Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
администрации +1
Взрослым
09.11.2018
На современном этапе развития школа как никогда жизненно заинтересована в организации инновационной, опытно-экспериментальной работы на современном уровне для обеспечения собственных конкурентных преимуществ. Понимание необходимости изменения системы образования привело на практике к неизбежности включения нашего учреждения в инновационные процессы, освоения конкретного новшества.Инновации пришли в школу с введением нового закона «Об образовании» №273-ФЗ, который позиционирует общее образование как место воспитания в человеке члена современного информационного обществаИнновации пришли в школу с введением нового закона «Об образовании» №273-ФЗ, который позиционирует общее образование как место воспитания в человеке члена современного информационного общества. Поэтому на первое место вышли информационно-коммуникационные технологии, без которых не обходится сегодня ни один урок в любой школе.
Кроме требований Министерства просвещения, есть ещё ряд факторов, определяющих потребности образования в инновациях:
Инновации.docx
Инновационная деятельность в образовательной организации:
вчера и сегодня
Инновации пришли в школу с введением нового закона «Об образовании» №273ФЗ,
который позиционирует общее образование как место воспитания в человеке члена
современного информационного общества. Поэтому на первое место вышли
информационнокоммуникационные технологии, без которых не обходится сегодня ни
один урок в любой школе.
Кроме требований Министерства просвещения, есть ещё ряд факторов, определяющих
потребности образования в инновациях:
появление новых типов образовательных учреждений и повышение уровня
конкуренции;
пересмотр содержания, корректировка перечня изучаемых предметов;
необходимость освоения педагогами современных технологий;
переход к новому пониманию роли педагога, как помощника ученику в его развитии.
Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает
разработку и внедрение новшеств в различных областях деятельности человека или
вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда
изменений в этой сфере.
Инновации (англ. Innovation – нововведение) – внедрение новых форм, способов и умений в
сфере обучения, образования и науки.
Любое социальноэкономическое нововведение, пока оно еще не получило массового
распространения, можно считать инновациями.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности
человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научного поиска,
передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс
не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Словарь С.И. Ожегова даѐт следующее определение нового: новый – впервые созданный
или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый,
относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно
знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не
говорится о прогрессивности, об эффективности нового .
Инновации в образовании – это обеспечение инновационного характера общего
образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;
формирование инновационной культуры руководителей, учителей и обучающихся школы.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели,
содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной
деятельности учителя и учащегося. Об инновациях в образовательной системе заговорили с 80х годов XX века. Именно в это
время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, еѐ понятийное обеспечение
стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и
«педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и
введены в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в
содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их
эффективности.
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии
содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается
комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию
и распространению новшеств.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в
современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом
обстоятельств.
Вопервых, происходящие социальноэкономические преобразования обусловили
необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии
организации учебновоспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.
Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя
создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством
обновления образовательной политики .
Вовторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение
объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют
постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной
ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской
среде.
Втретьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и
применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания
учебновоспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном
выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов
педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в
основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает
все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным
направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится
анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их
успешной разработки и применения.
Вчетвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения,
создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают
реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на решение комплексной
проблемы, порождаемой несоответствием традиционных норм новым социальным
ожиданиям. Инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в
изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности,
результаты которой и выступают в качестве новации. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося
по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия,
самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого
нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных
способностей, используя новейшие достижения науки и практики.
Иными словами целью инновационной деятельности является получение инновационного
продукта. Применительно к образованию, инновационный продукт – это результат
деятельности образовательного учреждения, имеющий социальную значимость и
воплощающийся в реальную образовательную практику.
Сегодня инновации в школе – это не только примеры использования интерактивной доски и
электронного дневника. Наиболее серьёзные изменения претерпевают технологии
преподавания предметов школьной программы.
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
ОБУЧЕНИЯ, ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОСОБЕННОСТИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СПОСОБЫ ЕГО МОНИТОРИНГА.
Создание внутришкольной системы оценки качества образования требует разработки
новых критериев и методик, а потому – тоже относится к инновационной. Базовая единица
новаторской деятельности в образовании – урок, как основная форма организации
учебного процесса.
ИННОВАЦИИ В ЖИЗНИ ШКОЛЫ, ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НОВЫЕ ПОДХОДЫ К
ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, ФОРМЫ РАБОТЫ С
КЛАССОМ, ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЭТАПНОГО УСЛОЖНЕНИЯ ЗАДАНИЙ,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ.
Современный урок строится на основе системнодеятельностного подхода. Инновационные
технологии по ФГОС внедряются через урок, на котором:
мышление каждого ученика активно;
учитель помогает ученику формировать эмоциональное отношение к деятельности;
стимулируется познание;
происходит сознательное формирование универсальных учебных действий, как
способов взаимодействия ученика с информацией, с людьми, управления
собственным мышлением;
есть место для рефлексивного самообучения и самоконтроля учеников;
присутствуют самостоятельность, творчество;
оценивается уровень полноты усвоения знаний.
Особенностями управления инновационной деятельностью в образовании являются:
– гибкость структуры и управленческих действий, адекватных изменениям в самом
учреждении;
–совокупность управленческих воздействий, основанных на системе взаимодействия,
координации и кооперации;
– ориентация управления на сотрудничество и согласование с педагогами, учащимися,
родителями, социумом;
– использование проблемноориентированного анализа состояния и развития школьной
системы; – увеличение потенциала системы образования и создание условий для наиболее полной
реализации этих потенциалов.
Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к
использованию разнообразных технологий. Глубинные процессы, происходящие в системе
образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и
методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования.
Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью
которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь .
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к
жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации
учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование
должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы
решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и
форму существования человека .
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования
целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально
экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует
выделить необходимость повышения качества и доступности образования.
Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация
образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к
значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных
технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций,
дало возможность создать качественно новую информационнообразовательную среду как
основу для развития и совершенствования системы образования .
Использование информационнокоммуникационных технологий дает возможность
значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер
умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень
развития и внедрения информационнокоммуникационных технологий в производственную
деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно
коммуникационных технологий являются информационнотелекоммуникационные
системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой
информационные ресурсы и аппаратнопрограммные средства, обеспечивающие хранение,
обработку и передачу информации на расстояние.
Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных
технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и
проникается духом современного информационного общества. Без применения
информационнокоммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не
может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным
считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс
организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой
основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества
подготовки специалистов.
С развитием информационных технологий профессиональная деятельность преподавателя
выходит за рамки классноурочной системы и активизируется в сети Интернет. Она
представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие преподавателя на учащегося средствами Интернет. В современных условиях расширяются возможности для
самообразования, совершенствования профессиональных качеств самого преподавателя.
Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно
коммуникационной компетенции преподавателей. Умение применять ИКТ для решения
профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности
способствует реализации личностно ориентированной парадигмы образования.
Обязательность внедрения инноваций не делает каждую школу источником обновления
системы образования.
ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА – ТА, РАБОТА КОТОРОЙ СТРОИТСЯ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОРСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО И
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ.
Такой школе свойственно отличное собственное понимание аспектов образования: от целей
до технологий. Часто процессы внутри такой школы строятся на базе научно обоснованных
философских, социальнопсихологических или педагогических концепций. Результат
осмысления этих подходов – продуманная динамическая система взаимосвязей, инноваций
в образовательной и воспитательной работе.
ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА РАБОТАЕТ, СОГЛАСУЯСЬ С ИНТЕРЕСАМИ
ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫМ ЗАКАЗОМ И ИМЕЕТ ЧЁТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О
КРИТЕРИЯХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.
По мнению педагогов достоинства инновационных технологий заключаются в
следующем:
дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания
развивают самостоятельность в образовательной деятельности
создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов,
чувство уверенности преобладает
повышается коммуникативная культура
растет мотивация к дальнейшему образованию
повышается самооценка ученика
положительный валеологический аспект, снимается психологическое напряжение
ученика и учителя.
Инновационная деятельность дает учителю возможность:
развивать творческие способности и интеллект обучающихся
ориентироваться на способности, склонности, потребности, жизненные планы
ребёнка • наблюдать позитивные эффекты реализации инновационных программ (модель
образовательного процесса, обеспечивающая позитивные результаты введения ФГОС
и формирование развивающей образовательной среды в школе)
• повышать качество педагогической деятельности (организация урока, учебная
мотивация учащихся)
• осуществлять психологопедагогическое сопровождение образовательной
деятельности
• ориентировать деятельность на получение нового образовательного
результата
• устойчивости работы школы
В заключение следует отметить, что в современном мире признаком эффективности
общества и государства является переход его на инновационный тип развития с
использованием новых технологий и образовательных инноваций, направленных на
совершенствование содержания образования с формированием новаторских качеств
учащихся.
Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их
обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в
постиндустриальной экономике. Сфера образования существенно пересекается в
информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная
деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.
Список литературы
1. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л.Н.
Алексеева // Учитель. – 2004.– № 3. – С. 78.
2. Бычков, А.В. Инновационная культура / А. В. Бычков // Профильная школа. – 2005. –
№ 6. – С. 33,83.
3. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного
общества/ Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – № 3. – С. 79.
4. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2005. –
189 с.
5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М. :
Издво «Азь», 1992.
6. Селевко, Г.Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать
экспериментальной площадкой / Г.Я. Селевко // Народное образование. – 2005. – № 1. – С.
181.
7. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский
центр «Академия», 2002. – 576 с. 8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное
издание. М.: Издво УНЦ ДО, 2005. 222 c.
9. Вохмянина, С.М. По системе Марии Монтессори/ С.Н. Вохмянина // Педагогический
вестник. 2002. № 8 (299). с.7.
10. Назимов, С.С. Педагогические инновации в национальнорегиональном компоненте
содержания образования/ С.С. Назимов // Учитель. 2005. № 6. с.
11. По материалам Специализированного образовательного портала Инновации в
образовании [Электронный ресурс] // http://sinncom.ru
12. По материалам интернетжурнала "Эйдос" [Электронный ресурс] //
http://www.eidos.ru/journal
Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.
Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.
Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.
Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.
Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.
Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.
Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.