"Инклюзия в моем образовательном учреждении: возможности и перспективы"
Оценка 4.7

"Инклюзия в моем образовательном учреждении: возможности и перспективы"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
психологическая работа
5 кл
07.12.2022
"Инклюзия в моем образовательном учреждении: возможности и перспективы"
реферат инклюзия.docx

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Александроневская средняя школа" Убинского района            Новосибирской области

 

 

Реферат по теме:

 ««Инклюзия в моем образовательном учреждении:

возможности и перспективы».

                       

 

 

 

 

 

Выполнила педагог-психолог

Петрова Анна Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.

      Актуальность данной темы  заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

 Проблема –  принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.

Цель реферата изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через реализацию детьми с ОВЗ своих способностей и  достижение успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе.

Задача реферата – показать важность решения данной проблемы  в современных условиях развития общества. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.

Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.

                                                                                                                                  Признание государством  ценности социальной и образовательной интеграции детей с  ОВЗ обусловливает необходимость создания для них  адекватного образовательного процесса именно  в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого инклюзивного образования.

Инклюзивное образование  – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей.  Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

 Основной критерий эффективности инклюзивного образования  – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида  образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных  особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического  статуса родителей, психических и физических возможностей.

К основным элементам инклюзии можно отнести:

-включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;

-количество детей с различными возможностями, обучающихся в школе, находится в естественной пропорции в отношении всей детской популяции этого округа в целом;

-отсутствие «сортировки»  детей, обучение в смешанных группах;

    - дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту;

-ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;

-эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения.

 

Принципы построения инклюзивной образовательной среды в общеобразовательном  пространстве учреждения образования.       

 Среди принципов построения инклюзивного образовательного пространства основными, на мой взгляд, выступают:                                                                                                                      Раннее включение в инклюзивную среду. Это обеспечивает возможность абилитации, то есть первоначального формирования способностей к социальному взаимодействию.                                                                                                                           Коррекционная помощь. Ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, важно их «включить», опираться на них в построении образовательно-воспитательного процесса. Ребенок, как правило, быстро адаптируется к социальной среде, однако, он требует организации поддерживающего пространства и специального сопровождения (что также выступает в качестве условий, учитывающих его особые потребности). 

Индивидуальная направленность образования. Ребенок с нарушениями может осваивать общую для всех образовательную программу, что является важным условием его включения в жизнедеятельность детского коллектива. При необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от особенностей глубины дефекта . Маршрут должен быть гибким, ориентироваться на зону ближайшего развития, предусматривать формирование речевых умений, основных видов познавательной деятельности соответственно возрасту, развитие социальных умений.                                                                                                                          Командный способ работы. Специалистам, педагогам, родителям необходимо работать в тесной взаимосвязи (по командному принципу), что предполагает совместное построение целей и задач деятельности в отношении каждого ребенка, совместное обсуждение особенностей ребенка, его возможностей, процесса его движения в развитии и освоении социально- педагогического пространства.                                                                                Активность родителей, их ответственность за результаты развития ребенка. Родители являются полноправными членами команды, поэтому им должна быть предоставлена возможность принимать активное участие в обсуждении педагогического процесса, его динамики и коррекции.  Приоритет социализации как процесса и результата инклюзии.                                                                                                                                     Главным целевым компонентом в работе является формирование социальных умений ребенка, освоение им опыта социальных отношений. Ребенок должен научиться принимать активное участие во всех видах деятельности детей, не бояться проявлять себя, высказывать свое мнение, найти себе друзей; развивая межличностные отношения, научить других детей принимать себя таким, какой есть. А это, в свою очередь, возможно при достаточном уровне личностного и познавательного развития ребенка.                                         Развитие позитивных межличностных отношений не является спонтанным процессом, это также выступает предметом специальной работы педагогов. Одной из системообразующих характеристик эффективной образовательной среды выступает ее безопасность (физическая и психологическая). Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия (Баева И. А., Лактионова Е. Б.). В контексте проблемы построения и функционирования инклюзивной образовательной среды указанный аспект требует специальной разработки и обоснования.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.   Обучение ребенка с ОВЗ может организовываться по адаптированной основной образовательной программе, реализуемой в образовательной организации или классе для детей с нарушениями слуха, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра и др.  Для того, чтобы организовать  инклюзивное образовательное пространство для детей с ОВЗ,  необходимо знать их психологические особенности.              

В моей организации 2 ребенка с ОВЗ (умственная отсталость)  и 1 ребенок с ЗПР , также есть ребенок с гиперреактивностью.

Умственно отсталые дети.

 Умственная отсталость (олигофрения) – стойкое нарушение и недостаточность психического развития, обусловленное прежде всего патологией развития интеллектуальной деятельности на фоне органических нарушений центральной нервной системы. Данное заболевание представляет собой следствие самых разных форм патологий психической деятельности человека, связанных с генетическими, интоксикационными или органическими повреждениями мозга. При этом олигофрения ,                   представляющая собой врожденный психический дефект, отличается от     приобретенного слабоумия. Клинической картине умственной отсталости свойственно не только общая психическая неполноценность, но и различные соматические и неврологические проявления, которые являются своеобразным показателем неправильного развития всего организма.

                           Дети с задержкой психического развития.

ЗПР - обратимое замедление темпа психического развития, обнаруживаемое при поступлении в школу. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемой интеллектуальной деятельностью. Ребенок с ЗПР отличается от олигофрена сообразительностью в пределах имеющихся знаний. Дети с задержкой психического развития относятся к аномалии, имеющей более благоприятное будущее, чем другие дети с проблемами в развитии. Возможная «обратимость» возникших нарушений в случае проведения соответствующих коррекционных мероприятий предопределяет временный характер трудностей.

Особую категорию представляют собой дети с синдромом ДВГ (синдром дефицита внимания и гиперреактивности), которые в силу определенных нарушений испытывают огромные трудности в плане социального приспособления с раннего возраста. Проблемы коммуникативного поведения, высокая возбудимость и гиперактивность детей требуют повышенного внимания и напряжения.

Плюсы и минусы инклюзивного образования.

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения и воспитания детей с особыми потребностями в обычных школьных организациях вместе со сверстниками. Поскольку для нас это дело новое, возникает масса вопросов, особенно в период введения такого обучения: Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению и воспитанию в обычной школе? Какие проблемы у него возникнут? Готовы ли школьные образовательные организации к воспитанию таких детей? Кому все же необходимо специальное образование, и в чем его плюсы? Во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья. Их число значительно и продолжает расти.                                                                           Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, детских садов, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.                                                                                      Плюсы:                                                                                                                                           Создание в организациях образования специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.                                                                   Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей - данной образовательной организации.                                                                              Подготовка детского, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.                                                                               Формирование в группе навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.                                                                                  

 Минусы:                                                                                                                  Несоответствие учебных планов и содержания обучения, особым образовательным потребностям ребенка.                                                                                                           Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.                                                                                                                           Отсутствие у педагогов представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.                                                                                              Недостаточное материально-техническое оснащение дошкольных организаций под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, и т.д.).                                                                                                                                Отсутствие в штатном расписании дошкольных организаций дополнительных педагогических ставок (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

В школе я педагог-психолог и классный руководитель ребенка с ОВЗ, который обучается индивидуально. С ним проводятся уроки по предметам и занятия с психологом и социальным педагогам. На перемене ребенок контактирует с другими детьми, но не вех воспринимает в основном начальные классы, старшеклассников не воспринимает убегает. Родители ребенка всегда с нами на связи. На занятиях мама ребенка присутствует, но не в классе. С родителями проводится работа.

Ребенок с ОВЗ и ЗПР обучаются со своими сверстниками, но по отдельным программам. Также у них есть дополнительные коррекционные  занятия с психологом. С родителями детей проводится работа. Сверстники принимают их адекватно, помогают друг другу.

Основному общему образованию ребенка с легкими нарушениями развития должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования, что является необходимой предпосылкой оптимального образования в школьном возрасте. Выделяется пропедевтический период в образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами.


Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:
1. Алёхина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья childpsy.ru / Библиотека / Статьи.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. 07.03.2018).
3. Лошакова, И.И. Ярская-Смирнова, Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. –Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. – С. 15-21.
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1897. 


 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Александроневская средняя школа"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Александроневская средняя школа"

Актуальность данной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования

Актуальность данной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с

Коррекционная помощь . Ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, важно их «включить», опираться на них в построении образовательно-воспитательного процесса

Коррекционная помощь . Ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, важно их «включить», опираться на них в построении образовательно-воспитательного процесса

Баева И. А., Лактионова Е. Б.)

Баева И. А., Лактионова Е. Б.)

Дети с задержкой психического развития относятся к аномалии, имеющей более благоприятное будущее, чем другие дети с проблемами в развитии

Дети с задержкой психического развития относятся к аномалии, имеющей более благоприятное будущее, чем другие дети с проблемами в развитии

Формирование в группе навыков толерантности, т

Формирование в группе навыков толерантности, т

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2022