В современном словаре по педагогике мы найдем следующее определение: "Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности". Актуальность инновационного обучения состоит в соответствие концепции гуманизации образования. Основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению, включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи.статья
Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение
федерального государственного образовательного стандарта. Новый стандарт – высокая планка
качества школьного образования. Формируется новый подход, который направлен на развитие
способностей каждого ребёнка, готовности его к жизни в современном обществе. В
профессиональной жизни педагогов уже утвердилось понятие «инновации». В современном
словаре по педагогике мы найдем следующее определение: "Педагогическая инновация
нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и
воспитания, имеющие целью повышение их эффективности". Актуальность инновационного
обучения состоит в соответствие концепции гуманизации образования. Основными целями
инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных,
лингвистических и творческих способностей учащихся. Данными целями определяются и задачи
инновационного обучения: оптимизация учебновоспитательного процесса; создание обстановки
сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к
обучению, включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и
способов его подачи.
Так что же такое инновационный урок? Инновационный урокэто динамичная, вариативная модель
организации обучения учащихся за определённый период времени. Учитель стремится к
прогрессу, стремится поновому изменить свою деятельность. Именно этот процесс является
инновацией. Инновационная деятельность учителя связана с применением новых технологий
педагогической науки и практики в образовательном процессе. В основе инновационного обучения
лежат следующие технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие
критического мышления, дифференцированный подход к обучению, игровые технологии, создание
ситуации успеха на уроке и другие. Без процесса информатизации и коммуникативных технологий
сейчас невозможно представить современный урок. Использование ИКТ технологий позволяют
расширить возможности учебной информации, активно вовлечь учащихся в учебный процесс,
качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, приобщить их к достижениям
информационного поля. Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с
использованием ИКТ.
Одним из современных инновационных подходов является и проблемное обучение, поскольку оно
направлено на включение ученика в поисковую, творческую деятельность и предполагает
использование активных методов обучения. Проблемное обучение обостряет внимание, развивает
творческое воображение, сообразительность и является актуальным в условиях введения новых
образовательных стандартов. Отличительной особенностью нового стандарта является его
деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках
большое внимание должно уделяться развитию видов деятельности учащихся проектных и
исследовательских работ. Проектная технология делает учебный предмет творческим и
целенаправленным, а учащиеся учатся подходить к знаниям ответственно и целеустремлённо.
Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с
этим используется такая форма урока, как исследование. В самом названии «урок
исследование» просматривается основная задача исследование языкового материала на основе
текстов. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах,
в парах и т.д. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем
организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология их обсуждения в
коллективе. Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания
окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель
исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их
представлений о мире. Успех в учении единственный источник внутренних сил ребенка,
рождающий положительную мотивацию. Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого
ученика? Ситуация успеха – э т о целенаправленное, организованное сочетание условий, при
котором создается возможность достичь значительных результатов в учебной деятельности. Это
результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Только положительная мотивация
даёт энергию для преодоления трудностей школьника. На фоне этого состояния могутформироваться устойчивые чувства удовлетворения. При использовании инновационных
технологий в обучении русскому языку и литературе успешно могут применяться следующие
приемы: ассоциативный ряд, опорный конспект, ИНСЕРТ (интерактивная система записи для
эффективного чтения и размышления), мозговая атака, групповая дискуссия, кластеры,
синквейн, «продвинутая лекция», эссе, ключевые термины, перепутанные логические
цепочки, дидактическая игра, лингвистические карты, работа с тестами. Большое значение
для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы
домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и
навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить
самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Итак, в основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика. Именно
этой цели воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться
самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Каждый учитель
должен стать новатором, успешным, как и его учащиеся. Ведь именно инновационный подход к
обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы н а п р а в и т ь з н а н и я н а р а з
в и т и е с п о с о б н о с т и у ч е н и к а к самосовершенствованию, самостоятельному поиску
решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Использованная литература
1. Бахмутский А.Е. «Школьные технологии» М., 2014 г.
2. Кзензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии» М., 2010 г.
3. Перова Т.Ю. Жанры проблемного монолога на современном уроке: монография/ Т.Ю.Перова,
О.В.Гордеева Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК,2014г.
4. Тростенцова Л.А. «Урок русского языка на современном этапе» М., 2008г. 5. Унт И.
Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 2013 г