказ
Находят значение пословицы |
Фронтальный. Устные ответы, моделирование
Фронтальный. Чтение, устные ответы
Контролируют действия друг друга
Осмысленно читают текст рассказа, определяют главную мысль
Контролируют действия друг друга |
Коммуникативные УУД: 1.формировать умение слушать и понимать других; 2.формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3.формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; 4)формировать умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формировать умение высказывать своё предположение на основе работы со словом 2) формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4)формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации. Звуковая структура слова.
|
VI. Закрепление знаний и способов действий |
Фронтальная. Словесный. Отгадывание загадки
|
Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я главная (Ёлка) Напечатайте это слово, составьте звуковой анализ
|
Читают загадку
|
Понимают смысл прочитанной загадки
|
Фронтальный. Устные ответы, моделирование
|
|
VII. Рефлексивно-оценочный
|
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа
|
А чем ёлка похожа на ёжика?
- Любопытный ёжик хочет снова задать вам вопросы:
- В каких случаях буква ё обозначает два звука?
- В каких случаях буква ё обозначает один звук? Какова была тема урока? Какие задачи мы ставили? - Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами. - А чем же мы порадуем ёлочку? - Впереди нас ждет весёлый волшебный праздник – Новый год. Все: и взрослые, и дети - любят украшать новогодние ёлки. Мы тоже украсим нашу лесную гостью игрушками. Выберите шарик того цвета, который соответствует вашему настроению после урока. Если вы запомнили букву ё, сможете прочитать слоги и слова с буквой ё и сможете рассказать родителям про эту букву, то возьмите желтый шарик. - Если вы запомнили букву ё, но вам нужна помощь, чтобы прочитать слова с буквой ё, то возьмите себе зеленый шарик. - Если вы не запомнили эту букву и не можете прочитать слова с этой буквой, то возьмите себе красный. Поднимите руку, у кого красный кружок. (Как ты думаешь, почему ты не смог запомнить букву?)
|
Отвечают на вопросы учителя. Дети с ОВЗ анализируют свою деятельность пр помощи шаров разного цвета.
|
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке
|
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы
|
Личностные УУД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок? Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.