Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
дефектология +1
Взрослым
15.07.2019
Коррекционная работа по максимальному погружению ребёнка в активную увлекательную речевую среду для лучшего и более быстрого преодоления речевых отклонений. Включение модели в учебно-образовательный процесс с учётом современных требований и новых технологий. Помочь ребёнку сформировать свой подход, свое видение проблемы и путь её разрешения. Повысить мотивационную активность ребёнка. Предоставление большого выбора эффективных путей коррекционной обучения.
инновационная модельWord.docx
Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми
отклонениями.
Автор: учительлогопед Манчук Алла Викторовна МУДО
«Сланцевский центр психологопедагогической, медицинской и социальной
помощи» г. Сланцы Ленинградской области
Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития
детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также
любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть
временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно
основываться на гармонии и сотрудничестве...”.
Модель составлена на основании потребностей системы образования в
рамках реализации следующих нормативных документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании»,
Приоритетный национальный проект «Образование»,
Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая
школа»,
Послание президента РФ Д. А. Медведева депутатам Госдумы и
членам Совета Федерации,
Концепция коррекционноразвивающего обучения в условиях
общеобразовательной школы. Утверждена коллегией МО РФ по представлению
Московского департамента образования (положительная оценка в рамках
Федеральной программы «Российская школа»),
Федеральная целевая программа развития образования.
Актуальность. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие ребенка
и плохо сказываются на успеваемости в школе, причем влияют на успешность
освоения не только программы по чтению и русскому языку, но и по другим
предметам, например, по математике, по изучению окружающего мира. Как
показали специальные исследования, 25% пятилетних детей страдают серьезными
речевыми нарушениями. В конце 70ых годов дефицит речи наблюдался только у
4ех % детей этого возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений
возросло более чем в 6 раз! Такая картина наблюдается не только в нашей
стране, но и во всем мире.
Анализ и обобщение теоретических положений и опыта отечественных и
зарубежных исследований, посвященных изучению мотивации у детей с
нарушениями речевого развития, показали, что, несмотря на безусловную
актуальность проблематики и практическую значимость, отсутствуют данные об
особенностях мотивации учащихся с речевыми нарушениями. Это затрудняет
определение содержания коррекционной работы. Результаты эмпирического
исследования показывают, что определенная часть учащихся, демонстрирует
слабую мотивацию к исправлению недостатков своей речи и нуждается в включения
коррекционном сопровождении. Слабо мотивированным детям свойственно
преобладание мотива избегания неудачи, а также слабая мотивация к обучению.
Они испытывают трудности во взаимодействии с окружающими. Речевая
коммуникация не является для них личностно значимой. Эмоциональный статус
этих детей можно охарактеризовать как нестабильный. Им свойственно особое
поведение, квалифицированное как поведение избегания. Вышеперечисленные
особенности препятствуют принятию логопедической помощи. В этой модели я
хочу продемонстрировать необходимость
деятельности по
стимулированию детей к обучению для устранения собственно речевых
нарушений. По моему мнению, обязательными составляющими коррекционной
работы должны стать повышение самооценки ребенка с речевым дефектом,
выявление его личностных ресурсов и создание ряда ситуаций, в которых он
почувствует себя успешным. Работа должна проводиться не только учителем
логопедом, но и учителем, и родителями. Ранняя логопедическая коррекция
нарушения, а также интересное увлекательное обучение, во многом улучшает
прогноз формирования личности и социальной компенсации детей. Все знают, что
обычный ребенок цветок, а необычный, с речевыми отклонениями это
оранжерейный цветок, у которого наблюдаются лексикограмматическое и
фонетикофонематическое недоразвитие речи, а также несформированность
психических процессов, сложности в общении с окружающими, нестабильная
эмоциональноволевая сфера, слабая мотивация к обучению, что приводит к
трудностям в усвоении программного материала. Если ребенку не оказывается
своевременная логопедическая помощь, то это приводит к нарушениям чтения и
письма. И так легко стряхнуть пыльцу, именно с оранжерейного цветка,
повредить его соцветия, лепестки, поэтому важно не только уберечь их и
сохранить, а еще дать возможность расти. С целью найти правильные подходы по
устранению перечисленных проблем и предупредить возникновение у младших
школьников вторичных проявлений речевых расстройств, я изучила современное
состояние и перспективы общественнополитического,
экономического,
социального развития о приоритетах в сферах жизни и в образовании. Отметила,
что теперь главное: помочь ребенку сформировать свой подход, свое видение
проблемы, свой путь ее разрешения; сделать так, чтобы ребенок захотел
научиться, не потерял интерес, а почувствовал вкус познания и развития. Таким
образом, возникла необходимость создания образовательной, объектно
ориентированной модели. На сегодняшний день в практике работы группы
речевой коррекции с детьми младшего школьного возраста выявились главные
аргументы по внедрению модели логокоррекции и использованию современных
подходов и технологий.
Инновационный подход обусловлен новыми
возможностями для развития методов и организационных форм обучения и
воспитания детей. Новые информационные технологии (НИТ) перспективное
средство коррекционноразвивающей работы с детьми, имеющими нарушения
речи. Повсеместная компьютеризация новые возможности вариантов обучения.
Компьютерные технологии эффективные средства обучения, все чаще применяемые в специальной педагогике и представляющие собой
дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью этих технологий
встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с
индивидуальными возможностями и потребностями. Использование их в
коррекционноразвивающем процессе позволяет повысить эффективность работы
учителялогопеда. Мотивирующий подход вызывает позитивную реакцию
ученика и исполняет роль рычагов воздействия, ведь для ребенка самое главное
научиться учиться. В качестве стимулов выступают отдельные предметы,
действия логопеда, родителей. Особая ценность в использовании «Метода
естественного подхода»,
который представляет умение организовать
образовательное пространство, где есть место игре, занимательности,
самостоятельности, инициативе, атмосфере доверия и комфорта, радости. Это та
атмосфера, в которой пышно расцветают силы ребенка, это тот рычаг, который во
много раз увеличивает энергию, бодрость духа, стремление к достижению, питает
любовь и благорасположение. Эти два подхода имеют следующие преимущества:
повышение мотивации детей (игровая форма, современная техника);
возможность самореализации учащихся;
развивающий характер (работа на разных уровнях сложности,
стимулирование к более высоким достижениям);
возможность изменения содержания структуры занятия в соответствии
с динамикой продвижения;
ускорение сроков коррекции.
В связи с вышесказанным строится инновационная модель. Она
обеспечивает привлекательную окружающую обстановку, где каждый предмет
несет в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие, некоторое
волшебство, таинство, обязательную загадочность, именно так можно увлечь,
заинтересовать, пригласить к диалогу и способствовать преодолению детьми
речевых нарушений.
Цель. Внедрение модели логопедической коррекции для максимального
погружения ребенка в активную речевую среду для выбора эффективных путей
коррекционного обучения (из концепции коррекционноразвивающего обучения
в условиях образовательной школы)
Задачи:
1 Выстраивание и постоянное дополнение речевой разветвленной среды
воздействия для развития учебной
качественного стимулирующего деятельности школьников и формирование компетентностей (из проекта
национальной образовательной инициативы)
2 Использование современных информационных компьютерных
технологий для образовательных целей (из приоритетного национального
проекта «Образование»).
3 Обеспечение каждому ученику индивидуального подхода и
минимизирующих рисков для здоровья (акцент Президента из послания
Государственной Думе)
4
Оказание своевременной коррекционной дифференцированной
помощи детям с речевыми отклонениями (из концепции коррекционно
развивающего обучения в условиях образовательной школы)
5 Сохранение истинного духа нации через использование элементов
народных сказок (из проекта национальной образовательной инициативы).
6 Координация сотрудничества триады «педагогребеноксемья» для
формирования адекватной позиции родителей по отношению к своим детям и их
недостаткам (из концепции коррекционноразвивающего обучения в условиях
образовательной школы)
Решения по реализации модели.
Первая задача решается посредством мотивации через:
оснащение речевой среды коррекционноразвивающими играми
«Леготека», укомплектованными оборудованием «Лего» и дидактическими
пособиями «Спектра» (Бусы, Палитра, Кораблики и др.);
обновление вкладышейраскладок индивидуальных маршрутов;
заполнение листов самооценки с целью развития рефлексии;
использование таких стимулов, как поощрительные призы, грамоты,
знаки и др.;
применение элементов нейролингвистического программирования
(настройка «Я успешный»);
организация конкурсов, подведение итогов;
использование путеводителя для эффективной адаптации ребенка.
разработать адаптационную детскую модель «Путь к успеху».
Для реализации следующей задачи важно:
использование концепции применения компьютерных учебных средств
(В.В. Давыдов, В.В.Рубцов, И.А. Морев и др.);
оснащение кабинета современным оборудованием: компьютером,
принтером, сканером и др., а также полисенсорным оборудованием для
релаксации;
применение концептуальных основ информационных технологий в
специальном образовании (О.И.Кукушкина); приобретение компьютерной программы по развитию речи: «Мир за
твоим окном» для детей младшего школьного и дошкольного возраста с ОНР
(общим недоразвитием речи);
обучение по логотренажеру и интерактивным обучающим играм;
приобретение компьютерной программы по постановке звуков.
Задача индивидуального подхода решается через:
адаптирование методики создание успеха на уроке с
правополушарными и левополушарными детьми (Г. Е. Гун), полоролевого
подхода «Мальчики и девочки» (В. П. Чащина);
применение элементов
здоровьесберегающих технологий:
«Интоника» цикл «Целебные звуки» (М. Лазарев);
внедрение дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н.,
нетрадиционных методов точечных массажей А. Уманской.
Для выполнения четвертой задачи используются современные
модули:
технологии Базарного В.Ф.;
таблицы слогов Н. А. Зайцева;
мнемотехнические схемы;
фонетическая ритмика;
технологии ароматерапии;
речераспевки программы М. Лазарева.
Для решения пятой задачи:
музыкотерапия И. Р. Тарханова;
разработка сюжетных занятий;
экран дифференциации звуков;
психогимнастика, пальчиковая гимнастика.
Шестой блок «Координация сотрудничества»
последнюю задачу и дополняется:
обеспечивает
программным модулем «Семейный наставник» (ООО ИнисСофт);
использованием «банка упражнений» по автоматизации звуков и для
дифференцированного обучения по дисграфии, дислексии;
подготовкой информационных материалов.
Практическая значимость. Представленные в проекте новые технологии
позволяют гибко выстроить учебнообразовательный процесс с учетом
современных требований для повышения учебной мотивации учащихся и эффективности освоения ими знаний, умений и навыков. Использование
элементов здоровьесберегающих технологий могут являться составляющей
коррекционной деятельности. Предложенные на выбор стимулы, возможно,
частично предложить педагогам в работе с детьми любого возраста и при
изучении разных тем уроков. Для стимуляции педагогического воздействия
могут применяться апробированные вкладышираскладки.
Работа с
оборудованием «Спектра» даст возможность разнообразить виды заданий,
дифференцированно подходить к процессу обучения.
Готовую модель могут использовать в работе как специалисты – логопед,
дефектолог, так и родители детей для качественной коррекции речевых
нарушений младших школьников и стимулирования дальнейшего развития
ребенка.
Результаты:
Инновационная модель позволяет на качественно новом уровне повысить
мотивационную активность ребенка через организацию коррекционно
развивающего процесса в соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта
Оснащение кабинета современным оборудованием помогает повышению
качества обучения и коррекции, делает этот процесс не только интересным, но и
более комфортным.
Использование в работе по логопедической коррекции информационных
компьютерных технологий, инновационных и нетрадиционных методов обучения
приводит к интенсификации усвоения лексического и грамматического
материала и позволяет добиться более значительных результатов, повысить
эффективность логопедической помощи.
Оформление адаптационной детской модели и стимулирующей среды
поможет появлению позитивного эмоционального статуса каждого учащегося.
Координация работы по взаимодействию логопеда с родителями и
учителями обновляет целенаправленную коррекцию различной речевой
патологии у младших школьников.
Сюжетнотематические занятия с элементами национальных традиций и
детей ускоряет
индивидуальнодифференцированное сопровождение
формирование их компетентностей.
Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями
Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями
Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями
Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями
Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями
Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями
Инновационная модель логопедической помощи детям с речевыми отклонениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.