Информационно-коммуникативные технологии в управлении
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Процесс цифровизации прочно охватил все сферы существования общества. Современная общеобразовательная организация должна полноправно участвовать в этом процессе. Концепцией «Цифровизация системы образования Донецкой Народной Республики» определены основные направления и механизмы использования цифровых ресурсов в образовательном процессе.
Любая школа представляет собой системный объект, и поэтому его информатизация существенно влияет на все стороны её жизнедеятельности – от содержания образования до финансово-хозяйственных вопросов, включая психологический климат в коллективе, систему ориентиров и точек роста образовательного учреждения. Таким образом, информационная среда имеет познавательную ценность, оказывает эмоциональное воздействие, способствует развитию личности ребёнка и профессиональному становлению учителя.
ИКТ-средства обеспечивают
- оперативное получение и обобщение информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;
- мониторинг успеваемости обучающихся: получение итоговых и текущих отчетов об успеваемости и посещаемости, в т.ч. конструирование собственных отчетов;
- доступ к дневнику, в который автоматически выставляются оценки и отмечаются задолженности по предметам;
- ведение классного журнала, календарно-тематических планов, просмотр отчетов;
- ведение индивидуальных портфолио учителей и обучающихся, а также портфолио проектов;
- формирование единой среды обмена информацией в рамках школы, что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.
Современные информационно-коммуникационные технологии открыли новые возможности в управлении школой:
- параллельный ввод персонально ориентированных поручений и заданий;
- регламентация доступа сотрудников к данным;
- формирование индивидуальных списков дел и поручений сотрудникам на определенный период времени;
- обеспечение обратной связи сотрудников с администрацией;
- осуществление контроля за исполнением сотрудниками заданий и поручений администрации;
- общий реестр поручений;
- ·создание базы данных учителей и обучающихся;
- составление учебного плана, тарификации, расписания;
- мониторинг обученности обучающихся с автоматическим расчетом различных коэффициентов, построением диаграмм, графиков;
- создание различных отчетов, документов и т.п.;
- электронный документооборот.
Средства - ИКТ, используемые в управлении образовательным учреждением служат для количественной и качественной обработки следующих данных:
· списочный состав контингента школьников с данными о ходе их обучения;
· сведения о результатах обучения каждого школьника по каждому преподаваемому предмету (итоговые и текущие отметки, данные о переводе на следующую ступень), данные по диагностике качества обучения (тестовый контроль знаний, умений, навыков), данные, которые можно рассматривать как основные параметры процесса обучения:
· организация учебного процесса (часы, специфика преподавания предметов, численность классов и т.п.), кадровый состав и квалификация педагогов, материальное, дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса и т.д.
Использование ИКТ в управлении образовательной организацией позволяют:
администрации:
- вести управление по результатам деятельности;
- принимать эффективные управленческие решения;
- четко видеть динамику происходящих в школе изменений;
ІТ векторы директора общеобразовательной организации
Цифровое общество – мультимедийное образование – электронное управление – ІТ компетентный руководитель
1. Аналитические программы. Таррос.
2. Информационные системы управления ИСУ - целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначена для выполнения заданных функций. Резедентные программы.
3. СУБД. Кадры, Региональные программы, Аудиторный фонд, Расписание, Оздоровление, ЗНО, Мониторинг. «Курс – освіта» «Курс школа»
4. Программное обеспечение для управления проектами — комплексное ПО, включающее в себя приложения для планирования задач, составления расписания, управления бюджетом, распределения ресурсов, совместной работы, общения, быстрого управления, документирования и администрирования системы.
5. Система поддержки принятия решений или СППР. Объединение ИС и БД. Отслеживание доступных источников информации, поиск в БД, имитационное моделирование, ситуативный анализ.
· пассивные помогают в процессе принятия решений, но не могут выдвинуть конкретного предложения;
6. Экспертные системы – для разрешения проблемных ситуаций. Элементы искусственного интеллекта. Самообучающиеся, диалоговые. БЗ
7. Видеотеки по всем стратегическим направлениям (поддержка, визуализация, продвижение перспективного опыта)
8. Телемосты
9. Управленческие Интернет технологии. Облако. Интернет серфинг (упр. Сайты, конференции. Библиотеки, журналы, культура общения)
10. Методический Web кабинет. Web консультации, ДО, методические Web тренажеры, Web совещания, On-line регистрации и т.д.
11. Электронное управление
12. Единое цифровое образовательное пространство.
13. Виртуальные посещения уроков
14. Информационная культура
15. Учет информационных угроз
Безопасность детей в сети
Функции управления дистанционным обучением
В период пандемии актуализировался дистанционный формат обучения. Уроки с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО) проводились во всех общеобразовательных организациях.
Проблемное ядро
Анализ результатов мониторинга определил слабые стороны организациии образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
ü Не отслеживалась администрацией общеобразовательных организаций суммарное количество домашних заданий на одного ученика.
ü Не фиксировалось соблюдение возрастных санитарных норм времени работы на компьютере обучающихся.
ü Недостаточно использовались мультимедийные возможности дистанционного обучения (инфографика, скрабинг, предметная анимация и др.).
ü Редко прослеживалась вариативность технологий дистанционного обучения с учетом разной технической обеспеченности обучающихся.
ü Слабо проявлялось профессиональное сопровождение дистанционного обучения (тьюторинг), в частности использование современных мотивационных техник, геймификации, взаимообучения и др.
ü Несистемно организована целевая работа с родителями, вовлеченными в дистанционного обучение детей.
Алгоритм действий руководителя по запуску электронного обучения с применением дистанционных технологий в свете интеграции в российское образовательное пространство
1. Анализ кадрового состава: определение сетевых педагогов и педагогов – координаторов
Почему это важно? Есть педагоги, которые по разным причинам не готовы к электронному обучению с применением дистанционных технологий. Вместе с тем, они имеют опыт организационной работы, работы с родителями, способны снимать напряжение, связанное с перенастройкой системы общего образования. Они могут исполнять обязанности педагогов – координаторов (тьюторов). В функционал педагогов-координаторов (тьюторов) будут входить оповещение, помощь и поддержка самостоятельной работы обучающихся, мобильное реагирование на проблемы родителей и т.д.
Сетевые педагоги могут проводить уроки как на класс, так и на параллель. Наиболее эффективными являются интегрированные занятия, обеспечивающие прохождение учебного материала и сокращающие время, проведенное школьниками за компьютером. Одновременно сокращается объем самостоятельной работы обучающихся.
2. Составление расписания
Формируется расписание занятий на учебный день и учебную неделю в соответствии с учебным планом по каждому предмету или интегрированным предметам (например, история/литература), предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 20 минут на уровне начального общего образования и для обучающихся с ОВЗ, до 30 минут на уровнях основного и среднего общего образования.
Рекомендуется в расписание образовательной деятельности включить три раздела:
1. Расписание уроков и платформ на которых будут проходить урок.
2. Расписание групповых и индивидуальных консультаций.
3. Расписание консультаций для родителей (по классам).
Необходимо так же указать, где можно увидеть урок в записи, телефон педагога-координатора, тьютора.
Почему это важно? В настоящее время поступает огромное количество звонков от родителей и обучающихся о том, что «зависают» образовательные платформы. Ученики не могут войти в виртуальный класс или прерывается связь. Родители обеспокоены тем, что не понимают, как можно помочь ребенку в самостоятельной работе и как организовать участие в онлайн-уроке, если в семье одна точка подключения к сети Интернет. Должна быть предоставлена возможность повторного просмотра уроков в сети, а также консультаций.
3. Организация образовательной деятельности
При организации образовательной деятельности в условиях электронного обучения с применением дистанционных технологий необходимо, чтобы все участники образовательных отношений точно знали образовательную площадку, правила работы в ней, формат обратной связи (в том числе возможности общения не только с сетевым педагогом, а педагогом – куратором или тьютором) и форму контроля.
Все эти вопросы необходимо обсудить с родителями на виртуальных родительских собраниях в чатах WhatsAPP, Skupe, Viber, на форумах, в блогах, социальных сетях. Без родительской поддержки и контроля, особенно на этапе освоения и адаптации к новым условиям обучения, эффективность и качество обеспечить практически невозможно.
Дистанционные технологии предполагают:
· Самостоятельное изучение учебного материала. Время на самостоятельное изучение учебного материала определяется учебным планом.
· Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
· Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей
· Консультации – форма индивидуального взаимодействия преподавателя с обучающимся; могут быть организованы как по телефону, так и в сети Интернет
Примерный чек-лист проведения онлайн - урока в приложении 2.
Системные педагогические ошибки при использовании дистанционных технологий:
Ошибка 1. Прикрепление списка заданий для самостоятельной работы обучающихся (как домашнее задание) в электронный журнал. Задача педагогов на этапе адаптации: не набросать для учеников задания, а выстроить их обучение.
Ошибка 2. Выставление отметок за обучение. Когда ученик изучает учебный материал, работает с тестами для самопроверки, задает вопросы, ошибается - он учится. Этот процесс поддерживается обратной связью и помощью одноклассников и педагогов, например, в совместном чате. Задача обратной связи для учителя: понять, уровень освоения материала и оказать своевременную помощь и поддержку, в том числе через консультационную работу.
Предпочтение формирующему оцениванию!
Ошибка 3. НЕ стоит просить учеников фотографировать задания и присылать на почту. Так можно делать только в случае с единичными учениками, у которых не получается выполнять задание и необходима индивидуальная коррекционная или поддерживающая работа.
На разных уровнях образования урочная деятельность значительно отличается.
На уровне начального образования важна связь обучающихся с учителем. За 20 минут учителю необходимо обсудить с обучающимися новый учебный материал, получить обратную связь о том, насколько информация пОнята и принята каждым обучающимся. Групповые самостоятельные задания необходимо проговаривать не только с обучающимися, но и с родителями. Самостоятельные задания выстраиваются по принципу метапредметных задач.
На уровнях основного и среднего общего образования практики дистанционного обучения рекомендуют применять технологию "перевернутого класса", где самостоятельно предлагается прочитать тему в учебнике или посмотреть видео-материалы, подкасты. Подкаст - это информация в аудиоформате, обычно это называют "записанное радио". На уроке обучающиеся в чате пишут вопросы по содержанию и отвечают на вопросы друг друга. Не менее эффективными являются образовательные веб- квесты по большим темам.
Большой популярностью у подростков пользуются короткие TED-лекции.
4. Системы для проведения вебинаров, трансляций и групповых занятий
Zoom
В системе при проведении занятия можно поделиться экраном, подгрузить презентацию, использовать режим белой доски, подключить до 100 человек бесплатно на период 40 минут. Очень легко разобраться, создать встречу и поделиться ссылкой с классом.
Google Classroom
Этот сервис позволяет создавать курсы для каждого класса и отдельно для родителей. Сервис очень прост в использовании. По оформлению он напоминает социальную сеть, но без навязчивой рекламы, постоянных напоминаний и смешных картинок. Что можно делать: • добавлять теоретический и практический материалы для учеников; • проверять работу учеников онлайн, ставить баллы и возвращать ее обратно на доработку; • размещать объявления для класса или отдельно для каждого ученика; • писать комментарии к каждой работе; • отправлять письма и комментарии ученикам и родителям; • назначать дедлайн на сдачу работы; • добавлять любой созданный файл с Google Диска: презентации, таблицы, опросы, сайты; • прикреплять любые ссылки: на видео-урок, викторину или общий звонок в Google Meet.
Google HangOuts
Для использования этой платформы убедитесь, что у вас есть зарегистрированный google account, можно одновременно подключить до 100 человек, есть функция чата, можно отправлять фото участникам.
UberConference
UberConference предлагает простые функции и может принимать до 10 человек с бесплатным пакетом. Это отличный вариант, если вы хотите разместить вебинар без видео и только с медиа-материалами, такими как PowerPoint или Google Slides.
Skype
Функции голосовых и видеозвонков группы Skype позволяют одновременно вмещать до 25 человек на вебинаре. Учитывая популярность Skype, ваша аудитория, вероятно, уже имеет установленное приложение, и это минус один дополнительный шаг между вами и участниками вашего мероприятия. Вы можете показать свой рабочий стол и проводить трансляцию занятия.
YouTube
Трансляции на YouTube. Можно легко подключить учеников по ссылке, причем ученики легко могут подключиться со своего смартфона (при наличии интернета) и посмотреть урок.
Тесты для самопроверки
С помощью этих сервисов обучающиеся могут проверять свое понимание в учебной теме.
LearningApps
Простой сервис, позволяющий создавать различные приложения для самопроверки: текст с пропусками, викторины, классификация, интерактивное видео и т.д.
Kubbu
Интерактивные задания по всем учебным предметам.
Quizlet
Сервис, позволяющий создавать флешкарты и игры, которые можно использовать на всех уровнях общего образования или любого учебного предмета. Quizlet чаще всего рассматривают как сервис для изучения иностранных слов.
H5P
Платформа, на которой можно создавать интерактивные задания для самопроверки. Задания передаются ученикам по ссылке.
Таблица продвижения
Создайте в таблицах Google таблицу, в которую внесите имена учеников (ряды) и перечисление заданий/шагов, которые должны сделать ученики. Учащимся предоставьте доступ для редактирования. Они заходят в эту таблицу и отмечают выполнение задания. Причем могут отмечать зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, насколько легко справились с заданием.
Работа в Google-документах
Обучающиеся могут работать совместно в
документах Google над заданиями или индивидуально. Учитель может отслеживать
продвижение ученика по заданию, комментировать выполнение задания, направлять
ученика.
Сервисы, при помощи которых вы получает обратную связь от ваших учеников.
Direct Poll https://strawpoll.de
В этом сервисе можно создать опрос в считанные секунды. Используйте его для получения обратной связи. Вопросы могут быть рефлексивные, учебные или созданы с целью проведения голосования.
Google Form
С помощью форм можно создать учебный тест, форму обратной связи и анкету.
Quizizz
Сервис для создания викторин. Ученики проходят викторину, а учитель видит статистику по каждому ученику.
Kahoot
При помощи Kahoot тоже создаются викторины. В связи с карантином разработчики предложили функции пакета Премиум использовать бесплатно. Обязательно попробуйте их.
Нет Интернета! Это достаточно серьезная проблема, решать которую в удаленном режиме приходится с помощью физических носителей информации. Рекомендуется организовывать работу по изучению материала с использованием обычного учебника, распечатанных материалов, задачников и телефонии. Перед уроками обучающиеся должны получить четкую инструкцию по работе с этими носителями информации, формам и сроках контроля освоения материала. В этом случае необходимо очень четко отработать систему доставки материалов от учителя до ученика и обратно. Это могут быть индивидуальные консультации с учениками и их родителями, ММС и СМС-сообщения.
5. Работа с родителями
Работа с родителями особенно на начальном этапе запуска электронного обучения с применением дистанционных технологий должна быть системной, открытой и максимально доступной.
Для родителей на сайтах школ желательно создать отдельную рубрику, чат или форум, назначить ответственного педагога – координатора для мобильного реагирования на вопросы и проблемы и технического специалиста для удаления спама. Педагоги-координаторы отвечают на вопросы родителей, информируют об изменениях в расписании, выявляют причины отсутствия обучающихся на онлайн-уроках, дают информацию, где можно посмотреть пропущенный урок.
Целесообразно разработать памятку для родителей о том, с кем в образовательной организации можно связаться для решения вопросов технического и содержательного характера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.