Руданец Н.В., преподаватель математики
Россия, п. Сиверский, ФКПОУ «СТИБ» Минтруда России
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ –ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
Аннотация: в данной статье раскрыта значимость информационно-коммуникационных технологий (презентаций) при формировании личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, мотивация, индивидуализация и дифференциация обучения.
В современной социальной жизни произошли изменения, которые вызвали появление новых подходов к системе обучения и воспитания, изменения методов и содержания образования в образовательном учреждении. По новым требованиям ФГОС в основе изучения курса математики лежит идея индивидуализации и гуманизации обучения. При изучении математики очень важно уделять особое внимание личности обучающегося, его интересам и способностям. В процессе обучения необходимо добиться формирования как предметных умений, так и универсальных учебных действий обучающихся, способствующих обеспечить личностные, предметные и метапредметные знания и умения для решения различных жизненных задач и профессиональному становлению.
Достичь хорошего результата в выполнении поставленных задач можно в условиях реализации инновационного личностно-ориентированного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Решается эта задача при помощи разнообразных технологий обучения, включающих информационно-коммуникационные.
Как известно, что успешность обучающегося определяется не только его способностями, а чаще всего желанием учиться, то есть мотивацией. Мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала - важнейшие условия, которые способствуют возникновению интереса к любому изучаемому предмету.
Предмет математики в курсе общеобразовательной подготовки является одним из сложных для обучающихся среднего профессионального образования. Низкий уровень подготовки обучающихся за курс основного общего образования, проблемы со здоровьем лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) ставит перед преподавателем вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математике.
,По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если обучающийся привлечен в активные действия в процессе обучения. [3]
Математика является наукой, которая не может существовать без наглядного представления материала. Поэтому, для обеспечения эффективности процесса обучения на уроках математики использую информационные технологии и компьютерную технику. Они позволяют решить задачу наглядности, а также вызвать интерес у обучающихся к предмету и оперировать большим объемом информации на занятии.
Наиболее распространенным способом использования информационных технологий при проведении занятий являются компьютерные презентации. Использование их позволяет сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, а урок наглядным, С помощью презентаций организовываю различные типы уроков: усвоение новых знаний; применение знаний и умений; повторение, обобщение и систематизация знаний; проверка и оценка знаний и умений; комбинированный. В курсе математики есть достаточно уроков, требующих много чертежей, рисунков, таблиц, схем и для этого в традиционном уроке необходимо много времени и места. Данная задача успешно решается с помощью компьютера и экрана.
Например, при объяснении нового материала проводится урок – лекция с применением презентации, позволяющей акцентировать внимание обучающихся на основных моментах излагаемого материала. Важно здесь то, что вся информация находится перед глазами обучающихся, помогает активизировать их познавательную деятельность и сконцентрировать внимание на главном. Такой урок становится более ярким, увлекательным, запоминающимся, а также позволяет сделать работу всей учебной группы одновременной. Процесс записи определений, формул, теорем и других важных частей материала более быстрый, не требующий многократного повторения текста преподавателем и ожидания обучающегося, что очень важно для лиц с инвалидностью и ОВЗ с различными нозологиями. Данной презентацией студенты могут воспользоваться в любое удобное для них время.
Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки по геометрии в разделе стереометрии при построении сечений многогранников с использованием анимации. Для поэтапного построения чертежа самой подходящей анимацией является «появление» с использованием направлений со средней скоростью. При этом выполнение чертежа происходит, словно преподаватель чертит его на доске. Обучающиеся с нарушениями ОДА, не спеша выполняют чертежи в тетрадях, при многократном повторении запоминают, учатся самостоятельно воспроизводить некоторые действия. впоследствии и добывать информацию, систематизировать ее.
На уроках алгебры при изучении функций и построении графиков обучающиеся, пользуясь презентацией с анимацией, с пониманием переносят материал в тетрадь, имея возможность вернуться несколько раз к некоторым шагам выполнения.
По представленным рисункам, схемам, чертежам, карточкам обучающиеся выполняют различные задания. Такие упражнения помогают студентам сосредоточиться на выполнении выбранного задания, позволяют на уроке выполнить больший объем работы, при этом время урока используется экономно. Важно то, что задания можно использовать как для всей группы, так и для индивидуальной работы. Студенты проводят самопроверку выполненных работ, видят результат, тут же получают разъяснения по допущенным ошибкам, а это способствует закреплению материала.
Анализируя изложенный метод работы, можно сделать вывод, что именно уроки с применением информационных технологий предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования обучающегося. Это позволяет по-новому организовать и построить образовательную систему, в которой студент является активным и равноправным участником образовательной деятельности и приобретает профессиональные качества.
Литература
1.
Министерство образования и науки российской федерации.
Приказ
от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования".
2.Инновационные технологии в образовании / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В./ Сост. Земцов Д.И. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 141 с.
3.Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К. Селевко. М. Изд-во Просвещение, 2005.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.