Инклюзивное образование
Оценка 4.9

Инклюзивное образование

Оценка 4.9
Повышение квалификации
pptx
детская психология
02.12.2023
Инклюзивное образование
1.1.2 Модели инклюзивного образования. Принципы.pptx

Модели организации инклюзивного образования

Модели организации инклюзивного образования

Модели организации инклюзивного образования.
Принципы инклюзивного образования.

Самойлова Елена Николаевна,
кандидат педагогических наук,
Доцент ГОАУ ДПО
«Региональный институт
профессионального развития»
Великий Новгород

Федеральный закон от 29.12.2012

Федеральный закон от 29.12.2012

это обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия
особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» п. 27, Статья 2.

Адаптацию образовательной среды
Сетевое взаимодействие специалистов
Сотрудничество с образовательными организациями, имеющими опыт работы с детьми с ОВЗ
Специальная подготовка кадров (компетенции и квалификация)
Взаимодействие с родителями

Инклюзивное образование предполагает:

Инклюзивное образование

Принципы инклюзивного образования

Принципы инклюзивного образования

Принципы инклюзивного образования

Инклюзивное образование означает исключение любой дискриминации детей при создании особых условий для детей с ОВЗ.
Каждый способен чувствовать и думать

Инклюзивное образование означает развитие гибких подходов, основанных на отношении к детям как индивидуумам с различными потребностями в обучении.
Человек самоценен

При эффективной работе педагогов, от инклюзии выигрывают все дети, не только дети с ОВЗ.
Все люди нуждаются в друг друге

Инклюзивное образование означает развитие общего образования, основанное на идее доступности для всех детей.
Каждый имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Включение ребенка с особыми образовательными потребностями предъявляет новые требования к ее организации

Включение ребенка с особыми образовательными потребностями предъявляет новые требования к ее организации

Включение ребенка с особыми образовательными потребностями предъявляет новые требования к ее организации.

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности; совокупность возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (Ясвин В.А.). Категория «образовательная среда» связывает понимание образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования (Баева И.А.).

Образовательная среда

Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и технологии…

Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и технологии…

Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития

концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и технологии организации обучения и воспитания

содержательно-методический компонент

архитектурно-пространственная организация жизнедеятельности субъектов

пространственно-предметный компонент

особенности субъектов образовательной среды, психологический климат в коллективе, особенности управления

коммуникативно-организационный компонент

Модели организации инклюзивного образования

Модели организации инклюзивного образования

Модели организации инклюзивного образования

Полная инклюзия

Частичная инклюзия

Модели организации образовательной среды при варианте полной инклюзии

Модели организации образовательной среды при варианте полной инклюзии

Модели организации образовательной среды при варианте полной инклюзии

Вариант№1

классы для детей с ОВЗ в образовательной организации, реализующей только АООП (адаптированные основные образовательные программы)варианты Возможные варианты АОП 1.2, 1.3, 2.2, 2.3;
3.2,.3.3, 4.2,4.3; 5.2; 7.2; 8.2, 8.3

«особые» дети с сохранным интеллектом полностью включены в деятельность класса (например: слабослышащие, слабовидящие, с речевыми нарушениями с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с ЗПР и т.д.).Возможные варианты АОП: 2.1, 4.1, 5.1; 6.1; 7.1; 8.1.

Вариант№2

один или несколько учащихся с ОВЗ постоянно обучаются в общеобразовательном классе со сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья,
при условии обязательной организации психолого-педагогического сопровождения

обучающиеся с ОВЗ обучаются в классах для детей с разными нарушениями развития (с ЗПР, НОДА, нарушениями слуха, зрения) в условиях общеобразовательной организации

Модели организации образовательной среды при варианте частичной инклюзии

Модели организации образовательной среды при варианте частичной инклюзии

Модели организации образовательной среды при варианте частичной инклюзии

Вариант№1

обучающиеся с ОВЗ проводят со сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью, ТОЛЬКО ЧАСТЬ учебного и внеклассного времени
(модель «ресурсный класс»)

обучающие с интеллектуальными нарушениями «вливаются» на часть дня к нормативно развивающимся сверстникам
Варианты АОП: 2.2,2.3; 4.2,4.3; 5.2; 7.2; 8.2,8.3,8.4

Вариант№2

Модель «Ресурсный класс» «Ресурсный класс» - это специально организованное пространство, в котором обучающиеся с

Модель «Ресурсный класс» «Ресурсный класс» - это специально организованное пространство, в котором обучающиеся с

Модель «Ресурсный класс»

«Ресурсный класс» - это специально организованное пространство, в котором обучающиеся с ОВЗ получают интенсивные индивидуальные занятия

зачисляются в обычный класс типично развивающихся сверстников и последовательно включаются в учебную деятельность;
посещают уроки по предметам, которые могут изучать вместе с другими детьми при поддержке тьютора.

Обучающиеся с ОВЗ «ресурсного класса»

Эта модель инклюзивного образования предполагает, что ребенок зачислен в обычный класс (список) и основное обучение ребенка происходит в этом классе, а темы и навыки, представляющие для ребенка наибольшие трудности – отрабатываются отдельно

Создание «доступной» среды обустройство пандусами, специальными поручнями и т

Создание «доступной» среды обустройство пандусами, специальными поручнями и т

Создание «доступной» среды
обустройство пандусами, специальными поручнями и т.д.,
обеспеченность техническими средствами,
специальными оборудованием, приборами и инструментами,
учебниками и учебными пособиями,
специальными компьютерными программами

система специальной подготовки педагогов для работы с разными категориями детей с ОВЗ:
чему и как учить,
как оценивать достижения,
какие достижения более значимы (социальные («жизненные») или академические)
деятельность ППк :
определение условий и форм инклюзии,
обеспечение и анализ результатов психолого-педагогического сопровождения

Содержательная сторона обучения

Условия для получения качественного образования в инклюзивном пространстве

ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников

ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников

учет психосоматического состояния здоровья детей;
учет особенностей познавательной деятельности детей;
осуществление психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля;
понимание, как осуществлять обучение детей с разными образовательными потребностями в инклюзивном пространстве;
установление положительного психологического климата в классе;
установление тесных взаимосвязей между педагогом, ребёнком, родителями, специалистами службы сопровождения, заинтересованных в положительных результатах совместного обучения детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников.

Условия организации инклюзивной среды

Компетенции педагогических работников, реализующих инклюзивную практику

Компетенции педагогических работников, реализующих инклюзивную практику

Компетенции педагогических работников, реализующих инклюзивную практику

Владение методиками и технологиями
организации образовательного
и реабилитационного процесса

Знание основ коррекционной
педагогики и специальной психологии

Знание особенностей психофизического развития детей с ОВЗ

Требования к организации инклюзивной образовательной среды (пример: совместное обучение нормативно развивающихся детей и детей с задержкой психического развития) коррекционно-развивающая область в соответствии с

Требования к организации инклюзивной образовательной среды (пример: совместное обучение нормативно развивающихся детей и детей с задержкой психического развития) коррекционно-развивающая область в соответствии с

Требования к организации инклюзивной образовательной среды (пример: совместное обучение нормативно развивающихся детей и детей с задержкой психического развития)

коррекционно-развивающая область в соответствии с ФГОС НОО о с ОВЗ;
психологическая готовность нормативно развивающихся детей к совместному обучению с детьми с ОВЗ;
психологическая готовность обычных семей и семей, воспитывающих детей с ЗПР - к инклюзивному образованию.

уровень психофизического и речевого развития ребёнка с ЗПР, приближен к возрастной норме; 
возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормативно развивающихся детей сроки или в сроки АОП;
обучающиеся по АОП (вариант 7.1) изучают предметные области в соответствии с ФГОС НОО

Что мешает организации образовательного процесса? «Подводные камни» реализации инклюзивного образования 25% родителей школьников положительно относятся к появлению в их классе ребенка с ограниченными возможностями здоровья…

Что мешает организации образовательного процесса? «Подводные камни» реализации инклюзивного образования 25% родителей школьников положительно относятся к появлению в их классе ребенка с ограниченными возможностями здоровья…

Что мешает организации образовательного процесса?

«Подводные камни»  реализации инклюзивного образования

25% родителей школьников положительно относятся к появлению в их классе ребенка с ограниченными возможностями здоровья

59% считают, что информации о том, как общаться с такими детьми – недостаточно

21,93% утверждают, что школа готова, но нет специалистов и зоны сенсорной разгрузки,

16,61% напротив считают что школа готова, так как в штате есть специалисты,

10,96% ответили, что их школа реализует программу инклюзивного образования в течение нескольких лет.

Отсутствие специальной подготовки педагогов  образовательной организации,

Незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии

Невысокие представления об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для детей с ОВЗ

История педагога инклюзивного класса

История педагога инклюзивного класса

История педагога инклюзивного класса..

…в нашей школе учатся дети с нарушениями зрения.
Я поняла – трудность оказания помощи таким детям – понимание того, что взрослый, не имеющий таких проблем, не осознает степени ограничения зрительных возможностей своего ученика…В отличие от слепого ребёнка слабовидящий в разных видах деятельности активно использует зрение, а наличие у ребёнка очков создает у педагога иллюзию того, что ребёнок видит так же, как и нормально видящий. …
Учитель должен иметь представление о том, что слабовидящие дети относительно своих зрительных возможностей существенно различаются друг от друга…
Должен знать, что основными определяющими факторами являются: острота зрения, границы поля зрения, возможности пространственного зрения, восприятие объектов при разной освещенности..
А еще - комплекс зрительной гимнастики по снятию зрительного напряжения; допустимые физические упражнения и виды нагрузки; специализированные технические средства (в том числе тифлотехнические) индивидуального пользования….

ПМПК); слышала, что ему подойдет ресурсный класс, как вариант инклюзии

ПМПК); слышала, что ему подойдет ресурсный класс, как вариант инклюзии

«моему ребенку предложено обучение по программе 8.3 (заключение ПМПК); слышала, что ему подойдет ресурсный класс, как вариант инклюзии.
Он же будет находиться в классе со всеми детьми?»

Из практик типичных коммуникаций
(родитель – педагог):

Родитель

История педагога инклюзивного класса

История педагога инклюзивного класса

История педагога инклюзивного класса..

У меня в классе ребенок с расстройствами аутистического спектра, которому в заключении ПМПК предложен
вариант АОП 8.3.
Да, я знала, что условия включения ребенка с РАС в инклюзивный класс это всегда:
- согласованная работа учителя и тьютора;
- совместная предварительная подготовка к уроку (разноуровневые задания, бланки, адаптация любого учебного материала);
- использование системы альтернативной коммуникации - карточки PECS, она дает инструмент ребенку, чтобы быть понятым;
-и, да, объяснение новой темы ребенку с РАС осуществляется только индивидуально;
-и при включении ребенка с РАС в класс – ему даются задания на уже пройденную тему.
И каждый раз, когда я готовлюсь к уроку, я
подбираю материал, опираясь на сильные стороны ученика.

Электронные ресурсы 1.Научно-методический журнал - «Альманах

Электронные ресурсы 1.Научно-методический журнал - «Альманах

Электронные
ресурсы

1.Научно-методический журнал - «Альманах Института коррекционной педагогики» (https://alldef.ru/ru/about-journal/)
2.Методы работы с детьми РАС // Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (https://autism-frc.ru/education/interventions/workingmethods)
3.Интерактивный конструктор индивидуальной программы коррекционной работы для дошкольников со сложными сенсорными нарушениями//«Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (https://ikp-rao.ru/interaktivnyj-konstruktor-individualnoj-programmy-korrekcionnoj-raboty-dlya-doshkolnikov-so-slozhnymi-sensornymi-narusheniyami/)
4.Вопросы комплексной помощи детям с нарушениями зрения // ФРЦ По развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения.// https://frc-blind.ru/meropriyatiya-frts

Литература Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях

Литература Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях

Литература

Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях. Серия «Инклюзивное образование». М.:МГППУ, 2012
Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. Серия «Инклюзивное образование». М.:МГППУ, 2012
Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях. Серия «Инклюзивное образование». М.:МГППУ, 2012
Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с РАС //аутизм и нарушения развития.2017 №1
Афанасьева Ю.А., Ерёмина А.А., Моргачёва Е.Н. Возможности адаптации общеобразовательного материала для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.:РУДН, 2008.
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ.- М.: Владос, 2011.
Специальная педагогика. В 3-х томах. Под ред. Н.М.Назаровой. Том 2. Общие основы специальной педагогики. М.:Академия, 2008.
Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы (коллективная монография) / под ред. Н.М.Назаровой, Т.Г.Богдановой. М.:МГПУ, 2013.
Специальная психология/ под ред. В.И. Лубовского. М.:Академия, 2011
Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб, 2014

Медиа Ссылка на видео https://youtu

Медиа Ссылка на видео https://youtu

Медиа

Ссылка на видео https://youtu.be/kWARSyLpntc
Алехина Светлана Владимировна
Кандидат психологических наук,
проректор по инклюзивному образованию,
директор, Институт проблем инклюзивного образования,
ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2023