«Информационно-коммуникативные технологии. Повышение мотивации, качества образования через использование интерактивной доски и применение технологии критического мышления»
В условиях поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования повысился интерес к интерактивным технологиям, использование которых способствует эффективности усвоения учебного материала. Одним из актуальных явлений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения насыщенности процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.
Особыми преимуществами обладает интерактивная доска при обучении иностранным языкам. Интерактивные упражнения, иллюстрации, тематические презентации позволяют монеиностно вовлеч учащихся в образовательный процесс. На уроках английского языка интерактивная доска может применяется на различных этапах урока. Систематическая работа с интерактивной доской обеспечивает целостность и последовательность усвоения учебного материала, предоставляет учащимся возможность для проявления самостоятельности. Применение интерактивных упражнений побуждает обучающихся активизировать критическое мышление.
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Сегодня мы поговорим о некоторых приёмах работы с заданиями: кластер, синквейн, работа с новым словом (термином), пирамидная история, фишбон.
Кластер - графическая систематизация материала
Позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.
Пример: тема «Времена года».
May November winter December July
January April October autumn August October
SEASONS summer June September March February spring
Синквейн – (творческая форма рефлексии) это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Пример: тема «Творческий путь У. Шекспира».
William Shakespeare
CREATION
GREAT, POETICAL
WRITE, ACT, RECITE
I LIKE HIS CREATION
“GLOBE”
Работа с новым словом (термином, понятием)
По мере нахождения ответа обучающиеся выходят и вписывают необходимую информацию. Кто-то нашел предложение, кто-то синоним, кто-то придумал ассоциацию и так далее.
Пример: тема «Глагол punish».
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Пирамидная история. Этот приём применяется для работы с текстом. Прочитав какой-либо текст обучающиеся должны составить некую пирамиду по следующей схеме.
1. Имя героя
вашей истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный
предмет).
2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера,
качества).
3. Три слова,
описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.).
4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить,
любовь…).
5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?).
6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?).
7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?).
8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.
Номер строки обозначает количество слов, вписываемых в "Пирамиду"
Пример: тема «Биография У. Шекспира».
Shakespeare
1564- 1616
Stratford- on- Avon
married, wrote, theatre, died
Anne Hathaway, 8 years old
“Hamlet”, “King Lear”, “Othello”, “Twelfth Night”
London, “The Lord Chamberlain’s Men”, built, “Globe”
not published in his life- time, family, church
Фишбон – «рыбья кость»
Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.
В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.
Пример: тема «Если ты простудился…».
medicine
keep warm poor cold cold FLU
stay in bed health drinks weather
hot milk with baking soda
a lot of tea with lemon a sore a runny a tempe-
honey throat nose rature
onion, garlic
jam, juice
Анализ уроков и интерактивных заданий к ним, доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.
Используя технологию критического мышления, качество знаний по итогам четвертей прошлого года возросла на 4,5%. Исчезли проблемы с выполнением домашних заданий. Наблюдается возростаемый интерес к английскому языку, активность обучающихся на уроке.
Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции учащихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке.
Опыт работы с интерактивной доской подтверждает эффективное положительное влияние сочетания ее возможностей и реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, межпредметных связей, обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно-ориентированного обучения.
Таким образом, педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителя. Благодаря интерактивной доске дети с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются.
Автор: Лобода Ольга Иннокентьевна, учитель английского языка МБОУ ШР «Шелеховский лицей» СОШ с. Баклаши имени А.П. Белобородова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.