Информационные технологий на уроке математики
Внедрения информационных технологий в образовательный процесс обусловлено развитием современного общества. Все большее внимание уделяется успешному владению основами компьютерной грамотности, использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.
К тому же возникает проблема со снижением уровня мотивации детей к учению. На уроках ученики не активны, зачастую им скучно и неинтересно. При изложении материала возникают трудности с восприятием. Именно поэтому возникает необходимость в использовании новой технологии обучения – обучения с использованием возможностей компьютерной техники и прикладных программ.
Профессор Герман Константинович Селевко в своей работе «Современные образовательные технологии» предлагает создать информационно-коммуникационную среду для реализации информатизации процесса обучения. По его мнению, информационно-коммуникационная среда – это совокупность условий, обеспечивающих осуществление пользователя с информационными ресурсами по сбору, обработке, транслированию, применению информации, а так же информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств, информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общества.
И с этим нельзя не согласиться. Ученик должен уметь работать с любым источником информации, свободно ориентироваться в информационных потоках, самостоятельно организовывать процесс познания. Ученик должен видеть перед собой образец верного использования информационных технологий в профессиональной деятельности. И тут ведущая роль принадлежит учителю, который может сделать свои уроки наиболее интересными, способствующими актуализации познавательной активности учащихся. Все это возможно с использование в своей учительской практике информационных технологий.
Работа над темой «Использование информационных технологий на роках математики началась с 1 сентября 2008 года. Это связано с тем, что МБОУ «Гимназия г. Болхова» стала районной экспериментальной площадкой по внедрению современных информационных коммуникационных технологий в образовательный процесс.
В самом начале становления опыта возникли определенные трудности:
- отсутствие автоматизированного места учителя в кабинете математики;
- недостаточный уровень подготовки в области работы с компьютерными технологиями;
- недостаточный уровень подготовки в области методики использования современных информационных технологий в образовательном процессе.
На первом этапе работы в составе экспериментальной группы администрацией были организованы практические занятия, направленные на формирования основ компьютерной грамотности у учителей гимназии.
Чтобы устранить трудности в методике использования информационных технологий, регулярно проводились семинары, на которых члены экспериментальной площадки делились опытом работы, давали некоторые рекомендации.
Затем в кабинете математики было установлено автоматизированное рабочее место учителя (ноутбук, медиапроектор). В настоящее время в кабинете математики располагается мобильный класс.
Верно организовывать работу на уроке с информационными технологиями, а также заниматься самообразованием позволяет следующая литература:
- предметно-содержательные журналы «Современный урок» за 2008-2011 год;
- информатизация общего среднего образования: научно-методическое пособие. Под редакцией Д.Ш. Матроса.- М.: Педагогическое общество России, 2004 г.
- Женина Л.В., Маткин А.А. История. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Под редакцией И.Г. Семакина. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004 г.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003 год.
Как показывает практика, использование информационных коммуникационных технологий на уроках математики: способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей; позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения; организовать новые формы, методы обучения и воспитания.
Перспективы использования информационных технологий на уроках математики разнообразны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда.
В связи с этим основная идея моего педагогического опыта - повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование современных информационных технологий на уроках математики.
Цель работы: создание условий и системы работы по повышению качества знаний учащихся и их мотивации к учению с использованием информационных технологий.
Идея опыта опирается на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т. И. Шамова, А. К. Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г. К. Селевко, теорию развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
Новизна опыта заключается в разработке модели уроков с использованием интерактивных и мультимедийных презентаций, электронных образовательных ресурсов, подготовке методических материалов, методических рекомендаций.
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
1. способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках математики и во внеурочной деятельности;
2. формировать информационную культуру, грамотность, компетентность учащихся;
3. создать систему обучения, направленную на повышение качества знаний, мотивации к учению и стимулирование познавательной активности учащихся;
4. сформировать медиатеку презентаций и электронных образовательных ресурсов.
Урок с использованием компьютерных технологий позволяет решить следующий ряд задач:
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных.
- Осуществление самообразования.
- Формирование информационной культуры.
- Уплотнение материала урока и экономия времени учителя.
- Обеспечение наглядности и интерактивности урока.
Выделяю следующие функции информационных технологий в уроке:
- инструментальная (изготовление наглядных пособий);
- демонстрирующая (показ готовых демонстрационных программ, слайдов, презентаций и т.д.)
- обучающая (тренажеры);
- контролирующая.
Планируя урок с использованием информационных технологий, соблюдаю ряд дидактических требований, в соответствии с которыми:
- четко определяю педагогическую цель применение информационных технологий на уроке;
- уточняю, когда и какие именно буду использовать информационные технологии;
- согласую выбранные информационные технологии с другими технологиями обучения;
- учитываю специфику изучаемого материала и класса, в котором предстоит работать.
Работа с информационными технологиями на уроке математики осуществляю с использованием:
- интерактивной презентации;
- цифровых образовательных ресурсов;
- ресурсов сети Интернет;
- возможностей мобильного класса.
Медиадоска, в основном, используется при закреплении изученного материала, организации тестового контроля, индивидуальной или фронтальной работы с классом. Так, например, можно предложить задание с неверным алгоритмом решения. Ученики самостоятельно исправляют ошибки с использованием маркером красного цвета. Особый интерес вызывают задания с пропущенными элементами, в которых ученику необходимо вставить промежуточное значение вычисления или знак арифметической операции.
Цифровые образовательные ресурсы активно используются на уроках математики в 5-ых и 6-ых классах при решении задач на движение, логических упражнений, графических задач.
Ресурсы сети Интернет полезны для поиска дополнительного материала к урокам и организации работы по подготовке гимназистов к ГИА и ЕГЭ. Самыми популярными сайтами являются statgrad.ru, ege.edu.ru, fipi.ru, dnevnik.ru, edu-on-line.ru. Ученики принимают активное участие в заочных олимпиадах и конкурсах (цро.рф, dnevnik.ru, olimpus.org.ru).
Мобильный класс позволяет проводить интегрированный уроки математики и информатики, обеспечить электронный контроль знаний, устроить интерактивную игру, а также способствует организации дифференцированного обучения учащихся с разными образовательными возможностями. При это учитель получает возможность контролировать деятельность учеников в режиме реального времени.
Чаще всего в своей работе использую интерактивную презентацию.
Разработку презентации начинаю с анализа содержания материала урока, определение места презентации на каждом этапе урока, целесообразности использования. Далее продумываю стилевое оформление слайдов, их смысловую нагрузку и наполняемость. Для разнообразия содержания урока применяю эффекты анимации (умеренно, не перегружая внимание учащихся). При разработке слайдов следует помнить о требованиях к стилевому оформлению:
- не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации;
- соблюдать единство стилевого оформления слайдов;
- для фона и текста использовать контрастные цвета;
- использовать не более трех цветов в презентации;
- для заголовка следует использовать шрифт не мене 24, а для текста – не менее 18;
- не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
- использовать один или два эффекта анимации при оформлении слайдов презентации;
- использовать гиперссылки для перехода между слайдами
Для меня презентация – лишь средство обучения, так же как и линейка или циркуль.
Презентацию можно использовать на любом этапе урока.
1. Организационное начало урока.
На данном этапе на слайде презентации целесообразно разместить высказывание известных людей, позволяющее настроить детей на продуктивную работу. Например:
При проведении обобщающего урока в 9-ом классе по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» демонстрирую высказывание Архимеда.
2. Проверка домашнего задания
На данном этапе на слайде размещаю задания «Лови ошибку», где предлагаю заданное на дом с допущенными ошибками. Дети высказывают предположения об ошибках, исправляют их.
3. Устный счет
Огромную роль в обучении математике, по моему мнению, играет устный счет. Это залог успеха в математике. Например, при проведении урока алгебры в 7 классе по теме: «Применение различных способов для разложения на множители» учащимся предлагала следующий устный счет.
- Что значит разложить многочлен на множители? ( Представить многочлен в виде произведения двух или нескольких множителей)
-Сколько способов разложения на множители знаете? (3)
-Какие? (Вынесение общего множителя за скобки, применение формул сокращенного умножения, способ группировки)
- Я предлагаю вам многочлен, ваша задача – разложить его на множители и указать какой способ применяли
4. Сообщение темы урока и его учебной задачи.
Можно предложить учащимся разгадать кроссворд, ключевое слово которого является темой урока. Например:
5. Изложение нового материала
Мною замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда я при объяснении нового материала применяю презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу. С интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Разумеется, любая презентация для детей интересна и полезна, когда она сопровождается словом учителя. Например, при изучении темы: «Теорема Пифагора» объяснение можно сопровождать следующим слайдом:
Использование презентации с эффектами анимации на уроках стереометрии помогают ученикам увидеть те элементы рисунка, которые трудно представить, показать сечение объемных фигур плоскостями, пересечение плоскостей.
Так, например, при изучении темы «Правильная пирамида» очень удобно на слайдах показать построение углов между гранями пирамиды.
6. Закрепление изученного материала
При первичном закреплении и на этапе первичного контроля я предлагаю ученикам задания по новой теме и по их реакции сразу вижу степень усвоения нового материала. Эти виды работы могут применяться практически ежедневно. На уроке геометрии в 8 классе при изучении теоремы Пифагора предлагаю учащимся на закрепление материала следующие задания:
7. Контроль знаний учащихся.
При проведении контрольных работ или самостоятельных работ контролирующего характера на сладах удобно разместить задания с возможностью демонстрации его правильного выполнения при организации проверки.
При изучении темы: «Многочлен и его стандартный вид» в 7 классе
для контроля знаний применяю следующий слайд:
При изучении темы «Решение уравнений» в 6 классе предлагаю тест с выбором ответа. При проверке результатов выполнения теста ответы демонстрирую на слайде.
8. Подведение итогов урока
На этом этапе урока слайды презентации могут содержать вопросы по изученному материалунеобычные задания или высказывания.
Делаем вывод с учениками о продуктивности работы на уроке.
Домашнее задание тоже можно предложить на слайде.
Особенностью урока с использованием информационных технологий обучения является алгоритмизация самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, большая степень интерактивности - наличие оперативной обратной связи. На основе этого возможна индивидуализация и дифференциация обучения. Учащиеся продвинутого уровня выходят на самостоятельную творческую деятельность (создание памяток, проектов, подготовка сообщений с использованием ресурсов сети Интернет), в то время как остальные с помощью тренажеров могут закрепить необходимый минимум.
Информационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
Практика работы показала, что использование информационных коммуникационных технологий в процессе обучения позволило:
- значительно повысить мотивацию учащихся к изучению математики и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.
- классы, в которых активно использовались информационные технологии на уроках математики успешно прошли итоговую аттестацию.
Таким образом, использование информационных технологий на уроке математики это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и способ повысить мотивацию учащихся, их качество знаний, уровень обученности.
Данный опыт рекомендуется использовать математики со средним уровнем владения информационными коммуникационными технологиями. Рекомендации можно использовать при организации объяснении, закреплении и обобщении учебного материала с использованием компьютерных технологий на уроках в среднем и старшем звеньях. Кроме того, при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний), с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам) информационные технологии могут стать подспорьем и помощником. Представленный опыт может использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов.
Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем
Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения с использованием информационных технологий.
Не стоит проводить уроки с применением электронных образовательных ресурсов постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе.
Стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения.
Учитель математики Сулименко Т.Н
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.