Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей
Оценка 4.9
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
16.02.2018
Инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей строится, развивается на «педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Именно дополнительное образование детей имеет немаловажное значение для создания более справедливых условий для жизненного старта ребенка, так как всегда обладало и обладает немалым потенциалом для развития творческих способностей детей, их жизненной устойчивости, позитивной самооценки. Сфера дополнительного образования детей, располагающая богатым творческим, методическим, кадровым потенциалом, успешно реализует программы социальной интеграции детей с особенностями в развитии..
инклюзивный потенциал допобр-я.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Инклюзивный потенциал
дополнительного образования детей.
Материалы подготовлены
Пидгаецкой Светланой Ивановной,
педагогом дополнительного образования
МБОУ ДО ЦДТ с.Ловозеро
2014г.
«…Я часто думал о том, что значит «быть добрым»?
Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает
воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что
чувствует другой.»
Януш Корчак «Правила жизни»
Одной из актуальных социальноэкономических и демографических
проблем современного российского социума является включение детей с
ограниченными возможностями в общество. Образование детей с
ограниченными возможностями здоровья и развития относится к числу
проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения.
Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами,
сложившимися в современной России, и прежде всего объективными
сложностями социального функционирования и вхождения ребенка в
общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую,
психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться
в разной степени выраженности. Их преодолению способствуют процессы
реабилитации и социального воспитания, которые заняли подобающее место в
системе коррекционной педагогики лишь в конце XIX века.
Для теории инклюзивности современного дополнительного образования детей
одним из оснований является теория свободной школы и свободного
воспитания К.Н. Вентцеля, одного из исследователей внешкольного
образования. Созданная К.Н. Венцелем «Декларация прав ребенка» является
прообразом современной парадигмы дополнительного образования детей: каждый ребенок имеет право на существование, на гарантированную
совокупность жизненных условий, на бесплатное воспитание и образование,
сообразное с его индивидуальностью, на выбор воспитателей, на свободу и
уважение.
Одним из способов реализации равенства возможностей является организация
деятельности образовательных учреждений дополнительного образования
детей, осуществляющих выбор форм обучения, реализуемых через
индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса в
зависимости от состояния здоровья и психического развития обучающихся.
Именно развитие инклюзивного потенциала современного дополнительного
образования детей содействует:
погружению «особого» ребенка в среду сверстников;
включению в совместную деятельность не только с ребятами, но и с
педагогом;
приобщению к общепринятым нормам и правилам общения и поведения;
раскрытию индивидуальных способностей, данных природой;
проявление творческой инициативы и самостоятельности;
определению своей значимости и ценности.
Сфера дополнительного образования детей, располагающая богатым
творческим, методическим, кадровым потенциалом, успешно реализует
программы социальной интеграции детей с особенностями в развитии.
Инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей
строится, развивается на «педагогической интуиции», поскольку
педагог не имеет диагностического, методического, психологического
инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями
предполагает создание условий, благоприятных для освоения ими способов преодоления разноуровневых барьеров, препятствий. Термин «препятствие»
(по Л.Н. Буйловой) в данном случае используется для обозначения смыслов
таких употребляемых в практике понятий, как помеха, трудность, задержка,
затруднение, преграда, остановка, проблема, деструктивные факторы,
негативные воздействия и т.д. Под препятствием понимается то, что отдаляет
или отделяет личность от достижения желаемого результата.
Инклюзивный потенциал дополнительного образования детей ценен тем,
что:
приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между
людьми, вместо того чтобы пытаться их изменить;
поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если
им оказывать необходимую помощь;
показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и
исправления требуют не они, а подход к обучению;
предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия,
равенства, сотрудничества;
расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более
гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных
программ, максимально эффективных для всех детей.
Проектируемая образовательная система дополнительного образования детей
с ограниченными возможностями здоровья имеет в основании современное
понимание детства как пространства и времени интенсивного
личностного развития ребенка в условиях реальной социальной
перспективы, открываемой перед ним отобранным в логике инновационных
концепций содержанием образования.
Дополнительные образовательные программы детей проектируются как
средство создания социальной среды обитания личности и ее
культурного развития в процессе образования.
Дополнительное образование детей имеет немаловажное значение в создании более
справедливых условий для жизненного старта ребенка, так как всегда
обладало и обладает немалым потенциалом для развития творческих
способностей детей, их жизненной устойчивости, позитивной самооценки.
В этой связи предполагается активное использование инклюзивного
потенциала дополнительного образования детей, содержание которого
изначально персонифицировано и имеет вариативную основу, так как
отбирается, структурируется и организуется с учетом интересов детей в
пространстве, не ограниченном образовательными стандартами. Цели и
результаты дополнительного образования детей определяются при участии
самих детей на основе сделанного ими выбора.
Дополнительное образование детей объективно существует в социуме,
характеристики которого непосредственно или опосредованно задают его
содержание, которое формируется в пространстве жизнедеятельности
человека как совокупность:
системы знаний о жизни как предмете познания;
опыта реализации человеком разных социальных ролей;
способов осуществления различных видов и типов деятельности;
опыта творческого подхода к решению новых проблем;
культурного контекста ценностного отношения человека к окружающему его
миру.
Дополнительное образование детей может иметь и по факту имеет
множество разных концепций. Допускаются различные схемы продвижения
ребенка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой
образовательной программы может начинаться с любого, достигнутого
ребенком, уровня готовности к восприятию предлагаемого учебного
материала. Приветствуется индивидуальный темп освоения образовательных
программ, в результате чего создается множество разных траекторий
образования детей.
Необходимо отметить, что дополнительное образование детей свободно от
ограничений, препятствующих реализации перечисленных принципов. Запрещено только то, что препятствует нормальному развитию детей. Не
допускаются дискриминация детей, их эксплуатация, насилие и жестокое
отношение, ограничение допуска к информации, сужение прав или их
игнорирование, ограничение возможностей получения образования по
программам любого уровня сложности, нанесение вреда здоровью в прямой
или опосредованной форме, включение в противоправные действия,
приобщение к личностно опасным и социально негативным видам
деятельности.
Разрешено все, что стимулирует нормальное развитие ребенка,
способствует его нравственному и профессиональному становлению,
формированию активной образовательной позиции, обеспечивает социально
позитивную идентификацию личности до достижения совершеннолетия.
Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей
Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей
Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей
Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей
Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей
Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.