Информация на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках швейного дела к обучающимся с интеллектуальными нарушениями»
Оценка 5

Информация на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках швейного дела к обучающимся с интеллектуальными нарушениями»

Оценка 5
doc
25.01.2022
Информация на тему  «Личностно-ориентированный подход на уроках швейного дела к обучающимся с интеллектуальными нарушениями»
сообщение.doc

Казенное  общеобразовательное учреждение Орловской области

«Болховская  общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

303140 Россия, Орловская область, г. Болхов, ул. Генерала Белова 82.  тел. 2-39-44;  2-34-10 факс (8-486-40) 2-34-10; e-mail: bolchovslikola@orel-region.ru; сайт: http://bolhov-int.obr57.ru

 

 

 

 

 

 

Информация на тему

«Личностно-ориентированный подход на уроках швейного дела к обучающимся с интеллектуальными нарушениями»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель

Федина Раиса Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

Современная система образования нацелена на формирование у обучающихся потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе.  Образование должно ориентироваться на личность ребенка. Система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах             Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова, А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека». В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности.

Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности, социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни.

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля учитель переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько на деятельность ученика, позицию ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности обучающихся. В личностно-ориентированном обучении ученик  не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей,  открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В школе-интернате обучающиеся занимаются в швейной мастерской по программе  специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой.

Школа-интернат готовит подростков к жизни. Что им потребуется в первую очередь:

·        умение обслужить себя,

·        полноценно участвовать в семейной жизни, обеспечить быт семьи,

·        осознанно выбрать себе профессию.

В нашей школе одним из основных предметов является профессионально-трудовое обучение. По этому предмету проводится итоговая аттестация. Именно изучение этого предмета максимально готовит детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе. Изучая программный материал, обучающиеся получают азы специальности швеи.  Суть личностно-ориентированного обучения на уроках ПТО в школе-интернате - это создание условий для познавательной активности обучающихся. Ученик—это главная фигура всего общеобразовательного процесса. Учитель должен создавать условия для развития мотивации к обучению.

Обучающиеся различаются по темпераменту и характеру, по темпу выполнения работы и мотивации учения. У них обнаруживается разная направленность личности (идеалы, устремления, интересы, профессиональная направленность). В то же время обучающимся присущи большие различия, обусловленные полиморфностью основного и сопутствующих дефектов, а также их глубиной. Все эти факторы действуют в разных сочетаниях и неодинаково влияют на общие и частные учебные возможности школьников.

Я условно делю класс на группы. При формировании групп учитываются личностное отношение обучающихся к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета. Таких групп может быть от одной до трех. Выполнение единых программных требований, ориентированных на определенные сроки обучения неэффективно. Нестойкие умения быстро утрачиваются,  и это приводит к развитию у обучающихся неуверенности в возможности овладения знаниями, умениями и навыками, а у учителя к неудовлетворенности результатами своей работы.

Для осуществления личностно-ориентированного подхода использую разноуровневые задания, которые определяют стратегию обучения каждого обучающегося, исходя из фактического состояния его здоровья. В своей работе использую дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

Моя задача состоит в том, чтобы исправить дефект недоразвития, помочь ребёнку. Это очень длительный процесс,  который растягивается на годы, и виден только тогда, когда ребёнок стоит на пороге выхода из школы-интерната. Из года в год я провожу коррекционную работу по исправлению недостатков и приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.

Трудовое обучение в школе-интернате определяется рядом этапов обучения. Каждый из них решает на ряду с общими, специфические для данного этапа задачи.

Первый этап охватывает обучение в 1-4 классах.

Второй этап обучения охватывает обучающихся 5-9 классов. В среднем звене обучения, на уроках  ПТО  уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои  знания, умения, навыки. В 7-8 классах усложняя задания, наблюдаю за успехами обучающихся. Они стараются повторить своего учителя, научиться работать последовательно, используя инструкции, показы, планы. Например, при изучении темы «Двойной шов», который в дальнейшем используется при пошиве наволочки, ночной сорочки, пижамы, я использую дидактические пооперационно-технологические  карточки, план работы, образец изделия. При необходимости, помогаю слабым обучающимся выполнять задание, что приводит к осмысленному завершению работы. После того, как обучающиеся научились выслушивать, повторять и запоминать характеристику изделия, осуществляю переход к следующему этапу обучения ориентировки в задании, когда анализ изделия проводится в групповой беседе, причем постепенно уменьшаю свою помощь в определении характеристик изделий. В 8-9 классах обучающиеся самостоятельно определяют параметры изделий по техническому рисунку и чертежу, используют журналы мод для пошива изделий. Большую помощь в работе оказывают технологические карты, обучающиеся реже обращаются к пооперационным картам, слово учителя для них является доступным.

Третий этап.  На данном этапе определяются личностные качества бучающихся, необходимые в совместном труде, практикуется пооперационное разделение труда, осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к овладению знаниями, умениями и навыками характерными для труда работников определенного предприятия. Занятия  проходят уже с элементами профориентации. Применение знаний в созидательном труде убеждает обучающихся в ценности полученных трудовых навыков. На уроках поддерживаю каждый самостоятельный шаг обучающихся, учу их терпеливому труду, поощряю естественное стремление к творчеству и красоте.

Профессионально-трудовое обучение в школе-интернате является основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей обучающихся, имеющие разные отклонения в развитии. Нарушение пространственного анализа и недостаточное овладение сенсорными эталонами создают трудности в восприятии наглядного материала. В результате, объяснение усваивается частично, хотя обучающиеся и стараются понять учителя. Низкий уровень понимания часто возникает в связи с незнанием, казалось бы, самых простых слов (например, «между», «напротив»), неумением вспомнить ранее изученный материал, с которым нужно связать новые сведения, неспособностью самостоятельно вычленить главное в объяснении.  Планируя свою работу, использую общепринятые формы учебно-воспитательного процесса: с учетом психофизических возможностей обучающихся составляю рабочие программы и поурочные планы, тщательно продумываю содержание практических работ, придавая особое значение подбору объектов труда.

Практические задания подбираются с учетом практических навыков, состояния внимания, утомляемости и темпов работы каждого обучающегося.  Работа с такими детьми требует более чёткого и продуманного использования методических средств, применяемых во время объяснения, которое рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Нужно организовать такое обучение, которое позволяет обучающимся, с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся учебные возможности, с другой - развивать недостающие способности.

Сложной задачей является нахождение времени в ходе урока для дополнительной работы с отстающими обучающимися. Осуществление такой помощи без ущерба для основной группы во многом зависит от содержания инструктажа обучающихся перед началом работы. Правильно организованный инструктаж позволяет большинству обучающихся дольше работать самостоятельно, не допуская ошибок. Тем самым появляется возможность больше затратить времени на индивидуальную работу с отстающими обучающимися.

Для того чтобы достичь желаемого результата, задания даются дифференцированно (в соответствии с требованиями доступности), а также провожу индивидуальные инструктажи, беседы и консультации. Личностно-ориентированный подход к обучающимся основан на систематическом и всестороннем изучении каждого из обучающихся в процессе бесед с ними и наблюдением за их работой. Причиной недостаточной самостоятельности обучающихся является испытание затруднений в ориентировке задания, анализа образца, понимания инструкции, привлечения своего прошлого опыта к решению данной задачи, планирования трудовой деятельности (определение последовательности операций и приемов работы), самоконтроля. На занятиях стараюсь развить умения и навыки обучающихся, вселить уверенность при выполнении тех или иных операций, научить видеть результаты своей работы.

В процессе работы разработаны общие положения (принципы), на основе которых осуществляется личностно-ориентированный подход, определяются его частные цели и соответствующие им способы педагогического воздействия:

·        использование субъективного опыта обучающихся

·        актуализация имеющегося опыта и знания, как важное условие, способствующее пониманию и получению новых знаний

·        вариативность заданий, предоставление обучающемуся свободы выбора наиболее значимых для него способов усвоения учебного материала

·        обеспечение на уроке эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества

·        создание ситуации успеха, обучающиеся должны почувствовать радость от проделанной работы

·        создание благоприятной атмосферы для продуктивной, поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, которые вызывают интерес у ребят.

Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, можно отметить, что этот метод  наиболее перспективен т.к. в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания.  

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Казенное общеобразовательное учреждение

Казенное общеобразовательное учреждение

Современная система образования нацелена на формирование у обучающихся потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями,…

Современная система образования нацелена на формирование у обучающихся потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями,…

Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным

Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным

Суть личностно-ориентированного обучения на уроках

Суть личностно-ориентированного обучения на уроках

Из года в год я провожу коррекционную работу по исправлению недостатков и приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников

Из года в год я провожу коррекционную работу по исправлению недостатков и приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников

Занятия проходят уже с элементами профориентации

Занятия проходят уже с элементами профориентации

Сложной задачей является нахождение времени в ходе урока для дополнительной работы с отстающими обучающимися

Сложной задачей является нахождение времени в ходе урока для дополнительной работы с отстающими обучающимися

Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, можно отметить, что этот метод наиболее перспективен т

Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, можно отметить, что этот метод наиболее перспективен т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2022