Информационно-познавательный проект "Малая родина"
Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
Детсад
25.04.2019
В последнее время идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников усматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к малой родине, родному дому, природе, культуре.
Именно в 21 веке как никогда раньше возникает необходимость вернуться к традициям родного города, его вековым корням, к таким важным понятиям как дом, семья, Родина.
Дошкольный возраст очень важен для патриотического воспитания, так как именно в этом возрасте закладываются базовые свойства личности. И осуществлять его надо с того, что окружает ребенка с малых лет, а именно с воспитания чувства любви к «малой родине», к семье, к родному городу, в котором он проводит первые годы своей жизни.
Перед нами, педагогами, стоит важная задача: познакомить воспитанников нашего дошкольного учреждения не только с родным городом Лида, в котором они проживают, но и с его историей, достопримечательностями, культурой, традициями.
Проект в УМК.doc
Информационнотворческий,
познавательный проект «Малая Родина»
Автор:
Ишкуло Оксана Ивановна
1 Тип проекта: информационнотворческий, познавательный.
Сроки реализации: долгосрочный
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели
дошкольного образования, законные представители воспитанников, близкие
родственники (сестра, брат, бабушка, дедушка).
Актуальность проекта
В последнее время идет переосмысление сущности патриотического
воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает
все большее значение, становится задачей государственной важности.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора
интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и
гражданском воспитании дошкольников усматривают национально
региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к
малой родине, родному дому, природе, культуре.
Именно в 21 веке как никогда раньше возникает необходимость
вернуться к традициям родного города, его вековым корням, к таким важным
понятиям как дом, семья, Родина.
Дошкольный возраст очень важен для патриотического воспитания, так
как именно в этом возрасте закладываются базовые свойства личности. И
осуществлять его надо с того, что окружает ребенка с малых лет, а именно с
воспитания чувства любви к «малой родине», к семье, к родному городу, в
котором он проводит первые годы своей жизни.
в котором они проживают,
Перед нами, педагогами, стоит важная задача: познакомить
воспитанников нашего дошкольного учреждения не только с родным городом
Лида,
но и с его историей,
достопримечательностями, культурой, традициями.
Цель: формирование интереса к малой родине, к ее истории, традициям,
культуре, природе.
Задачи проекта:
способствовать формированию у дошкольников интереса к истории родного
города,
город,
достопримечательностям;
расширять и закреплять знания у детей о родном городе показать детям
историю развития города;
познакомить с мастерамиумельцами,
производством;
воспитывать чувство любви к родному городу, чувство уважения к людям,
которые в нем живут;
развивать творческие способности воспитанников;
прославившие
современности,
к
людям,
2 способствовать повышению психологопедагогической компетентности
родителей по вопросам приобщения детей к изучению малой родины.
Формы и методы проекта
занятия;
экскурсии, прогулки
проблемные ситуации;
тематические недели,
беседы,
дидактические, сюжетноролевые игры
рассматривание фотоальбомов, иллюстраций;
чтение художественной литературы;
проведение развлечений, досугов;
проведение исследований;
детское творчество;
привлечение детей к труду
Предполагаемый результат
Воспитанники:
сформировано первоначальные представления о родном крае;
сформированы нравственные, патриотические чувства, гражданственность и
трудолюбие, уважительное отношение к современным событиям, приобщены к
национальным ценностям и культурным традициям.
Законные представители воспитанников:
повысили уровень психологопедагогическую компетентность по вопросам
приобщения детей к малой родине
стали активными участниками образовательного процесса, партнерами
ребенка в сборе информации о истории родного города.
Педагоги:
повысили уровень педагогического мастерства в проектной деятельности;
разработали и систематизировали материалы по ознакомлению детей
старшего дошкольного возраста с родным городом;
осуществляют творческий подход к организации познавательной
деятельности с воспитанниками;
3 разработали консультативный материал для родителей по формированию у
детей патриотизма.
Этапы реализации проекта
Первый этап – подготовительный. На данном этапе проекта стояли
следующие задачи:
разработать план реализации данного проекта;
содействовать возникновению и развитию у воспитанников познавательного
интереса к малой родине;
познакомить законных представителей воспитанников с предстоящей
работой по теме проекта.
Содержание деятельности участников проекта
Педагогические работники:
изучение методической литературы по теме;
планирование проекта: подбор форм и методов работы;
подбор дидактических игр и пособий, организация развивающей среды;
разработка наглядных пособий;
разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий;
разработка плана маршрута экскурсий по городу;
беседы с законными представителями воспитанников
Воспитанники:
постановка проблемных вопросов;
решение проблемной ситуаций «Что было бы, если…»;
экскурсия по городу;
рассматривание фотоальбома «Лидчина вчера и сегодня»;
выставка творческих работ детей «Моё любимое место в городе»;
Законные представители воспитанников:
анкетирование «Что ребенку необходимо знать о Родине»;
участие в консультации «С чего начинается Родина»;
помощь педагогам детского сада в подборе дидактических, сюжетно
ролевых игр и пособий;
4 участие в мероприятиях детского сада: развлечениях, праздниках,
выставках, экскурсиях;
изготовление родословного дерева
Второй этап – практический.
Задачи:
расширить представления детей о родном городе, его прошлом и настоящем,
микрорайоне, в котором они живут, семье;
развивать интерес к историческому, культурному наследию народа своего
города;
развивать у детей интерес к окружающей действительности;
воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой родной
город;
содействовать обогащению детскородительских отношений посредством
эмоционального, насыщенного общения в процессе совместной деятельности
Содержание деятельности участников проекта
Педагогические работники:
организация работы с воспитанниками в рамках проекта;
организация работы с воспитанниками по образовательным областям
согласно темам;
промежуточный анализ проведенной работы
Воспитанники:
распределение заданий для детей;
практическая деятельность в рамках проекта
Тема «Моя семья»
строительные игры «Дворик, в котором я живу», «Домик моей бабушки»;
занятия: “Я и моя семья”, “Здоровая семья здоровая нация”;
беседы: «Что такое семья?», «Для чего человеку семья?»
сюжетноролевая игра «Новый год»;
дидактические игры «Утро в семье», «Моя семья»;
Развивающие игры «Моя квартира», «Чудодерево»;
целевые прогулки «В гости к друзьям»;
ручной труд: изготовление чудокорзинки;
чтение художественной литературы;
моделирование ситуации «Если в доме случилась беда»;
рассматривание семейных фотоальбомов;
поисковоисследовательская деятельность «История моей семьи»
Тема «Наш микрорайон»
5 целевые прогулки по улице Машерова, к соседнему саду № 36, завод
“Белтекс Оптик”;
экскурсия в СШ № 16;
беседы: «Чем привлекателен наш микрорайон», «На какой улице живу»
сюжетноролевые игры: «Магазин Евроопт супер», «Аптека»;
строительная игра «Строим детский сад»;
изготовление макета «Улица Машерова»;
трудовой десант: наведение порядка на участках детского сада;
чтение художественной литературы: С. Михалков «Моя улица»
Тема «История моего города»
занятия по образовательной области “Ребенок и общество” на тему:
“Легенды Лидчины”, по изодеятельности;
экскурсии: в Лидский замок, историкокраеведческий музей, костел;
беседа: “Как жили люди во времена рыцарей”;
изготовление атрибутов для сюжетноролевой игры: “Рыцарский турнир”;
сюжетноролевые игры: “Рыцарский турнир”;
дидактическая игра “Путешествие в прошлое”;
рассказы о истории города
Тема «Лида сегодня и завтра»
занятие по образовательной области «Ребенок и общество»:
«Промышленный город»;
экскурсии в Ледовый дворец, к памятникам Ф.Скарыны, А.Мицкевича;
беседы: «Когда я вырасту, какую пользу принесу для родного города»;
дидактическая игры: “Мой город”, “По улицам моего микрорайона”;
сюжетноролевые игры: “Телевидение”, “Почта”;
чтение художественной литературы поэтов лидчины;
моделирование макета: «Мой родной город Лида в будущем»
Тема «Достопримечательности города»
целевые прогулки к Кургану Славы;
экскурсии в церковь Воздвижения Святого Креста, Фарный костел, в
Лидский замок;
рассматривание иллюстраций, фотоальбома;
просмотр видеофильма
Тема «Природа родного края»
занятия по образовательной области «Ребенок и природа» («Животные
нашего леса», «Растения родного края»), экологическая викторина;
6 создание фотоальбома «Природа нашего края»;
экологические беседы;
акция «Создадим птичий городок»;
целевые экскурсии по экологической тропе;
выставка рисунков «Фестиваль цветов»;
развлечение «Бережем родную природу»
Законные представители воспитанников:
участие в акции «Создадим птичий городок»;
создание семейного дерева;
участие в досугах;
помощь в организации прогулок и экскурсий
Третий этап – заключительный.
Задачи, поставленные на заключительном этапе реализации проекта:
содействовать обогащению и систематизации представлений детей о малой
родине;
стимулировать развитие у детей интереса к историческому прошлому своего
города, переживание ими эмоционально положительного отношения к малой
родине;
оценить эффективность реализации проекта;
определить перспективы дальнейшей работы;
презентация итогов проектной деятельности
Формы и методы
анализ выполненной работы;
анкетирование законных представителей воспитанников
оформление фотовыставки «Мой родны кут, як ты мне мiлы!»
Критерии и показатели успешности реализации проекта
Критерии
Познавательный
Показатели
1.
Воспитанники проявляют интерес к истории
возникновения своей семьи, к ее традициям;
понимают, что родословное дерево – эта и есть
история семьи
2. Имеют представления о своей «малой родине»,
3.
о ее культуре, традициях, жителях
Выполняют
наблюдения, могут проводить эксперименты
мыслительные
операции,
Мотивационный
1. Проявляют устойчивый интерес к прошлому
7 Мировоззренческий
Поведенческий
малой родины, а также и к современности
1. Осознают, что они являются единым целым со
своей малой родиной (историей, культурой,
природой т.д.)
2. Испытывают гордость за свой родной город,
страну.
1. Проявляют социальную активность
2. Готовы участвовать в различной деятельности на
благо родного города
Литература
1.
Воронецкая, Л. Н. Семья и Родина идины: организация работы по
патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / Л. Н. Воронецкая.
– praleskared.by – Дата доступа : 22.01.2018.
2.
Дубініна, Д. М. Свет вакол мяне : вучэб.метад. дапам. для
педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / Д. М.
Дубініна. – 2е выд., пашыр. – Мінск : Нац. інт. адукацыі, 2012. – 128 с.
3.
Дубинина, Д. М. Родная прыроды ў вуснай народнай творчасці :
дапам. для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі / Д. М. Дубініна, А. А.
Страха, Д. У. Дубінін. – Мінск : Нац. инт адукацыі, 2012. – 136 с.
4. Жалняровіч, Н. І. Хутка ў нашай хаце свята : Знаёмім
дашкольнікаў з традыцыямі беларусаў : дапаможнік для педагогаў устаноў,
якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / Н. І. Жалняровіч, М. А.
Каліноўская. – Мазыр : Белы Вецер, 2009. – 63 с.
5.
Кахноўская, А. В. Этнакультурнае выхаванне : фарміраванне
асноў патрыятызму ў старэйшых дашкольнікаў : вучэбнаметад. дапаможнік /
А. В. Кахноўская; Мінскі абл. інт развіцця адукацыі. – Мінск : МАІРА, 2013.
– 99 с.
6.
Никонова, Л. Е. Модель патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к праздничной
культуре народа / Л. Е. Никонова // Актуальные проблемы и тенденции
современного дошкольного образования : сб. науч. ст. / Бел. гос. пед. унт им.
М. Танка ; редкол. Л. Н. Воронецкая, Т. В. Поздеева, Д. Н. Дубинина и др. ;
8 под. общ. ред. Л. Н. Воронецкой, Т. В. Поздеевой. – Минск : БГПУ, 2012. –
298 с .
7.
Никонова Л.Е. Познавая прошлое и настоящее : организация
работы по патриотическому воспитанию детей 45 лет в учреждении
дошкольного образования и семье / Л.Е. Никонова // Плалеска. – 2015. – № 2 –
С. 4145.
8.
Рыхтуемся да свята : альбом па вырабу атрыбутаў да народных
свят : дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне
дашкольнай адукацыі / [склад.: Н. І. Жалняровіч, М. А. Каліноўская, М. А
Анціпкіна ; мастак М. А. Анціпкіна]. – Мазыр : Белы Вецер, 2009. – 44 с.
9.
Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей
дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного
образования/Е.И.Смолер. – Минск: Нац. Инт образования, 2012
10. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного
возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С.
Старжинская, Д. Н Дубинина. – Минск : Адукацыя и выхаванне, 2012. – 120 с.
11. Учебная программа дошкольного образования. – минск; Нац. Инт
образования, 2012
Приложение
Комплекс игрового занятия с детьми старшего дошкольного возраста
на тему: «Я и моя семья»
Цель: развивать у дошкольников представление о своей социальной роли в
семье, формировать чувство принадлежности к семье и единения к ней.
Воспитывать у детей положительное отношение, любовь и привязанность к
близким людям.
Материал: мяч, фотографии членов семьи, заготовки с изображением
домиков, ножницы, клей, фломастеры.
Ход занятия
Приветствие.
Воспитатель и дети стоят в кругу и приветствуют друг друга, взявшись за
руки, но не сразу, а по очереди.
Педагог напоминает детям правила общения.
Упражнение 1: «Разговор больших и маленьких пальцев»
Участники в паре, протягивая навстречу друг другу одну, затем другую руку,
используя большие и маленькие пальцы, изображают историю, которую
рассказывает ведущий: «Жилибыли на свете Большие пальцы. Они не знали
друг друга и гуляли каждый сам по себе. Один раз они встретились,
9 удивились, подошли поближе друг к другу. Когда увидели, что похожи, как
близнецы, обрадовались, стали обниматься, гладить друг друга. Перед
расставанием они договорились, что в следующий раз на прогулку приведут
своих детей. Попрощались, поцеловались, разошлись. И вот наступил день
встречи, они ещё издалека увидели друг друга. А Маленькие пальцы
стеснялись и прятались за Большие. Друзья медленно приближались друг к
другу. Вот они поздоровались, погладили друг друга. Стали танцевать, играть.
Малыши подрались и поссорились. Большие пальцы жалеют мизинцы, мирят
их. Все прощаются и уходят».
Упражнение 2: Интервью «Что значит быть членом семьи?»
Дети садятся на ковре в кругу. У педагога мяч. Произнося вопрос, он бросает
мяч комулибо из детей. Ребёнок, поймав мяч, отвечает на вопрос и
перебрасывает его взрослому.
Из кого состоит твоя семья?
Кто ты для своей мамы, папы?
Кем ты доводишься дедушке и бабушке?
Кто самый старший в вашей семье?
Кто младший в вашей семье?
Назови любимые дела вашей семьи?
Чем увлекается мама?
Что любит делать папа?
Почему так важно в семье любить друг друга?
Что помогает семье стать дружной?
Можно ли считать нашу группу семьёй? Но мы живём, как одна семья:
дружим, помогаем друг другу, поддерживаем в трудную минуту.
Упражнение 3: « Пингвины»
Дети имитируют поведение пингвинов. На сигнал ведущего «Хорошая
погода!» «пингвины» вразвалочку передвигаются по группе. На сигнал
«Мороз! Сильный ветер! Холодно!» «пингвины» сбиваются в стаи. Игра
повторяется несколько раз.
Упражнение 4: «Закончи предложение»
В руках у педагога эстафета (веточка). Он начинает предложение, а ребёнок
заканчивает и возвращает эстафету взрослому:
Моя мама любит…
Папа сердится, когда…
У моей мамы хорошее настроение, когда…
Мой папа доволен, когда…
Мама сердится, если…
У бабушки хорошее настроение, когда…
Дедушка всегда хвалит меня, когда…
10 Мой брат гордится…
Моя сестра обрадовалась, когда…
У нас в семье весело, когда…
Изготовление коллажа на тему «Моя семья»
Заранее приготовлены фотографии, заготовки домиков на каждого ребёнка,
цветная бумага. Ребёнок наклеивается фотографии членов семьи,
подписывается своё имя на крыше дома.
Упражнение 5: «Иголка и нитка»
Дети становятся друг за другом и берут за талию впереди стоящего. Ведущий
«иголка». Он бегает, меняя направление. Остальные двигаются за ним,
стараясь не порвать «нитку».
Рефлексия.
Что больше всего вам понравилось на занятии?
Что вы расскажите членам семьи о нашем занятии?
Прощание.
Все образуют круг, берутся за руки. Пожимая руку, соседу справа и слева,
говорят, как хорошо было вместе.
11
Информационно-познавательный проект "Малая родина"
Информационно-познавательный проект "Малая родина"
Информационно-познавательный проект "Малая родина"
Информационно-познавательный проект "Малая родина"
Информационно-познавательный проект "Малая родина"
Информационно-познавательный проект "Малая родина"
Информационно-познавательный проект "Малая родина"
Информационно-познавательный проект "Малая родина"
Информационно-познавательный проект "Малая родина"
Информационно-познавательный проект "Малая родина"
Информационно-познавательный проект "Малая родина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.