Информационные технологии по областям применения

  • pdf
  • 06.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 16. Информационные технологии по областям применения.pdf

Автор: Тенгиз Куправа www.kuprava.ru 

 

Информационные технологии по областям применения

В этом разделе рассмотрены такие разные области деятельности, как образование, управление недвижимостью и управленческое консультирование. Задачи, решаемые в каждой из этих областей, позволяют оценить применяемые в них информационные технологии.

Образовательные сервисы

В образовании применяется широкий спектр информационных технологий, которые объединяются названием е-образование. Образовательные информационные технологии являются как дополнением системы образования, так и самостоятельной альтернативой традиционным образовательным структурам и технологиям. Печатные книги и учебники, общение в группах и с живым преподавателем, благодаря электронным носителям и телекоммуникациям, заменяются виртуальной средой интерактивного е-образования. Устная и письменная культуры образования трансформируются в некую электронную культуру образования.

Критики е-образования видят в нем обеднение и снижение качества учебного процесса. Многие преподаватели школ, профессора университетов и колледжей считают, что, во многом, удобное сетевое е-образование не может быть столь же хорошим, как стандартная схема лицом к лицу. В тоже время существует высокий студенческий запрос на е-образование. Но, несмотря на неодобрение экспертов, рыночные силы и высокий спрос на дружественные е-технологии смещают массовую педагогическую практику (содержание образования, его организация, обеспечение) в сторону еобразования.

 Учебный материал может размещаться на электронных носителях (CD, DVD, Flash), доступен по локальной сети либо через Интернет. На электронных носителях обычно предлагаются:

       электронные книги (аудио и видео), энциклопедии, словари, справочники, переводчики, сборники;

       учебные курсы с возможностью тестирования и оценки знаний, с элементами практического эксперимента и т.д.;

       тренажеры и обучающие системы, возможно, с элементами искусственного элемента, экспертные системы и пр.

 

Образовательные ресурсы Интернета максимально используют возможности информационных технологий и коммуникаций и представлены широко:

 

       образовательные порталы широкого профиля; например, Федеральный правовой портал Юридическая Россия www.law.edu.ru,  образовательные сайты вузов, колледжей, школ с учебными комплексами, мультипортал www.km.ru;

       образовательные СМИ; каждый журнал, газета, радиостанция, телеканал, высокотехнологичная компания или НИИ имеют свои web-сайты или порталы;

       системы дистанционного образования; дистанционная технология обучения обеспечивает проведение учебного процесса на расстоянии с использованием информационных и телекоммуникационных технологий и основана на совокупности методов обучения, а также администрирования учебных процедур; многие учебные заведения и организации наряду с традиционным обучением предлагают также альтернативное дистанционное обучение

(www.distance.msu.ru, www.ido.tsu.ru);

       автоматизированные электронные библиотеки; позволяют бесплатно/платно скачивать печатные и аудио книги по разным тематикам; список ведущих е-библиотек см. на www.edu.ru/db/portal/sites/elib/e-lib.htm;

       электронные учебники, энциклопедии, словари, справочники, переводчики; см. русский энциклопедический ресурс Интернета www.rubricon.com; энциклопедию Кирилла и Мефодия www.km.ru, википедия ru.wikipedia.org, www.wikipedia.ru, online-переводчик Prompt www.translate.ru

       тематические научно-образовательные проекты

       рефераты, сочинения, курсовые

       коммуникативные сервисы (webware); блоги, чаты, социальные сети, форумы, мессенджеры.

 

Первые образовательные порталы обеспечивали доступ к хранилищам по отраслям знаний, обладали набором внутренних административных служб и внешних сервисов типа поиск, форумы, новостные ленты и т.д. Сегодня наблюдается тенденция к интеграции образовательных порталов со смежными образовательными ресурсами: электронными библиотеками и учебниками, учебнометодическими комплексами (УМК), системами дистанционного образования, другими ресурсными центрами.

 

При этом организуется образовательная информационно-библиографическая среда, например, на базе вуза или министерства, к которой имеют доступ как внешние, так и внутренние пользователи. Инновационным примером может служить портал дистанционного образования МГУ www.distance.msu.ru, созданный на технологической платформе Google.

 

 Информацию о состоянии и перспективах e-образования в России можно получить на следующих

сайтах:

       www.edu.ru – федеральный портал Российское Образование;

       www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки РФ;

       www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию  (Рособразование);

       www.rost.ru – Приоритетные национальные проекты / ПНП «Образование»;

       www.kpmo.ru – Комплексные проекты модернизации образования;

       www.pedsovet.org – Всероссийский интернет-педсовет;

       www.eleague.ru – Лига образования;

       www.aq.ru – компания Аквариус – решения для образования.

 

Списки доступных online-ресурсов и программ по профильному образованию можно найти на сайте www.curator.ru/physics/it_school.html.

Учебно-методические комплексы

Основу вузовских образовательных порталов и систем составляют учебно-методические комплексы (УМК). УМК это образовательный ресурс, обеспечивающий изложение структурированного учебного материала, контроль знаний,  управление познавательной деятельностью обучаемых в электронном виде. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) определяет методическую базу, состав, структуру и содержание типового УМК.

Типовой УМК по отдельной дисциплине состоит из следующих компонентов:

1.       Учебного плана дисциплины.

2.       Рабочей программы дисциплины, разбитой на модули.

3.       Методических материалов по изучению дисциплины и выполнению практических занятий.

4.       Интерактивного электронного учебника, включающего теоретический материал, практические задания, тесты, глоссарий и ссылки на литературу и библиотечные ресурсы.

5.       Контрольно-тестового модуля.

6.       Лекционного видео, аудио сопровождения, и другого учебного материала на различных носителях, в т.ч. Интернет-версии УМК.

 

Программные средства УМК должны обеспечивать как обучение и контроль знаний, так и подготовку, наполнение учебно-методическим материалом и управление учебным процессом. В частности, УМК должны обеспечивать преподавателям выполнение следующих работ:

       разработку электронных учебников и справочников, подготовку текстовых, графических и мультимедийных материалов, разработку педагогических сценариев;

       разработку тренажерных и контрольно-тестирующих модулей;

       подготовку методического и раздаточного материала по изучению дисциплины, возможно, в виде законченной системы на компакт-диске;

       администрирование учебного процесса.

 

Хорошим примером инструментальной программной среды создания УМК может служить свободно распространяемая система КАДИС Самарского аэрокосмического университета (cnit.ssau.ru). Приведем диаграммы вариантов использования системы КАДИС [11] – подробнее см. на cnit.ssau.ru/do/articles/avtor/avtor.htm:

 

 

 

 

  

Информационные технологии в управлении недвижимостью

Участниками процесса управления недвижимостью являются государственные структуры, коммерческие организации, физические лица. В частности, это федеральные, территориальные, муниципальные службы государственной регистрации, кадастра и картографии, девелоперские и управляющие компании, агентства недвижимости, различные собственники недвижимости – субъекты РФ, муниципальные органы, юридические и физические лица. Каждый участник в рамках своей ответственности решает свой круг задач, как на этапе создания, так и на этапе управления и эксплуатации объектов недвижимости.

Поскольку перечень применяемых информационных технологий определяется решаемыми задачами, то воспроизведем примерный список задач в управлении недвижимостью:

1.       На этапе создания объектов недвижимости:

       предпроектная подготовка;

       управление проектированием, получение градостроительной и др. экспертиз, согласование проекта;

       техническая и правовая экспертиза строительства;

       технический надзор за строительством;

       передача завершенного строительством объекта управляющей компании;

       анализ рынка, оценка инвестиционной привлекательности и маркетинг объекта недвижимости.

2.       На этапе  управления и эксплуатации объектов недвижимости:

       организация системы земельного кадастра РФ, землеустройства и земельного контроля, государственного учета объектов недвижимости;

       технический учет и контроль, инвентаризация и страхование;

       эксплуатация и обслуживание;

       экспертиза, кадастровая оценка, приватизация, аренда и оформление прав на земельные участки под предприятия, перевод земель в другие категории;

       операции с недвижимостью, регистрация прав на недвижимость; 

       планирование и составление бюджета управления объектом недвижимости;

       городское ипотечное кредитование, земельные ценные бумаги;

       налогообложение земельно-имущественных комплексов, земельный налог и т.д.

       оценка бизнеса, оценка земельных участков, объектов недвижимости, предприятий;

       юридическая безопасность и защита прав собственников;

       другие вопросы управления муниципальной и коммерческой недвижимостью.

 

Автоматизация перечисленных задач требует использования практически всего спектра описанных выше информационных технологий. 

Главенствующую роль в управлении недвижимостью занимает государство. Оно обеспечивает информационную инфраструктуру на федеральном, территориальном и муниципальном уровнях. В первую очередь, отметим осуществляемую в настоящее время Федеральную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007гг.) ", утвержденную постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. N 745 (с изменениями от 21 января, 13 сентября 2005 г.). В рамках программы реализуется также подпрограмма "Создание  системы   кадастра   недвижимости (2006-2011гг.)". В каждом субъекте федерации РФ выполняются одноименные региональные программы.

 

 Федеральная программа преследует следующие цели:

       разработка и совершенствование нормативно-методической базы создания государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий, и обеспечение публичности его сведений; 

       создание автоматизированных баз данных ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, содержащих перечни учтенных объектов недвижимости, а также сведения о них, и подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных; 

       создание автоматизированных технологий и специальных программных средств для процедур государственного учета объектов недвижимости;

       ввод в эксплуатацию в государственных органах информационных технологий и программных средств автоматизации процессов формирования, учета, оценки земельных участков и объектов недвижимости; 

       создание системы электронного обмена сведениями между информационными системами государственного учета, технической инвентаризации, оценки, регистрации прав, налогообложения, управления и распоряжения недвижимостью;

       организация и проведение подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих государственный кадастровый учет земель и иных объектов недвижимости, а также кадастровую оценку земель. 

 

Информационные системы управления недвижимостью регионального и муниципального уровней кроме задач учета, регистрации, инвентаризации, налогообложения, оценки и управления, дополнительно обеспечивают субъектов рынка нормативно-правовыми актами, достоверной информацией о структуре спроса и предложения на объекты недвижимости, о мониторинге рынка недвижимости, обслуживают заявки продавцов и покупателей и т.д.

 

 Информация, предоставляемая местными органами, может включать следующие составляющие:

       техническая информация (карты земельных участков, их площадь, этажность объектов, поэтажные планы, характеристики конструктивных элементов, описание инженерных систем);

       юридическая информация (документация по объекту, охранные обязательства, договоры, справки);

       экономическая информация (налогообложение и страхование, рыночная стоимость объекта, дебиторская задолженность);

       маркетинговая информация (планы помещений, удобства, дополнительные услуги, историко-архитектурные справки).

 

 

Важным участником рынка недвижимости являются девелоперские компании (инвестиционно-строительные). Под девелопментом здесь понимается технология развития территорий и создания таких объектов, которые будут расти в стоимости сами и увеличивать привлекательность и стоимость этих территорий. Девелоперские компании полного цикла решают следующие задачи, которые требуют использования таких информационных технологий, как управление проектами, автоматизации проектирования и пр.:

       проектирование, а именно, составление генплана застройки территории, разработка заданий на проектирование, разработка строительного проекта, согласование и сопровождение, разработка графиков строительства, логистики и финансирования;

       функции генподряда, а именно, экспертиза участка, разработка комплексного проекта строительства, согласование в госструктурах, включение проекта в городские сетевые коммуникации, подбор субподрядчиков, контроль графика работ, технологический и сметный контроль проекта, контроль изменений в проекте;

       непосредственно строительство, а именно, возведение сооружений, фасадные и кровельные работы, монтаж внутренних инженерных сетей, систем, приборов и средств измерения.

 

Еще один игрок на рынке недвижимости – это управляющие компании. Как только объект введен в эксплуатацию, основной задачей для арендаторов и владельцев здания становится правильное управление недвижимостью. Операции по управлению недвижимостью носят в высшей степени сложный характер и требуют специальных знаний в области финансов, юриспруденции и рынка.

Некоторые арендаторы и собственники недвижимости идут по пути создания и содержания собственной службы по управлению недвижимостью. Однако все большее распространение получают управляющие компании, содержащие команды высокопрофессиональных специалистов, способных решать задачи по управлению недвижимостью, эксплуатации зданий - от уборки до проведения рекламной кампании.

Информационные технологии, применяемые в управляющих компаниях, определяются направлениями их деятельности:

       управление недвижимостью, обеспечение максимальной финансовой эффективности;

       эксплуатация зданий (сооружений) нежилого фонда;

       эксплуатация зданий жилых комплексов;

       техническая эксплуатация инженерных систем;

       инжиниринговые услуги в строительстве;

       экспертно-консультационные услуги;

       оказание услуг по выполнению функций генерального подрядчика и пр.

 

Еще один игрок – риэлторские компании (агентства недвижимости). Агентства недвижимости выполняют широкий спектр риэлтерских услуг: аренда квартир и офисов, продажа, покупка квартир и загородных домов, сделки с коммерческой недвижимостью, консалтинговые услуги, жилищные программы, юридическое сопровождение операций с недвижимостью.

Для управления агентством и ее филиалами наиболее распространена автоматизированная система "Агентство недвижимости" (www.realty-soft.ru). Ее основные возможности: хранение объектов недвижимости, их параметров, подбор и оптимизация вариантов купли, продажи, обмена, управление арендой, управление сделкой, уведомление и контроль выполнения задач, подготовка документов, отчетов, статистики, предоставление online-услуг участникам сделок и пр.

Примерами информационно-аналитических Интернет-порталов по недвижимости могут служить Guide to Property (www.g2p.ru), газета "Квартира. Дача. Офис" (www.kdo.ru). Они содержит ежедневную новостную ленту из первоисточников, статьи, аналитику и исследования рынка, независимую экспертизу объектов недвижимости, предложения рынка с комментариями экспертов и пользователей, базы данных по недвижимости.

 

 Приведем еще некоторых игроков рынка недвижимости и их услуги:

       ипотечные брокеры – финансовый брокеридж, полный комплекс услуг в сфере недвижимости, правовой и налоговый консалтинг, ипотечные кредиты, сделки с жилыми и нежилыми помещениями, земельными участками и т.д.

       проектные бюро – проектно-сметные и инженерно-изыскательные работы, осуществление картографической, геодезической, геологической деятельности, проектирование инженерного оборудования сетей и систем, инвентаризация земельных участков, функции генерального проектировщика и авторский надзор за строительством;

       архитектурные бюро – проектирование жилых и общественных помещений, создание интерьеров, дизайнерская обработка, комплектация декором.

Информационные технологии управленческого консультирования

Начиная с момента создания организации и на протяжении всей ее деятельности, происходит непрерывный процесс ее развития. Наступают этапы, когда она сталкивается с проблемами повышения эффективности своей работы. Источниками проблем могут быть бурный рост, резкое изменение окружающей обстановки, трудности перехода в новое качество, реорганизация, слияние с другими организациями, поглощение и другие обстоятельства.

Консалтинг – консультирование по вопросам управления – это профессиональная помощь со стороны внешних и/или внутренних специалистов руководителям и управленческому персоналу организаций в анализе и решении проблем их функционирования и развития.

На практике для обеспечения максимальной эффективности процессов развития объединяют усилия внутреннего и внешних консультантов. Сформированная из ключевых квалифицированных сотрудников организации рабочая группа, возглавляемая внутренним консультантом, должна стать ядром будущих изменений, после выполнения своих задач внешними консультантами. Она будет в дальнейшем поддерживать определенный уровень организационного развития, при периодическом наблюдении со стороны внешних консультантов. 

В развитых странах мира консультационная деятельность уже давно превратилась в индустрию с много миллиардными оборотами. Годовой оборот консалтинговых фирм США превышает весь объем экспорта России, включая нефть. Одна из крупнейших транснациональных консалтинговых компаний мира только на авиабилеты тратит в год 500 млн. долл. Международные консалтинговые компании формируют штат своих сотрудников из лучших выпускников, лучших бизнес школ мира и представителей высшего менеджмента компаний, уходящих в отставку. Недаром одна из известнейших консалтинговых компаний мира носит название Ernst&Young. Между этими полюсами в консалтинговых компаниях работают лучшие специалисты и профессионалы практически по всем отраслям бизнеса.

В России этот вид бизнес услуг также набирает обороты. Существует целый ряд чисто российских компаний, которые оказывают высокопрофессиональные услуги по самым различным вопросам функционирования деятельности предприятий и организаций.  Наработаны собственные технологии, методы и методики, накоплен опыт консультационной деятельности, формируются профессиональные ассоциации, работают школы подготовки консультантов, разрабатываются и внедряются стандарты профессиональной деятельности консультантов.

Потребителями консалтинговых услуг в России являются российские предприятия частного и государственного сектора, иностранные компании, работающие или вступающие в российский рынок, органы государственного управления всех уровней и т.д.

Выделяют три категории предприятий, которые нуждаются в консалтинге больше остальных – потенциальные покупатели консалтинговых услуг:

       крупные компании, собственники которых хотят иметь объективную информацию о своем бизнесе и контролировать происходящие там процессы. В этом случае консультант помогает сделать эти процессы максимально прозрачными;

       компании, планирующее развиваться: расширять рынки сбыта, увеличивать производство, запускать новый продукт. В этом случае консультант привлекается, чтобы указать оптимальные пути решения поставленных задач;

       компании, требующие срочных антикризисных мероприятий и антикризисного управления.

Как правило, консалтинговая помощь реализуется в виде консалтинговых проектов. Проект обычно включает в себя диагностику организации, планирование действий и выработку решений, внедрение выбранных решений, завершение проекта и мониторинг реализации внедренных рекомендаций. После того, как консалтинговый проект завершен, работа передается рабочей группе во главе с внутренним консультантом, а организация переходит в режим регулярного управления изменениями.

Консалтинг решает широкий круг вопросов управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков и т.д.

 

 Вот неполный перечень задач и областей знаний управленческого консультирования:

       проведение диагностики предприятия, финансово-экономический анализ деятельности предприятия;

       реорганизация системы управления, создание системы регулярного менеджмента;

       разработка программы реструктуризации предприятия;

       разработка мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия;

       оптимизация бизнес-процессов, постановка системы процессного управления;

       внедрение системы контроллинга на предприятии;

       постановка системы бюджетирования на предприятии;

       формирование системы управленческого учета на предприятии;

       построение оптимального документооборота в системе документационного обеспечения управления;

       повышение продаж – оптимизация системы сбыта; оптимизация затрат предприятия;

       брендинг - вывод на рынок нового продукта, продвижение и ребрендинг;

       разработка стратегий развития и планов реструктуризации;

       бизнес-моделирование и структурный дизайн;

       оптимизация систем финансово-экономического управления;

       разработка и внедрение управленческих информационных систем;

       оптимизация маркетинговой деятельности;

       совершенствование системы управления персоналом, разработка методик и процедур по организации систем материального стимулирования;

       анализ и составление бизнес-планов, обучение персонала и т.д.

 

Кроме управленческого консультирования, выделяют консультационные услуги по разным направлениям, например:

1.  Консультирование по вопросам бухгалтерского учета:

       формирование оптимальной учетной политики предприятия;

       разработка рабочего плана счетов предприятия;

       оперативное консультирование по вопросам бухгалтерского учета.

2.  Налоговое консультирование:

       постановка системы налогового учета;

       сопровождение составления налоговых деклараций;

       оптимизация налогообложения;

       оперативное консультирование по вопросам налогообложения; представительство в налоговых органах и арбитражных судах;

       налоговая экспертиза проектов.

3.  Специализированное консультирование:

       сопровождение крупных сделок;

       экспертиза договоров;

       разработка организационных регламентов предприятия;

       проведение информационно-обучающих семинаров.

4.  Консультирование по юридическим вопросам, психологическое консультирование, консультирование по техническим, информационно-технологическим и другим вопросам.

 

Решение задач консалтинга предполагает использование передовых наработок, методик и практики управления, научно-технических и организационно-экономических инноваций при подготовке и реализации решений проблем клиента. Поэтому такой вид деятельности, безусловно, требует применения всей мощи существующих информационных технологий:

       офисных и Интернет-технологий;

       технологий управления проектами и поддержки проектной деятельности;

       технологий моделирования и анализа деятельности и бизнес-процессов предприятия;

       технологий статистического и интеллектуального анализа данных;

       технологий автоматизации различных участков деятельности предприятий, документооборота и пр.

 

Особенно следует отметить, что консалтинговые проекты в большинстве случаев требуют автоматизации процессов управления, т.е. внедрения или настройки соответствующих информационных систем. Этим, во многом, объясняется тот факт, что все места в рейтинге Top-10 консалтинговых компаний России занимают именно ИТ-компании: Борлас (www.borlas.ru), OXS (www.oxs.ru), IBS (www.ibs.ru), Ай-Теко (www.i-teco.ru), TopS BI (www.topsbi.ru), ИКТ (www.iktgroup.ru), Ланит (www.lanit.ru), Ай-Ти (www.it.ru), Парма Телеком (www.parma-telecom.ru), Галактика (www.galaktika.ru).

Большая ИТ-составляющая консалтинговых проектов требует от специалистов по управленческому консультированию соответствующей подготовки в области смежных информационных технологий.

Практика внедрения информационных систем

В современных компаниях используется широкий спектр офисных, корпоративных и портальных систем. Каждый сотрудник должен владеть программным инструментарием в рамках своих служебных обязанностей. Часто сотрудники компании разных уровней привлекаются к внедрению новой системы, в т.ч. в качестве консультантов.

Информационная система может быть разработана "с нуля". Другим подходом является адаптация готовых стандартизированных (тиражных) решений, предлагаемых на рынке, к задачам конкретной компании. 

Адаптация готового типового решения заключается в настройке модели информационной системы на процессы, объекты, структуру, события и взаимосвязи конкретной компании в соответствии целями и задачами ее деятельности.

Внедрение программной системы в рамках компании представляет собой сложное и дорогостоящее организационно-техническое мероприятие. Наиболее верным представляется проектный подход к внедрению ИС [8-10]. Проектное управление внедрением позволяет достичь поставленных целей в установленный срок, не превысить бюджет и удовлетворить требования по объему и качеству работ.

Внедрение может выполняться в рамках отдельного либо консалтингового проекта. Обычно внедрение выполняется внешними консультантами с привлечением внутренних специалистов. Участие сотрудника компании в таком внедрении может быть различным: в качестве эксперта, консультанта, тестера, разработчика регламентов, бизнес-аналитика, а возможно менеджера (управляющего) проекта. Для менеджера проекта владение методологией управления проектами обязательно [10]. Другие же участники проекта должны представлять этапы внедрения и их содержание.

Как было показано выше, для автоматизации компаний используют готовые ERP-системы, системы документооборота и пр. Укрупнено покажем этапы работ по внедрению готового решения автоматизации управления компанией:

1.       Этап I "Анализ и разработка ТЗ". Конечными документами этапа являются Устав проекта, Техническое задание, Иерархическая структура работ.

2.       Этап II "Разработка и тестирование". На выходе этапа имеем систему, готовую к вводу данных, обучению конечных пользователей, документированию.

3.       Этап III "Развертывание, обучение, документирование". Конечный результат этапа – запуск системы в эксплуатацию.

4.       Этап IV "Начальное сопровождение и поддержка". Этап выявляет и исправляет все недочеты, подписывается акт приемки.