Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания
Оценка 4.7

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания

Оценка 4.7
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
12.08.2018
Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания
Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить детей нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современно политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лице его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.
Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания.docx
Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания  Самооценка   относится   к   наиболее   устойчивым   психологическим характеристикам   человеческой   личности.   Ее   трудно   изменить.   Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от   обстоятельств   жизни.   Наибольшее   влияние   на   самооценку   индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному   сравнению   себя   с   другими   людьми.   Чтобы   научиться преодолевать себя, необходимо: ­ бросить смелый и трезвый взгляд внутрь себя; ­   изучить   свой   характер,   темперамент   и   ряд   других   психологических свойств, особенно тех, которые важны для взаимодействия с другими людьми; ­   постоянно   копаться   в   себе,   выискивать   «психологический   мусор», стараясь либо выбросить его (волевое преодоление), либо упрятать за фасад (формирование своего положительного имиджа). Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой;   чего   ждут   от   меня   другие;   в   чем   совпадают   и   расходятся   наши интересы.  Поэтому, проведя самооценку, педагог видит, что он удовлетворен или неудовлетворен своей деятельностью, если неудовлетворен, то следует искать новые пути и подходы, т.е. обратить внимание на инновации. Что же такое «Инновационная деятельность»? Практически   все   педагоги   видят   в   данном   понятии   две   основные составляющие: это что­то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена   достаточно   верно.   В   современном   понимании   инновация   ­   это «проявление   новых   форм   или   элементов   чего­либо,   а   также   вновь образовавшаяся  форма, элемент». Синонимом инновации является  понятие «новшество». В   педагогике   понятие   «инновационная   деятельность»   рассматривается несколько   глубже   и   имеет   широкий   смысловой   диапазон.   Это целенаправленная   педагогическая   деятельность,   основанная   на   осмыслении собственного   педагогического   опыта   при   помощи   сравнения   и   изучения образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения   нового   знания,   внедрения   новой   педагогической   практики,   это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Несмотря   на   различные   трактовки   понятия,   главным   показателем инновации   является   прогрессивное   начало   в   развитии   образовательного учреждения   по   сравнению   со   сложившимися   традициями   и   массовой практикой. Основные признаки инновационной деятельности педагога. Инновационная   деятельность   и   ее   процесс   во   многом   зависят   от инновационного   потенциала   педагога.   Поэтому   есть   необходимость рассмотреть эту категорию. Инновационный   потенциал   личности   связывают   со   следующими основными параметрами: ­   творческая   способность   генерировать   и   продуцировать   новые представления   и   идеи,   а   главное   ­   проектировать   и   моделировать   их   в практических формах; ­ открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления; ­ культурно­эстетическая развитость и образованность; ­ готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов; ­   развитое   инновационное   сознание   (ценность   инновационной деятельности   в   сравнении   с   традиционной,   инновационные   потребности, мотивация инновационного поведения).     для     сформированность Под   готовностью   педагога   к   инновационной   деятельности   принято понимать этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и  специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми   методами   обучения,   умение   разрабатывать   проекты,   умение анализировать и выявлять причины недостатков). необходимых Инновационная   деятельность   педагога   имеет   свою   специфику.   Она предполагает   наличие   определенной   степени   свободы   действий   у соответствующих   субъектов.   В   силу   специфики   новаторской,   поисковой работы   она   осуществляется   за   пределами   существующего   опыта   и   лишь частично   может   регулироваться   и   контролироваться   действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять педагогу, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач, он не предпримет действий, способных в дальнейшем   нанести   ущерб   интересам   общества.   Следовательно,   свобода творчества   должна   сопрягаться   с   высочайшей   личной   ответственностью субъекта инновационного поиска. Необходимым   условием   успешной   реализации   инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти   на   определенный   риск,   успешно   разрешать   конфликтные   ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать барьеры.  Существует   множество   форм   и   методов   по   профилактике эмоционального   выгорания   педагогов,   но   одним   из   самых   важных обстоятельств является самосовершенствование.  Следует учесть, что инновационные подходы необходимо использовать не   только   при   планировании   профессиональной   деятельности,   но   и   при проведении самооценки и саморегуляции. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ Так, чтобы избежать синдрома эмоционального и профессионального  ВЫГОРАНИЕМ выгорания следует: 1. Забота о себе и снижение уровня стресса: —   стремиться   к   равновесию   и   гармонии,   здоровому   образу   жизни, удовлетворению потребности в общении; — уметь отвлекаться от переживаний, связанных с работой. 2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности: — стремиться находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах; — стремиться бороться со своими негативными убеждениями; — принимать активное участие в деятельности сообществ. 3. Повышение уровня профессионального мастерства.  ­ повышать уровень профессионального мастерства; ­ работать с супервизором. Для этого можно выполнять следующие упражнения: Упражнение 1. «Стратегии самопомощи» 1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?» Первый список может выглядеть так:      1) играю со своими детьми 2) читаю, лежа на диване 3) работаю в саду 4) встречаюсь с друзьями 5) смотрю телевизор Второй список может выглядеть так: 1) играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и счастье 2) работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы 3)   встречаюсь   с   друзьями,   стараясь   оценить   роскошь   человеческого общения и т.д. 2.   Попробуйте   найти   смысл,   наполнить   значимостью   записанные   вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям. Упражнение 2. «Обещание самому себе» 1. Запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из трех областей: профессиональной, организационной и личной. 2. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца. 3.   В   каждом   разделе   подчеркните   тот   пункт,   который   вы   можете попробовать выполнить уже на следующей неделе. Ваш лист может выглядеть примерно так: Личная сфера 1. Взять отпуск 2. Делать зарядку* 3. Встретиться с близкой подругой* Профессиональная сфера 1. Договориться о супервизии* 2. Брать перерыв после работы с трудным клиентом 3. Прогуливаться в конце рабочего дня* Организационная сфера 1.   Провести   дискуссию   с   коллегами   по   теме   профессионального сгорания* 2. Устроить вечеринку сотрудников* 3. Собраться для обсуждения Упражнение   3.   «Оценка   личного   плана   работы   по   предупреждению профессионального выгорания» Просмотрите лист своих планов и попробуйте ответить на следующие вопросы: 1. Эта деятельность помогает мне уйти от мыслей о работе? 2. Могу ли я придать этой деятельности некий новый смысл? 3.   Может   ли   эта   деятельность   дать   мне   ощущение   связи   с   чем­то большим, чем «я», или осознание новых аспектов жизни? 4. Что будет, если я попробую осуществлять эту деятельность с полным осознанием,   то   есть   максимально   полно   осознавая   свои   мысли,   чувства, телесные ощущения? ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Помогают   осмыслить   и   интегрировать   все   ресурсы   человека, необходимые   для   эффективной   профессиональной   деятельности,   а   также выйти за пределы личностных пристрастий и рассмотреть свою деятельность как   служение   своим   идеалам   и   ценностям   технологии   моделирования профессиональной деятельности. В данных технологиях анализируются: Окружение.  Какие   люди   и   вещи,   где   и   когда   окружают   вас   при достижении вами своей цели?  Поведение. Что вы делаете в данном окружении для достижения цели Способности. Какие   способности   поддерживают   эти   виды поведения? Убеждение и ценности.  Почему   важно   использовать   именно   эти способности,   осуществлять   именно   такое   поведение   в   рамках   достижения вашей цели?   Идентичность. Кто вы такой, поддерживающий именно эти ценности и   убеждения,   чем   вы   отличаетесь   от   других   людей   в   данном   окружении? Используйте метафору для своего личностного своеобразия.   Миссия. Представьте,   как   можно   более   детально   образ   себя   в будущем, полностью реализовавшего свои цели. Всмотритесь, вслушайтесь, почувствуйте себя в этом опыте. Ощутите себя обладающим всеми ресурсами, необходимыми для успешной реализации цели. Создайте метафору миссии. ОСВАИВАЕМ САМОРЕГУЛЯЦИЮ Саморегуляция   —   это   управление   своим   психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с   помощью   слов,   мысленных   образов,   управления   мышечным   тонусом   и дыханием. Определим способы саморегуляции: — смех, улыбка, юмор; — размышления о хорошем, приятном; — различные движения типа потягивания, расслабления мышц; — рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; —   мысленное   обращение   к   высшим   силам   (Богу,   Вселенной,   великой идее); — «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; — прогулка на свежем воздухе; — чтение стихов; — высказывание похвалы, комплиментов кому­либо просто так. Это способствует достижению следующего эффекта: Эффекты саморегуляции: — эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности), — эффект восстановления (ослабление проявлений утомления), —   эффект   активизации   (повышение   психофизиологической реактивности). Чтобы   определить   эффективные   приемы   саморегуляции   необходимо ответить на следующие вопросы: ­ Что помогает вам поднять настроение, переключиться? ­ Что вы можете использовать из вышеперечисленных способов? ­ Составьте перечень этих способов, добавив свои. ­ Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность или усталость.

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания

Инновационная деятельность как условие предотвращения профессионального выгорания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2018