это обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия
особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»п. 27, Статья 2.
Адаптацию образовательной среды
Сетевое взаимодействие специалистов
Сотрудничество с образовательными организациями, имеющими опыт работы с детьми с ОВЗ
Специальная подготовка кадров (компетенции и квалификация)
Взаимодействие с родителями
Инклюзивное образование предполагает:
Инклюзивное образование
Принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование означает исключение любой дискриминации детей при создании особых условий для детей с ОВЗ.
Каждый способен чувствовать и думать
Инклюзивное образование означает развитие гибких подходов, основанных на отношении к детям как индивидуумам с различными потребностями в обучении.
Человек самоценен
При эффективной работе педагогов, от инклюзии выигрывают все дети, не только дети с ОВЗ.
Все люди нуждаются в друг друге
Инклюзивное образование означает развитие общего образования, основанное на идее доступности для всех детей.
Каждый имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Включение ребенка с особыми образовательными потребностями предъявляет новые требования к ее организации.
Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности; совокупность возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (Ясвин В.А.). Категория «образовательная среда» связывает понимание образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования (Баева И.А.).
Образовательная среда
Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития
концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и технологии организации обучения и воспитания
содержательно-методический компонент
архитектурно-пространственная организация жизнедеятельности субъектов
пространственно-предметный компонент
особенности субъектов образовательной среды, психологический климат в коллективе, особенности управления
коммуникативно-организационный компонент
Модели организации образовательной среды при варианте полной инклюзии
Вариант№1
классы для детей с ОВЗ в образовательной организации, реализующей только АООП (адаптированные основные образовательные программы)варианты Возможные варианты АОП 1.2, 1.3, 2.2, 2.3;
3.2,.3.3, 4.2,4.3; 5.2; 7.2; 8.2, 8.3
«особые» дети с сохранным интеллектом полностью включены в деятельность класса (например: слабослышащие, слабовидящие, с речевыми нарушениями с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с ЗПР и т.д.).Возможные варианты АОП: 2.1, 4.1, 5.1; 6.1; 7.1; 8.1.
Вариант№2
один или несколько учащихся с ОВЗ постоянно обучаются в общеобразовательном классе со сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья,
при условии обязательной организации психолого-педагогического сопровождения
обучающиеся с ОВЗ обучаются в классах для детей с разными нарушениями развития (с ЗПР, НОДА, нарушениями слуха, зрения) в условиях общеобразовательной организации
Модели организации образовательной среды при варианте частичной инклюзии
Вариант№1
обучающиеся с ОВЗ проводят со сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью, ТОЛЬКО ЧАСТЬ учебного и внеклассного времени
(модель «ресурсный класс»)
обучающие с интеллектуальными нарушениями «вливаются» на часть дня к нормативно развивающимся сверстникам
Варианты АОП: 2.2,2.3; 4.2,4.3; 5.2; 7.2; 8.2,8.3,8.4
Вариант№2
Модель «Ресурсный класс»
«Ресурсный класс» - это специально организованное пространство, в котором обучающиеся с ОВЗ получают интенсивные индивидуальные занятия
зачисляются в обычный класс типично развивающихся сверстников и последовательно включаются в учебную деятельность;
посещают уроки по предметам, которые могут изучать вместе с другими детьми при поддержке тьютора.
Обучающиеся с ОВЗ «ресурсного класса»
Эта модель инклюзивного образования предполагает, что ребенок зачислен в обычный класс (список) и основное обучение ребенка происходит в этом классе, а темы и навыки, представляющие для ребенка наибольшие трудности – отрабатываются отдельно
Создание «доступной» среды
обустройство пандусами, специальными поручнями и т.д.,
обеспеченность техническими средствами,
специальными оборудованием, приборами и инструментами,
учебниками и учебными пособиями,
специальными компьютерными программами
система специальной подготовки педагогов для работы с разными категориями детей с ОВЗ:
чему и как учить,
как оценивать достижения,
какие достижения более значимы (социальные («жизненные») или академические)
деятельность ППк :
определение условий и форм инклюзии,
обеспечение и анализ результатов психолого-педагогического сопровождения
Содержательная сторона обучения
Условия для получения качественного образования в инклюзивном пространстве
учет психосоматического состояния здоровья детей;
учет особенностей познавательной деятельности детей;
осуществление психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля;
понимание, как осуществлять обучение детей с разными образовательными потребностями в инклюзивном пространстве;
установление положительного психологического климата в классе;
установление тесных взаимосвязей между педагогом, ребёнком, родителями, специалистами службы сопровождения, заинтересованных в положительных результатах совместного обучения детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников.
Условия организации инклюзивной среды
Компетенции педагогических работников, реализующих инклюзивную практику
Владение методиками и технологиями
организации образовательного
и реабилитационного процесса
Знание основ коррекционной
педагогики и специальной психологии
Знание особенностей психофизического развития детей с ОВЗ
Требования к организации инклюзивной образовательной среды (пример: совместное обучение нормативно развивающихся детей и детей с задержкой психического развития)
коррекционно-развивающая область в соответствии с ФГОС НОО о с ОВЗ;
психологическая готовность нормативно развивающихся детей к совместному обучению с детьми с ОВЗ;
психологическая готовность обычных семей и семей, воспитывающих детей с ЗПР - к инклюзивному образованию.
уровень психофизического и речевого развития ребёнка с ЗПР, приближен к возрастной норме;
возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормативно развивающихся детей сроки или в сроки АОП;
обучающиеся по АОП (вариант 7.1) изучают предметные области в соответствии с ФГОС НОО
Что мешает организации образовательного процесса?
«Подводные камни» реализации инклюзивного образования
25% родителей школьников положительно относятся к появлению в их классе ребенка с ограниченными возможностями здоровья
59% считают, что информации о том, как общаться с такими детьми – недостаточно
21,93% утверждают, что школа готова, но нет специалистов и зоны сенсорной разгрузки,
16,61% напротив считают что школа готова, так как в штате есть специалисты,
10,96% ответили, что их школа реализует программу инклюзивного образования в течение нескольких лет.
Отсутствие специальной подготовки педагогов образовательной организации,
Незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии
Невысокие представления об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для детей с ОВЗ
История педагога инклюзивного класса..
…в нашей школе учатся дети с нарушениями зрения.
Я поняла – трудность оказания помощи таким детям – понимание того, что взрослый, не имеющий таких проблем, не осознает степени ограничения зрительных возможностей своего ученика…В отличие от слепого ребёнка слабовидящий в разных видах деятельности активно использует зрение, а наличие у ребёнка очков создает у педагога иллюзию того, что ребёнок видит так же, как и нормально видящий. …
Учитель должен иметь представление о том, что слабовидящие дети относительно своих зрительных возможностей существенно различаются друг от друга…
Должен знать, что основными определяющими факторами являются: острота зрения, границы поля зрения, возможности пространственного зрения, восприятие объектов при разной освещенности..
А еще - комплекс зрительной гимнастики по снятию зрительного напряжения; допустимые физические упражнения и виды нагрузки; специализированные технические средства (в том числе тифлотехнические) индивидуального пользования….
«моему ребенку предложено обучение по программе 8.3 (заключение ПМПК); слышала, что ему подойдет ресурсный класс, как вариант инклюзии.
Он же будет находиться в классе со всеми детьми?»
Из практик типичных коммуникаций
(родитель – педагог):
Родитель
История педагога инклюзивного класса..
У меня в классе ребенок с расстройствами аутистического спектра, которому в заключении ПМПК предложен
вариант АОП 8.3.
Да, я знала, что условия включения ребенка с РАС в инклюзивный класс – это всегда:
- согласованная работа учителя и тьютора;
- совместная предварительная подготовка к уроку (разноуровневые задания, бланки, адаптация любого учебного материала);
- использование системы альтернативной коммуникации - карточки PECS, она дает инструмент ребенку, чтобы быть понятым;
-и, да, объяснение новой темы ребенку с РАС осуществляется только индивидуально;
-и при включении ребенка с РАС в класс – ему даются задания на уже пройденную тему.
И каждый раз, когда я готовлюсь к уроку, я
подбираю материал, опираясь на сильные стороны ученика.
Электронные
ресурсы
1.Научно-методический журнал - «Альманах Института коррекционной педагогики» (https://alldef.ru/ru/about-journal/)
2.Методы работы с детьми РАС // Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (https://autism-frc.ru/education/interventions/workingmethods)
3.Интерактивный конструктор индивидуальной программы коррекционной работы для дошкольников со сложными сенсорными нарушениями//«Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (https://ikp-rao.ru/interaktivnyj-konstruktor-individualnoj-programmy-korrekcionnoj-raboty-dlya-doshkolnikov-so-slozhnymi-sensornymi-narusheniyami/)
4.Вопросы комплексной помощи детям с нарушениями зрения // ФРЦ По развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения.// https://frc-blind.ru/meropriyatiya-frts
Литература
Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях. Серия «Инклюзивное образование». М.:МГППУ, 2012
Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. Серия «Инклюзивное образование». М.:МГППУ, 2012
Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях. Серия «Инклюзивное образование». М.:МГППУ, 2012
Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с РАС //аутизм и нарушения развития.2017 №1
Афанасьева Ю.А., Ерёмина А.А., Моргачёва Е.Н. Возможности адаптации общеобразовательного материала для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.:РУДН, 2008.
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ.- М.: Владос, 2011.
Специальная педагогика. В 3-х томах. Под ред. Н.М.Назаровой. Том 2. Общие основы специальной педагогики. М.:Академия, 2008.
Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы (коллективная монография) / под ред. Н.М.Назаровой, Т.Г.Богдановой. М.:МГПУ, 2013.
Специальная психология/ под ред. В.И. Лубовского. М.:Академия, 2011
Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб, 2014
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.