ООО «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
«Организация менеджмента в образовательной организации»
По теме:
«Информационные технологии в управлении образовательной организации_»
Исполнитель:
Хомкалова Нина Владимировна
Ангарск 2022 год
ВВЕДЕНИЕ
Управление образовательным процессом в образовательной организации поддерживается и сопровождается получением и оборотом различной информации. Информационные потоки об образовательной деятельности включают в себя такие направления , как: статистическая отчетность, стартовые, промежуточные и итоговые результаты, образовательные программы и рабочие программы , информация о персональных данных участников образовательных отношений, информация о взаимодействии участников образовательного процесса- семинары, протоколы педсоветов, протоколы заседаний родительской общественности, классные журналы , электронные учебники и учебно-методические пособия на бумажных носителях.
Огромный поток информации требует системы получения, обработки, использования , систематизации и хранения. Без использования информационных технологий в управлении образовательным процессом не обойтись.
Налицо развивающаяся тенденция к внедрению информационных технологий (ИТ) для лучшего удовлетворения индивидуальных потребностей пользователей, а в перспективе развития образования эта тенденция будет проявляться в использовании НИТ для содействия все большей индивидуализации и дифференциации обучения, а также контроля знаний со стороны пользователей и преподавателей [4].
Цель настоящего реферата рассмотреть эффективные методы и приемы информационных технологий в управлении образовательным процессом общеобразовательной организации- обычной средней общеобразовательной школы.
Современные тенденции к внедрению в школьное образовательное пространство информационных технологий для хранения, обработки и интеграции информации привели к разработке в школах локальных информационных систем, к электронной форме ведения локальной документации , переход на электронные учебно-методические пособия [4].
Оценка эффективности использования информационных технологий в управлении достаточно трудоемкий и ответственный процесс. Данному процессу предстоит не только получить конкретные результаты, но и подобрать пакет инструментария для оценки используемых технологий.
Таким образом, для разработки системы оценки эффективности методов и приемов информационных технологий в управлении образовательным процессом, необходимо рассмотреть следующие важные вопросы:
1
- понятие информационных технологий в управлении образовательным процессом;
- критерии оценки методов информационных технологий в управлении образовательным процессом;
- инструментарий для оценки методов информационных технологий в управлении образовательным процессом.
Понятие информационных технологий в управлении образовательным процессом.
В современном информационном пространстве выделяют определенные типы систем:
Обучающие системы [1]предназначены в основном для обучения понятиям и навыкам на базе информационно-справочных сред. В основе систем подобного типа лежит интеллектуальный учебный курс, обладающий развитым языком запросов и богатым набором ассоциативных связей в базе данных. В качестве изъянов в подобных системах можно отметить их недостаточную гибкость и чувствительность к настройке.
Системы консультирующего типа чаще всего предназначены для оказания контекстной помощи или выдачи требуемой информации по запросу пользователя, при этом возможно демонстрационное решение задач с их последующим решением для каждого шага. Чаще всего системы подобного типа включают в себя информационно-справочную подсистему, подсистему контекстной подсказки и модель обучаемого. К недостаткам можно отнести сложность наполнения подобных систем для неквалифицированных пользователей.
Системы диагностирующего типа являются развитием систем консультационного типа. Они дополнены расширенным интерфейсом, фиксацией знаний и умений обучаемого и диагностикой ошибок обучаемого. На практике эти системы часто называют интеллектуально-тренирующими или экспертно-тренирующими. Одним из слабых мест таких систем является невозможность генерации знаний самой системой. В них генерация осуществляется преподавателем при настройке системы, что усложняет индивидуализацию знаний.
Управляющие системы являются наиболее сложными из существующих типов АОС и предназначены в основном для комплексного управления процессом обучения с помощью средств вычислительной техники. Они содержат в себе все компоненты рассмотренных ранее систем, но дополнены в свою очередь диагностирующей экспертной системой знаний. В качестве
2
недостатков систем подобного типа можно отметить их громоздкость и сложность в эксплуатации.
Системы сопровождающего типа отслеживают деятельность обучаемого при работе в некоторой инструментальной среде, содержащей все компоненты реальной системы, с оказанием помощи при обнаружении ошибочных действий обучаемого. Сопровождающая система содержит все компоненты экспертной системы, но, в отличие от нее, не знает конечной цели деятельности пользователя и должна ее прогнозировать. Интегрированные обучающие системы в основном свободны от указанных выше недостатков и, несмотря на некоторую структурную сложность, позволяют значительно расширить функции АОС по диагностике ошибок и прогнозированию целей деятельности пользователя. Интегрированные системы можно рассматривать как дальнейшее развитие систем управляющего, консультирующего и сопровождающего типов. При этом интегрированной обучающей системой называют программную среду, реализующую ту или иную педагогическую цель на основе знаний некоторой предметной области, области диагностики знаний обучаемых и управлении обучением.
Образование - целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этим целенаправленным процессом должны управлять, а значит, существует и понятие «управление образованием». Управление образованием - целенаправленная деятельность руководителей образовательных учреждений для полноценного функционирования и развития системы образования. Под управлением понимается также оптимальное развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых педагогических условий, способов, средств и воздействий.
Все средства ИКТ, применяемые в управлении образованием можно разделить на два типа: аппаратные и программные.
К аппаратным средствам относят: - компьютер - универсальное устройство обработки информации; - принтер - позволяет фиксировать на бумаге найденную и созданную информацию; - проектор - повышает уровень наглядности и помогает руководителям представлять проделанные результатыв их работе; - устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных; - сеть
3
-позволяет более эффективно использовать имеющиеся информационные и технические ресурсы, обеспечивает общий доступ к глобальной информационной сети; - аудио и видео средства - обеспечивают эффективную коммуникативную среду для работы руководителей и проведений массовых мероприятий .
К программным средствам относят: - виртуальные конструкторы - позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями; - тренажеры - позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране; - тестовые среды - позволяют учителям конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером; - экспертные системы - программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области; - презентации - применение информационно-коммуникационных технологий руководителями с целью пропаганды своих методик и взглядов в образовании. В современных системах управлением образования, широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства информационнокоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты.
Критерии оценки методов информационных технологий в управлении образовательным процессом.
Критериальная оценка эффективности информационных методов в управленческой деятельности разнообразна и имеет широкий спектр относительно объекта контроля. В образовательной деятельности к оценке информационных методов могут относиться такие критерии:
- обеспеченность учебно-воспитательного процесса аппаратными средствами обучения;
- обеспеченность процесса управления универсальными офисными прикладными программами;
- организация в образовательном учреждении электронного оборота документации;
- наличие в образовательной организации локальной цепи;
4
- использование в учебно-воспитательном процессе информационных технологий.
Деятельность образовательного учреждения непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволило на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Основными факторами, способствующими повышению эффективности образовательного процесса при условии комплексной информатизации системы образования, являются:
5
Это электронные учебники, справочники и базы данных учебного назначения, электронные пособия .Представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией, позволяют мультимедийные презентации, создаваемые и используемые учителями-предметниками.
В последние годы современное
обучение невозможно представить без применения ресурсов Интернета. Сеть
Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг. По сети
осуществляется заказ книг через Интернет-магазины, связь с библиотеками,.
Постоянно ведется работа по изучению образовательных ресурсов Интернета.
Проблемы внедрения информационных технологий актуальны и для деятельности
управленческих кадров. Современные руководители, чтобы ориентироваться в
нарастающих информационных потоках, должны уметь получать, обрабатывать и
использовать информацию с помощью компьютеров и современных средств связи.
Эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем
подготовки кадров. Ведь использование IT-технологий в административной
деятельности позволяет активизировать работу педагогов. Если руководитель
образовательного учреждения сам использует информационные технологии в
управлении и глубоко осознаёт необходимость их внедрения в образовательный
процесс, то он способен оказать всемерную поддержку учителю, который в конечном
итоге и формирует личность информационного общества.
Управленческая деятельность современного руководителя школы становится всё
более интеллектуальной и научной. Администрация школ применяют ИКТ-технологии
при составлении отчетности, формировании баз данных учащихся и педагогических
работников, в делопроизводстве, работе с нормативно-правовыми документами,
организации учебно-методической работы и договорной деятельности.
Целью внедрения ИКТ- технологий в процесс управления школой является повышение
качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на
безбумажную технологию работы. Достичь данной цели можно только при
соответствующем оснащении школ компьютерной техникой и свободным доступом к
электронным ресурсам [2].
6
Инструментарий для оценки методов информационных технологий в управлении образовательным процессом.
Проблемы внедрения информационных технологий актуальны и для деятельности управленческих кадров. Современные руководители, чтобы ориентироваться в нарастающих информационных потоках, должны уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и современных средств связи.
Эффективность
управленческой деятельности во многом определяется уровнем подготовки кадров.
Ведь использование IT-технологий в административной деятельности позволяет
активизировать работу педагогов. Если руководитель образовательного учреждения
сам использует информационные технологии в управлении и глубоко осознаёт
необходимость их внедрения в образовательный процесс, то он способен оказать
всемерную поддержку учителю, который в конечном итоге и формирует личность
информационного общества.
Управленческая деятельность современного руководителя школы становится всё
более интеллектуальной и научной. Администрация школ применяют ИКТ-технологии
при составлении отчетности, формировании баз данных учащихся и педагогических
работников, в делопроизводстве, работе с нормативно-правовыми документами,
организации учебно-методической работы и договорной деятельности.
Целью внедрения ИКТтехнологий в процесс управления школой является
повышение качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход
на безбумажную технологию работы. Достичь данной цели можно только при
соответствующем оснащении школ компьютерной техникой и свободным доступом к электронным
ресурсам.
В настоящий момент все члены администрации школы, а также учителя-предметники
владеют компьютером и имеют его в личном пользовании.
Налажена связь с странами ближнего зарубежья. Общение и обмен опытом с другими
педагогами не только области, но и других стран через электронную почту,
позволяющую экономить время и дающую оперативность при выполнении приказов,
распоряжений, отчетов и других документов.
Работа в таких программах как Microsoft Excel, Microsoft Word позволяет
своевременно, быстро составить и отправить отчет по школе, педагогическую
картотеку, банк данных для организаторов ЕНТ и прочие документы.
Табличный процессор Excel позволяет легко проводить обработку и анализ
результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм,
что в целом создает основу информационного обеспечения управления качеством
образования.
В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику,
личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой
участниками образовательного процесса, многократно
7
увеличивается. В связи с этим использование современных информационных технологий является неотъемлемой частью образовательного процесса и важнейшим направлением реализации программы развития нашей школы и стратегии подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Этот процесс требует сегодня от руководителя и административного аппарата в целом постоянного включения в процесс познания и овладения новыми информационными технологиями с целью повышения инновационного потенциала образовательного учреждения.
В школе учителя ежегодно
проходят курсы повышения квалификации.
Участвуя в педагогических интернет – сообществах, учитель имеет возможность:
обучаться и приобретать знания, умения и качества, необходимые современному
человеку; получать самую современную информацию по интересующей теме; получать
квалифицированные консультации и советы экспертов; иметь доступ к методической
базе разработок; общаться с коллегами на различных форумах; публиковать свои
материалы; принимать участие в обсуждении опубликованных материалов;
участвовать в профессиональных конкурсах.
Участие в режиме он-лайн конференциях, международных вебинарах, дистанционных олимпиад по предметам, он-лайн-тестированиях ,а также участие в работе образовательных сайтах учителями и учениками, показывает что школа действительно имеет возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности.
Инструментами для оценки эффективности использования информационных методов служат следующие показатели:
1) Обеспеченность УВП информационными аппаратными средствами ( примерная таблица).
Типы аппаратных средств |
Кол-во штук ( 90% от общего количества контингента) |
Оценка уровня |
Персональный компьютер учителя |
|
-достаточный -средний -низкий -критический |
Персональный компьютер обучающегося |
|
|
Персональные ноутбуки |
|
|
Принтеры |
|
8 |
Аудиосистемы ( выделенные) |
|
|
2) Обеспеченность процесса управления универсальными офисными прикладными программами ( примерная таблица оценки)
Типы офисных прикладных программ |
Наличие лицензионных программ |
Оценка уровня |
|
|
|
3) Организация в образовательном учреждении электронного оборота документации ( примерная таблица):
Тип документа |
Наличие электронного документооборота Да/нет |
уровень |
Электронные трудовые книжки |
да |
Достаточный |
Электронные классные журналы |
Да |
Достаточный |
Электронные личные дела |
Да |
Достаточный |
Электронные медицинские карты обучающихся |
Да |
достаточный |
4) Наличие в образовательной организации локальной цепи (примерная таблица)
Функции локальной сети |
Наличие да/нет |
уровень |
Педагогическая локальная сеть |
да |
Достаточный |
Административная сеть |
Да |
Достаточный |
Выделенный пакет муниципалитета |
Да |
Достаточный |
Индивидуальная папка педагога в локальной сети |
да |
Достаточный |
Информационные ресурсы для педагога в локальной сети |
да |
Достаточный 9 |
5) Использование в учебно-воспитательном процессе информационных технологий.
Методы и приемы информационных технологий |
% педагогов , использующих постоянно в педдеятельности |
75% и более от общего количества- достаточный 51% -74%-средний 50% и ниже -низкий |
Кейс-технологии |
|
|
Образовательные платформы |
|
|
Персональный сайт |
|
|
Тренажеры и тестовые оболочки |
|
|
Заключение
Эффективное применение информационных технологий возможно только в том случае, когда соответствующие технологии не являются некоторой надстройкой к существующей системе, а обоснованно и гармонично интегрируются в традиционную систему, обеспечивая новые возможности всем участникам образовательного процесса. Следовательно, информационные технологии должны быть органично связаны со всеми функциями и стадиями управления образовательным учреждением.
10
Список литературы:
1. Арнаутов В.В. Опыт инновационномоделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. 1998.
2. Архипова Н.В. Человеко-машинные средства психолого-педагогического обеспечения учебного процесса // Информационные технологии в проектировании. 1996.
3. Брусиловский П.Л. Построение и использование моделей обучаемого в интеллектуальных обучающих системах // Известия АН СССР. Техническая кибернетика. 1992. С. 97-116.
4. Гершунский B.C. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы. М., 1987.
5. Печников А.Н. Информационная модель цикличной обучающей системы и классификация обратной связи в обучении // Методы и средства кибернетики в управлении учебным процессом высшей школы. Рига: Риж.политехи, ин-т, 1987.
11
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.