(Педагогические науки)
Бакирова А.Ю.
Рассмотрим аспект применения информационных технологий при изучении предметов на примере естественно-научного цикла (ЕНЦ). Доминирующая тенденция традиционного обучения состоит в том, чтобы рассматривать предметы ЕНЦ как дающие сумму знаний, умений и навыков, необходимых для практической жизни, для ориентации в мире математических, физических, химических и других объектов, явлений и процессов. Чаще всего знание самих этих законов, закономерностей, теорий и т.д. остается отчужденным от обучаемого, не пропущенным через его личностное индивидуальное восприятие. Кроме того, естественные науки развиваются настолько быстро, что, например, материал, составляющий содержание химической науки несколько десятилетий назад сейчас уже считается устаревшим. А именно такой материал все еще остается основным содержанием школьных дисциплин ЕНЦ. Поэтому естественно научное образование существенно отстает от развития самой науки. Преодоление этого кризиса возможно при смене целей: от освоения знаний, умений и навыков в форме научно-теоретического содержания науки, к цели развития самого учащегося как личности, его способностей, его творческого потенциала.
В содержании предметов ЕНЦ должно выделяться не усвоение информации, фактов естественнонаучной действительности, не заучивание формул, а сам поиск, процесс формирования знания, правил формул и т.д. Первым компонентом содержания обучения выступает система знаний. Здесь, прежде всего, требуют «компьютерного вмешательства» циклы интегрального характера, которые одновременно могут вводить обучающихся в предметный мир ряда дисциплин математики, физики, химии и т.д.
Вместе с тем, существующее средства обучения далеко не всегда позволяют ввести обучаемых в микромиры предметов ЕМЦ. Дать возможность обучаемым «потрогать» в этом мире происходящие процессы, изменяя их параметры и характеристики, возможно сегодня только с помощью компьютера.
Компьютер должен внести свой вклад и в формирование таких понятий, законов и теорий в курсе дисциплин ЕНЦ, которые в традиционном обучении не находят достаточного опытного обоснования, например изучение механизмов различных реакций в химии или среды с нулевой гравитацией в физике; формирование таких понятий математики, как бесконечность, неограниченное возрастание (убывание) функций, неограниченное приближение ее к какой-либо асимптоте, параллельность прямых и т.д.
Вместе с тем объективно необходимо полуфункциональное средство для формирования понятий, опирающихся на наглядные образы, а в традиционном обучении адекватных средств для этого нет.
Вторым компонентом содержания обучения являются репродуктивные умения (как специфики − предметного, так и общеучебного характера), которыми должен овладеть учащийся в процессе обучения
Привлечение компьютера необходимо, во-первых, в ситуациях, связанных с вычислениями: это сокращает время, затрачиваемое учащимися на осуществление расчетов, их проверки и обработки результатов; при выработке типовых умений.
Компьютер выступает необходимым и незаменимым средством формирования ряда общеучебных умений, в частности общелогических (систематизации и классификации, анализа и синтеза), рефлексивных (умение планировать экспериментальные данные, осуществлять сбор, анализ и упорядочение информации).
Третьим компонентом содержания обучения являются умения творческого типа, овладевая которыми обучаемый получает субъективно новое знание путем самостоятельного поиска. Компьютер может служить эффективным средством формирования творческих умений учащихся. В частности, открываются возможности для решения задач нового типа, называемых оптимизационными. Причем компьютер позволяет находить оптимальное решение не только математически, но и графически.
В тоже время незаменимы возможности компьютера при остановке и решении задач на проверку возможных последствий выдвигаемых гипотез.
Принципиальные возможности для развития творческих умений, в частности, конструктивно-комбинаторных открывают специальные обучающие среды. Значительный вклад в развитие творческой компоненты обучаемого, как известно, вносит правильно организованный процесс формирования действия моделирования.
Компьютер открывает для этого большие возможности. Компьютер может моделировать какой-либо процесс или последовательность событий. Возможности компьютера позволяют включать в имитируемый процесс «случайные события», поскольку алгоритм работает на основе математической модели события.
Предметы ЕНЦ требуют особой информации, составляющей как бы фон их изучения. Базы данных по сравнению со справочной литературой обладают рядом преимуществ: они необходимым образом сконструированы, а также содержат определенный объем информации. Результаты поиска отображаются на экране или распечатываются принтером. В итоге отметим характерные общие черты предметов ЕНЦ, которые надо обязательно учитывать, применяя компьютеры в обучении:
- стремлении к интеграции естественно-научного знания
- представление объектов изучения как систем
- усиление связи между теорий и жизнью, объединения проблем науки, техники, общества и природы гуманизация содержания предметов ЕНЦ, нацеленная на развитие личности обучаемого.
Таким образом, из всего вышеуказанного можно сделать вывод: применение персональных компьютеров при изучении предметов ЕНЦ вполне обоснованно, т.к. оно позволяет резко повысить качество обучения, особенно это относится к циклам интегрального характера.
Литература
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.-208 с.
2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 2010. – 205 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.