Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы

  • Лекции
  • docx
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современном словаре по педагогике мы найдем следующее определение: "Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности". Актуальность инновационного обучения состоит в соответствие концепции гуманизации образования. Основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению, включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи.статья
Иконка файла материала статья.docx
Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение  федерального государственного образовательного стандарта. Новый стандарт – высокая планка  качества школьного образования. Формируется новый подход, который направлен на развитие  способностей каждого ребёнка, готовности его к жизни в современном обществе. В  профессиональной жизни педагогов уже утвердилось понятие «инновации». В современном  словаре по педагогике мы найдем следующее определение: "Педагогическая инновация ­  нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и  воспитания, имеющие целью повышение их эффективности". Актуальность инновационного  обучения состоит в соответствие концепции гуманизации образования. Основными целями  инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных,  лингвистических и творческих способностей учащихся. Данными целями определяются и задачи  инновационного обучения: оптимизация учебно­воспитательного процесса; создание обстановки  сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к  обучению, включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и  способов его подачи. Так что же такое инновационный урок? Инновационный урок­это динамичная, вариативная модель организации обучения учащихся за определённый период времени. Учитель стремится к  прогрессу, стремится по­новому изменить свою деятельность. Именно этот процесс является  инновацией. Инновационная деятельность учителя связана с применением новых технологий  педагогической науки и практики в образовательном процессе. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие  критического мышления, дифференцированный подход к обучению, игровые технологии, создание ситуации успеха на уроке и другие. Без процесса информатизации и коммуникативных технологий  сейчас невозможно представить современный урок. Использование ИКТ технологий позволяют  расширить возможности учебной информации, активно вовлечь учащихся в учебный процесс,  качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, приобщить их к достижениям  информационного поля. Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с  использованием ИКТ. Одним из современных инновационных подходов является и проблемное обучение, поскольку оно  направлено на включение ученика в поисковую, творческую деятельность и предполагает  использование активных методов обучения. Проблемное обучение обостряет внимание, развивает  творческое воображение, сообразительность и является актуальным в условиях введения новых  образовательных стандартов. Отличительной особенностью нового стандарта является его  деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках  большое внимание должно уделяться развитию видов деятельности учащихся проектных и  исследовательских работ. Проектная технология делает учебный предмет творческим и  целенаправленным, а учащиеся учатся подходить к знаниям ответственно и целеустремлённо. Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с  этим используется такая форма урока, как исследование. В самом названии «урок ­  исследование» просматривается основная задача ­ исследование языкового материала на основе  текстов. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах,  в парах и т.д. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем  организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология их обсуждения в  коллективе. Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания  окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель  исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их  представлений о мире. Успех в учении ­ единственный источник внутренних сил ребенка,  рождающий положительную мотивацию. Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого  ученика? Ситуация успеха – э т о целенаправленное, организованное сочетание условий, при  котором создается возможность достичь значительных результатов в учебной деятельности. Это  результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Только положительная мотивация  даёт энергию для преодоления трудностей школьника. На фоне этого состояния могутформироваться устойчивые чувства удовлетворения. При использовании инновационных  технологий в обучении русскому языку и литературе успешно могут применяться следующие приемы: ассоциативный ряд, опорный конспект, ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления), мозговая атака, групповая дискуссия, кластеры,  синквейн, «продвинутая лекция», эссе, ключевые термины, перепутанные логические  цепочки, дидактическая игра, лингвистические карты, работа с тестами. Большое значение  для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы  домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и  навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить  самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Итак, в основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика. Именно  этой цели ­ воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться  самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Каждый учитель  должен стать новатором, успешным, как и его учащиеся. Ведь именно инновационный подход к  обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы н а п р а в и т ь з н а н и я н а р а з  в и т и е с п о с о б н о с т и у ч е н и к а к самосовершенствованию, самостоятельному поиску  решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Использованная литература 1. Бахмутский А.Е. «Школьные технологии» М., 2014 г. 2. Кзензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии» М., 2010 г. 3. Перова Т.Ю. Жанры проблемного монолога на современном уроке: монография/ Т.Ю.Перова,  О.В.Гордеева ­ Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК,2014г. 4. Тростенцова Л.А. «Урок русского языка на современном этапе» М., 2008г. 5. Унт И.  Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 2013 г