Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями
Оценка 4.8

Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
дефектология +1
Взрослым
15.07.2019
Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями
Коррекционная работа по максимальному погружению ребёнка в активную увлекательную речевую среду для лучшего и более быстрого преодоления речевых отклонений. Включение модели в учебно-образовательный процесс с учётом современных требований и новых технологий. Помочь ребёнку сформировать свой подход, свое видение проблемы и путь её разрешения. Повысить мотивационную активность ребёнка. Предоставление большого выбора эффективных путей коррекционной обучения.
инновационная модельWord.docx
Инновационная   модель   логопедической   помощи   детям   с   речевыми отклонениями.    Автор:   учитель­логопед   Манчук   Алла   Викторовна   МУДО «Сланцевский   центр   психолого­педагогической,   медицинской   и   социальной помощи» г. Сланцы Ленинградской области                  Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны,   энергичны   и   полны   надежд.   Их   время   должно   быть временем   радости   и   мира,   игр,   учебы   и   роста.   Их   будущее   должно основываться на гармонии и сотрудничестве...”.     Модель   составлена   на   основании   потребностей   системы   образования   в рамках реализации следующих нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании»,   Приоритетный национальный проект «Образование»,  Проект   национальной   образовательной   инициативы   «Наша   новая школа»,  Послание   президента   РФ   Д.   А.   Медведева   депутатам   Госдумы   и членам Совета        Федерации,   Концепция   коррекционно­развивающего   обучения   в   условиях общеобразовательной школы. Утверждена коллегией МО РФ по представлению Московского   департамента   образования   (положительная   оценка   в   рамках Федеральной программы «Российская школа»),  Федеральная целевая программа развития образования.   Актуальность.   Нарушения речи отрицательно влияют на развитие ребенка и плохо сказываются на успеваемости в школе, причем влияют на успешность освоения не только программы по чтению и русскому языку, но и по другим предметам,   например,   по   математике,     по   изучению   окружающего   мира.   Как показали специальные исследования, 25% пятилетних детей страдают серьезными речевыми нарушениями. В конце 70­ых годов дефицит речи наблюдался только у 4­ех   %  детей   этого   возраста.   За  20  последних   лет   число   речевых   нарушений возросло более чем в 6 раз! Такая картина     наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире.  Анализ и обобщение теоретических положений и опыта отечественных и зарубежных   исследований,   посвященных   изучению   мотивации   у   детей   с нарушениями   речевого   развития,   показали,   что,   несмотря   на   безусловную актуальность проблематики и практическую значимость, отсутствуют данные об особенностях   мотивации   учащихся   с   речевыми   нарушениями.   Это   затрудняет определение   содержания   коррекционной   работы.     Результаты   эмпирического исследования   показывают,   что   определенная   часть   учащихся,   демонстрирует слабую   мотивацию   к   исправлению   недостатков   своей   речи   и   нуждается   в включения   коррекционном   сопровождении.   Слабо   мотивированным   детям   свойственно преобладание мотива избегания неудачи, а также слабая мотивация к обучению. Они   испытывают   трудности   во   взаимодействии   с   окружающими.   Речевая коммуникация не является для них личностно значимой. Эмоциональный статус этих детей можно охарактеризовать как нестабильный. Им свойственно особое поведение,   квалифицированное   как   поведение   избегания.   Вышеперечисленные особенности препятствуют принятию логопедической помощи. В этой модели я хочу   продемонстрировать   необходимость     деятельности   по стимулированию   детей   к   обучению   для   устранения   собственно   речевых нарушений.  По   моему   мнению,  обязательными   составляющими   коррекционной работы  должны   стать   повышение   самооценки   ребенка   с   речевым   дефектом, выявление   его   личностных   ресурсов   и   создание   ряда   ситуаций,  в  которых   он почувствует себя успешным. Работа должна проводиться не только учителем­ логопедом,   но   и   учителем,   и   родителями.   Ранняя   логопедическая   коррекция нарушения,  а  также   интересное   увлекательное   обучение,  во   многом   улучшает прогноз формирования личности и социальной компенсации детей. Все знают, что обычный   ребенок   ­   цветок,   а   необычный,   с   речевыми   отклонениями   ­   это оранжерейный   цветок,   у   которого   наблюдаются   лексико­грамматическое   и фонетико­фонематическое   недоразвитие   речи,   а   также   несформированность психических   процессов,   сложности   в   общении   с   окружающими,   нестабильная эмоционально­волевая   сфера,   слабая   мотивация   к   обучению,   что   приводит   к трудностям в усвоении программного материала. Если ребенку не оказывается своевременная логопедическая помощь, то это приводит к нарушениям чтения и письма.   И   так   легко   стряхнуть     пыльцу,   именно   с   оранжерейного   цветка, повредить   его   соцветия,   лепестки,   поэтому   важно   не   только   уберечь   их   и сохранить, а еще  дать возможность расти. С целью найти правильные подходы по устранению перечисленных   проблем и предупредить возникновение у младших школьников вторичных проявлений речевых расстройств, я изучила современное состояние   и   перспективы   общественно­политического,   экономического, социального развития о приоритетах в сферах жизни и в образовании. Отметила, что теперь главное: помочь ребенку сформировать свой подход, свое видение проблемы,   свой   путь   ее   разрешения;   сделать   так,   чтобы   ребенок   захотел научиться, не потерял интерес, а почувствовал вкус познания и развития. Таким образом,   возникла   необходимость   создания   образовательной,   объектно­ ориентированной   модели.   На   сегодняшний   день   в   практике   работы     группы речевой коррекции с детьми младшего школьного возраста выявились главные аргументы по внедрению модели логокоррекции и  использованию современных подходов   и   технологий.     Инновационный   подход   ­   обусловлен   новыми возможностями   для   развития   методов   и   организационных   форм   обучения   и воспитания детей. Новые информационные технологии (НИТ) ­ перспективное средство   коррекционно­развивающей   работы   с   детьми,   имеющими   нарушения речи.  Повсеместная компьютеризация ­  новые возможности вариантов обучения. Компьютерные   технологии   ­   эффективные   средства   обучения,   все   чаще применяемые   в   специальной   педагогике   и   представляющие   собой дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Решение   учебных   и   коррекционных   задач   с   помощью   этих   технологий встраивается   в   систему   общей   коррекционной   работы   в   соответствии   с индивидуальными   возможностями   и   потребностями.   Использование   их   в коррекционно­развивающем процессе позволяет повысить эффективность работы учителя­логопеда.   Мотивирующий   подход   ­       вызывает   позитивную  реакцию ученика и исполняет роль  рычагов воздействия, ведь для ребенка самое главное научиться   учиться.     В   качестве   стимулов   выступают   отдельные   предметы, действия   логопеда,   родителей.   Особая   ценность   в   использовании   «Метода естественного   подхода»,   который   представляет   умение   организовать образовательное   пространство,   где   есть   место   игре,   занимательности, самостоятельности, инициативе, атмосфере доверия и комфорта, радости. Это та атмосфера, в которой пышно расцветают силы ребенка, это тот рычаг, который во много раз увеличивает энергию, бодрость духа, стремление к достижению, питает любовь и благорасположение. Эти два подхода имеют следующие преимущества:    повышение мотивации детей (игровая форма, современная техника); возможность самореализации учащихся; развивающий   характер   (работа   на   разных   уровнях   сложности, стимулирование к более высоким достижениям);  возможность изменения содержания структуры занятия в соответствии с динамикой продвижения;  ускорение сроков коррекции. В   связи   с   вышесказанным   строится   инновационная   модель.   Она обеспечивает привлекательную окружающую обстановку, где каждый предмет несет   в   себе   смысловую   нагрузку,   эстетическое   удовольствие,   некоторое волшебство, таинство, обязательную  загадочность, именно так  можно увлечь, заинтересовать,   пригласить   к   диалогу   и   способствовать   преодолению   детьми речевых нарушений.  Цель.   Внедрение  модели логопедической коррекции для максимального погружения ребенка в активную речевую среду для  выбора  эффективных путей коррекционного обучения (из концепции коррекционно­развивающего обучения в условиях образовательной школы)                  Задачи:  1 Выстраивание  и постоянное дополнение речевой разветвленной среды   воздействия   для   развития   учебной качественного   стимулирующего деятельности   школьников   и   формирование   компетентностей   (из   проекта национальной образовательной инициативы) 2 Использование   современных   информационных   компьютерных технологий   для   образовательных   целей   (из   приоритетного   национального проекта «Образование»).  3 Обеспечение   каждому   ученику   индивидуального   подхода   и минимизирующих   рисков     для   здоровья   (акцент   Президента   из   послания Государственной Думе) 4   Оказание   своевременной   коррекционной   дифференцированной помощи   детям   с   речевыми   отклонениями   (из   концепции   коррекционно­ развивающего обучения в условиях образовательной школы) 5 Сохранение   истинного   духа   нации   через   использование   элементов народных  сказок (из проекта национальной образовательной инициативы). 6 Координация   сотрудничества   триады   «педагог­ребенок­семья»   для формирования адекватной позиции родителей по отношению к своим детям и их недостаткам   (из концепции коррекционно­развивающего обучения в условиях образовательной школы)     Решения по реализации модели.  Первая задача решается посредством мотивации через:   оснащение   речевой   среды   коррекционно­развивающими   играми «Леготека»,   укомплектованными   оборудованием   «Лего»   и   дидактическими пособиями «Спектра» (Бусы, Палитра, Кораблики и др.);  обновление вкладышей­раскладок индивидуальных маршрутов;   заполнение листов самооценки с целью развития рефлексии;  использование   таких   стимулов,   как   поощрительные   призы,   грамоты, знаки и др.;  применение   элементов   нейролингвистического   программирования (настройка «Я успешный»);  организация конкурсов, подведение итогов;  использование путеводителя для эффективной адаптации ребенка.  разработать адаптационную детскую модель «Путь к успеху».           Для реализации следующей задачи важно:  использование концепции применения компьютерных учебных средств   (В.В. Давыдов, В.В.Рубцов, И.А. Морев  и др.);  оснащение   кабинета   современным   оборудованием:   компьютером, принтером,   сканером   и   др.,   а   также   полисенсорным   оборудованием   для релаксации;  применение     концептуальных   основ   информационных   технологий   в специальном образовании  (О.И.Кукушкина); приобретение компьютерной программы по развитию речи: «Мир за твоим окном» для детей младшего школьного и дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи); обучение по лого­тренажеру и интерактивным обучающим играм;  приобретение компьютерной программы по постановке звуков.      Задача индивидуального подхода решается через:  адаптирование   методики   ­   создание   успеха   на   уроке   с правополушарными   и   левополушарными   детьми   (Г.   Е.   Гун),   полоролевого подхода «Мальчики и девочки» (В. П. Чащина); применение   элементов   здоровьесберегающих   технологий: «Интоника» ­ цикл «Целебные звуки» (М. Лазарев); внедрение   дыхательной   гимнастики   Стрельниковой   А.   Н., нетрадиционных методов точечных массажей А. Уманской. Для   выполнения   четвертой   задачи   используются   современные модули:  технологии Базарного В.Ф.; таблицы слогов Н. А. Зайцева;    мнемотехнические схемы;  фонетическая ритмика;   технологии ароматерапии; рече­распевки программы М. Лазарева. Для решения пятой задачи:  музыкотерапия И. Р. Тарханова;  разработка сюжетных занятий;  экран дифференциации звуков;  психогимнастика, пальчиковая гимнастика. Шестой   блок   «Координация   сотрудничества»   последнюю задачу и дополняется:   обеспечивает   программным модулем «Семейный наставник» (ООО ИнисСофт); использованием «банка упражнений» по автоматизации звуков и для дифференцированного обучения по дисграфии, дислексии;  подготовкой информационных материалов.  Практическая значимость. Представленные в проекте  новые технологии позволяют   гибко   выстроить   учебно­образовательный   процесс   с   учетом современных   требований   для   повышения   учебной   мотивации   учащихся   и эффективности   освоения   ими   знаний,   умений   и   навыков.   Использование элементов   здоровьесберегающих   технологий   могут   являться   составляющей коррекционной   деятельности.   Предложенные   на   выбор   стимулы,   возможно, частично   предложить   педагогам   в   работе   с   детьми   любого   возраста   и   при изучении   разных   тем   уроков.   Для   стимуляции   педагогического   воздействия могут   применяться   апробированные   вкладыши­раскладки.   Работа   с оборудованием   «Спектра»   даст   возможность   разнообразить   виды   заданий, дифференцированно подходить к процессу обучения.  Готовую модель могут использовать в работе как специалисты – логопед, дефектолог,   так   и   родители   детей   для   качественной   коррекции   речевых нарушений   младших   школьников   и   стимулирования   дальнейшего   развития ребенка. Результаты:  Инновационная модель позволяет на качественно новом уровне повысить мотивационную   активность   ребенка   через   организацию   коррекционно­ развивающего   процесса   в   соответствии   с   требованиями   государственного образовательного стандарта  Оснащение кабинета современным оборудованием помогает повышению качества обучения и коррекции, делает этот процесс не только интересным, но и более комфортным.  Использование в работе по логопедической коррекции информационных компьютерных технологий, инновационных и нетрадиционных методов обучения приводит   к   интенсификации   усвоения   лексического   и   грамматического материала   и   позволяет   добиться   более   значительных   результатов,   повысить эффективность логопедической помощи.  Оформление   адаптационной   детской   модели   и   стимулирующей   среды поможет появлению позитивного эмоционального статуса каждого учащегося.  Координация     работы   по   взаимодействию   логопеда   с   родителями   и учителями   обновляет   целенаправленную   коррекцию   различной   речевой патологии у младших школьников.   Сюжетно­тематические занятия с элементами национальных традиций  и   детей   ускоряет индивидуально­дифференцированное   сопровождение   формирование их компетентностей.

Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями

Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями

Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями

Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями

Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями

Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями

Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями

Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями

Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями

Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями

Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями

Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями

Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями

Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.07.2019