Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.
Оценка 4.6

Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
администрации +1
Взрослым
09.11.2018
Инновационная деятельность в образовательной организации:  вчера и сегодня.
На современном этапе развития школа как никогда жизненно заинтересована в организации инновационной, опытно-экспериментальной работы на современном уровне для обеспечения собственных конкурентных преимуществ. Понимание необходимости изменения системы образования привело на практике к неизбежности включения нашего учреждения в инновационные процессы, освоения конкретного новшества.Инновации пришли в школу с введением нового закона «Об образовании» №273-ФЗ, который позиционирует общее образование как место воспитания в человеке члена современного информационного обществаИнновации пришли в школу с введением нового закона «Об образовании» №273-ФЗ, который позиционирует общее образование как место воспитания в человеке члена современного информационного общества. Поэтому на первое место вышли информационно-коммуникационные технологии, без которых не обходится сегодня ни один урок в любой школе. Кроме требований Министерства просвещения, есть ещё ряд факторов, определяющих потребности образования в инновациях:
Инновации.docx
Инновационная деятельность в образовательной организации:  вчера и сегодня Инновации пришли в школу с введением нового закона «Об образовании» №273­ФЗ,  который позиционирует общее образование как место воспитания в человеке члена  современного информационного общества. Поэтому на первое место вышли  информационно­коммуникационные технологии, без которых не обходится сегодня ни  один урок в любой школе.  Кроме требований Министерства просвещения, есть ещё ряд факторов, определяющих  потребности образования в инновациях:      появление новых типов образовательных учреждений и повышение уровня  конкуренции;  пересмотр содержания, корректировка перечня изучаемых предметов;  необходимость освоения педагогами современных технологий; переход к новому пониманию роли педагога, как помощника ученику в его развитии. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает  разработку и внедрение новшеств в различных областях деятельности человека или  вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда  изменений в этой сфере. Инновации (англ. Innovation – нововведение) – внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. Любое социально­экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового  распространения, можно считать инновациями. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности  человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.  Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научного поиска,  передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Словарь С.И. Ожегова даѐт следующее определение нового: новый – впервые созданный  или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый,  относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно  знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не  говорится о прогрессивности, об эффективности нового . Инновации  в  образовании  –  это  обеспечение  инновационного  характера  общего   образования  в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;  формирование инновационной культуры руководителей, учителей и обучающихся школы. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели,  содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной  деятельности учителя и учащегося. Об инновациях в образовательной системе заговорили с 80­х годов XX  века. Именно в это  время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, еѐ понятийное обеспечение  стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и  «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и  введены в категориальный аппарат педагогики. Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в  содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их  эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии  содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается  комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию  и распространению новшеств. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в  современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом  обстоятельств. Во­первых, происходящие социально­экономические преобразования обусловили  необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии  организации учебно­воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.  Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством  обновления образовательной политики . Во­вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение  объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют  постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.  В данной  ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской  среде. В­третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и  применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания  учебно­воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном  выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов  педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в  основном к  использованию рекомендованных  сверху новшеств, то сейчас она приобретает  все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным  направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится  анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их  успешной разработки и применения. В­четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения,  создание новых типов учебных заведений, в том числе  и негосударственных, создают  реальную ситуацию их конкурентоспособности. Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на решение комплексной  проблемы, порождаемой несоответствием традиционных норм новым социальным  ожиданиям. Инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в  изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности,  результаты которой и выступают в качестве новации. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося  по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия,  самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого  нешаблонного мышления,  развитие детей за счет максимального раскрытия их природных  способностей, используя новейшие достижения науки и практики. Иными словами целью инновационной деятельности является получение инновационного  продукта. Применительно к образованию, инновационный продукт – это результат  деятельности образовательного учреждения, имеющий социальную значимость и  воплощающийся в реальную образовательную практику. Сегодня инновации в школе – это не только примеры использования интерактивной доски и электронного дневника. Наиболее серьёзные изменения претерпевают технологии  преподавания предметов школьной программы.  В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ  ОБУЧЕНИЯ, ЛИЧНОСТНО­ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОСОБЕННОСТИ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СПОСОБЫ ЕГО МОНИТОРИНГА.  Создание внутришкольной системы оценки качества образования требует разработки  новых критериев и методик, а потому – тоже относится к инновационной. Базовая единица  новаторской деятельности в образовании – урок, как основная форма организации  учебного процесса.  ИННОВАЦИИ В ЖИЗНИ ШКОЛЫ, ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НОВЫЕ ПОДХОДЫ К  ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, ФОРМЫ РАБОТЫ С  КЛАССОМ, ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЭТАПНОГО УСЛОЖНЕНИЯ ЗАДАНИЙ,  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ.  Современный урок строится на основе системно­деятельностного подхода. Инновационные технологии по ФГОС внедряются через урок, на котором:   мышление каждого ученика активно;  учитель помогает ученику формировать эмоциональное отношение к деятельности;  стимулируется познание;  происходит сознательное формирование универсальных учебных действий, как  способов взаимодействия ученика с информацией, с людьми, управления  собственным мышлением;  есть место для рефлексивного самообучения и самоконтроля учеников;  присутствуют самостоятельность, творчество; оценивается уровень полноты усвоения знаний.    Особенностями управления инновационной деятельностью в образовании являются: –   гибкость структуры и управленческих действий, адекватных изменениям в самом  учреждении; –совокупность управленческих воздействий, основанных на системе взаимодействия,  координации и кооперации; –     ориентация управления на сотрудничество и согласование с педагогами, учащимися,  родителями, социумом; –   использование проблемно­ориентированного анализа состояния и развития школьной  системы; –   увеличение потенциала системы образования и создание условий для наиболее полной  реализации этих потенциалов. Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к  использованию разнообразных технологий. Глубинные процессы, происходящие в системе  образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и  методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования.  Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью  которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь . Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к  жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации  учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование  должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы  решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и  форму существования человека . Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования  целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально­ экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует  выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация  образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к  значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных  технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций,  дало возможность создать качественно новую информационно­образовательную среду как  основу для развития и совершенствования системы образования . Использование информационно­коммуникационных технологий дает возможность  значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер  умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень  развития и внедрения информационно­коммуникационных технологий в производственную  деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно­ коммуникационных технологий являются информационно­телекоммуникационные  системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой  информационные ресурсы и аппаратно­программные средства, обеспечивающие хранение,  обработку и передачу информации на расстояние. Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных  технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и  проникается духом современного информационного общества. Без применения  информационно­коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не  может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным  считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс  организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой  основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества  подготовки специалистов. С развитием информационных технологий профессиональная деятельность преподавателя  выходит  за рамки классно­урочной системы и активизируется в сети Интернет. Она  представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие преподавателя на учащегося средствами Интернет. В современных условиях расширяются возможности для  самообразования, совершенствования профессиональных качеств самого преподавателя. Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно­  коммуникационной компетенции преподавателей. Умение применять ИКТ для решения  профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности  способствует реализации личностно­ ориентированной парадигмы образования. Обязательность внедрения инноваций не делает каждую школу источником обновления  системы образования.  ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА – ТА, РАБОТА КОТОРОЙ СТРОИТСЯ С  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОРСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО И  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ.  Такой школе свойственно отличное собственное понимание аспектов образования: от целей до технологий. Часто процессы внутри такой школы строятся на базе научно обоснованных философских, социально­психологических или педагогических концепций. Результат  осмысления этих подходов – продуманная динамическая система взаимосвязей, инноваций  в образовательной и воспитательной работе.  ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА РАБОТАЕТ, СОГЛАСУЯСЬ С ИНТЕРЕСАМИ  ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫМ ЗАКАЗОМ И ИМЕЕТ ЧЁТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О  КРИТЕРИЯХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. По мнению педагогов достоинства инновационных технологий заключаются в  следующем:        дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания развивают самостоятельность в образовательной деятельности создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов,  чувство уверенности преобладает повышается коммуникативная культура растет мотивация к дальнейшему образованию повышается самооценка ученика положительный валеологический аспект, снимается психологическое напряжение  ученика и учителя. Инновационная деятельность дает учителю возможность:   развивать  творческие способности и интеллект обучающихся ориентироваться на способности, склонности, потребности, жизненные планы  ребёнка •         наблюдать позитивные эффекты реализации инновационных программ (модель  образовательного процесса, обеспечивающая  позитивные результаты введения ФГОС  и формирование развивающей образовательной среды в школе)       •         повышать  качество педагогической деятельности (организация урока, учебная  мотивация учащихся)       •         осуществлять психолого­педагогическое сопровождение образовательной  деятельности       •         ориентировать деятельность  на получение нового образовательного  результата       •         устойчивости  работы школы В заключение следует отметить, что в современном мире признаком эффективности  общества и государства является переход его на инновационный тип развития с  использованием новых технологий и образовательных инноваций, направленных на  совершенствование содержания образования с формированием новаторских качеств  учащихся. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в  постиндустриальной экономике. Сфера образования существенно пересекается в  информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная  деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.   Список литературы 1.      Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л.Н.  Алексеева // Учитель. – 2004.– № 3. – С. 78. 2.      Бычков, А.В. Инновационная культура / А. В. Бычков // Профильная школа. – 2005. –  № 6. – С. 33,83. 3.      Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного  общества/ Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – № 3. – С. 79. 4.      Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2005. –  189 с. 5.      Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М. :  Изд­во «Азь», 1992. 6.      Селевко, Г.Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать  экспериментальной площадкой / Г.Я. Селевко // Народное образование. – 2005. – № 1. – С.  181. 7.      Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /  В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский  центр «Академия», 2002. – 576 с. 8.   Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное  издание. ­ М.: Изд­во УНЦ ДО, 2005. ­ 222 c. 9.  Вохмянина, С.М. По системе Марии Монтессори/ С.Н. Вохмянина // Педагогический  вестник. ­ 2002. ­ № 8 (299). ­ с.7. 10.  Назимов, С.С. Педагогические инновации в национально­региональном компоненте  содержания образования/ С.С. Назимов // Учитель. ­ 2005. ­ № 6. ­ с. 11. По материалам Специализированного образовательного портала Инновации в  образовании [Электронный ресурс] // http://sinncom.ru 12. По материалам интернет­журнала "Эйдос" [Электронный ресурс] //  http://www.eidos.ru/journal

Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.

Инновационная деятельность в образовательной организации:  вчера и сегодня.

Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.

Инновационная деятельность в образовательной организации:  вчера и сегодня.

Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.

Инновационная деятельность в образовательной организации:  вчера и сегодня.

Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.

Инновационная деятельность в образовательной организации:  вчера и сегодня.

Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.

Инновационная деятельность в образовательной организации:  вчера и сегодня.

Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.

Инновационная деятельность в образовательной организации:  вчера и сегодня.

Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.

Инновационная деятельность в образовательной организации:  вчера и сегодня.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2018