Инновационное решение
по применению информационно-коммуникационных технологий
при реализации дополнительной образовательной программы
шахматно-шашечного всеобуча
Е. А. Овечкина,
МБУ ДО ДЮЦ «Меридиан» г. Нижний Тагил Свердловской области
e-mail: jnagaj@mail.ru
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О Национальной доктрине образования в Российской Федерации» одной из ключевых задач системы современного образования является «организация учебного процесса с учётом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающее изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий».
Одним из наиболее показательных примеров подобного масштабного обновления, основанного на заимствовании и использовании в педагогической практике разработок таких научных отраслей, как информатика, вычислительная техника и кибернетика, является активное внедрение в учебно-воспитательный процесс на протяжении последнего десятилетия информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые вплоть до настоящего времени не утратили своей инновационности в восприятии субъектов образовательной деятельности.
Высокий уровень владения данными технологиями, их эффективное использование при преподавании различных предметов и дисциплин давно является одним из признаков успешного, современного педагога, показателем его профессиональной компетентности. В системе общего (школьного) образования для разработки и проведения уроков на основе ИКТ созданы многочисленные методики и вспомогательные инструменты (электронные диски с пакетами обучающих и диагностирующих программ, он-лайн платформы с открытым доступом к цифровым ресурсам, используемым на различных этапах занятия, в том числе для самостоятельной подготовки обучающихся, и т.д.). В системе же дополнительного образования, включающей в себя более широкий спектр изучаемых предметов и дисциплин, в настоящий момент ощущается острая потребность в разработке подобных методик и материалов, реализующих принцип интерактивности. Такая потребность актуальна в том числе для дополнительных образовательных программ шахматно-шашечного всеобуча, основным контингентом которых являются дети дошкольного и младшего школьного возраста. В связи со спецификой психофизиологических особенностей обучающихся данных возрастных категорий, в целях активизации у них мыслительной деятельности, процессов внимания, понимания, запоминания, а также в целях повышения познавательного интереса и мотивации необходимо использование в ходе учебно-воспитательного процесса образного, красочного иллюстративного материала. В настоящее время при подготовке педагогами средств наглядности к занятиям по различным предметам и дисциплинам наблюдается следующая тенденция: печатные пособия (изобразительная и условно-графическая наглядность), объёмные пособия (модели, коллекции, приборы), проекционный материал (слайды) в основном создаются в цифровом виде (либо оцифровываются) с использованием графических редакторов, сервисов для создания презентаций, специального оборудования (сканеров, документ-камер, фотокамер и т.д.), что обусловлено множеством преимуществ по сравнению с традиционными способами поиска/выбора, использования, хранения данных видов наглядности, обеспечения доступа к ним и их передачи. Несмотря на это, существующие на сегодняшний день образовательные программы, УМК и методики обучения играм на шахматной доске не предполагают использование на занятиях потенциала цифровых материалов и ИКТ в целом. Такова, например, классическая объяснительно-иллюстративная методика И. Г. Сухина, где основным средством создания занимательности, формирования у обучающихся познавательного интереса являются сказки, «бумажные» иллюстрации, видеофрагменты/диафильмы и раздаточный материал. По опыту, данная методика эффективна лишь при крайне высокой заинтересованности детей изучаемым предметом. Однако процент воспитанников с подобным уровнем мотивации среди участников объединения (кружка, секции и т.д.) неспециализированного УДО обычно невелик. Кроме того, в соответствии с требованиями социального (государственного) заказа, необходимо ориентировать учебные задачи шахматного/шашечного курса не столько на традиционное формирование у осваивающих его субъектов практико-теоретического комплекса ЗУН, сколько на осознание данными субъектами (обучающимися) потребности в саморазвитии и на формирование у них умений её реализации через решение проблемных задач, самостоятельную работу по изучению материала, работу над творческими проектами и т.д. В этом плане для УДО полезно изучение инновационного опыта образовательных учреждений основного общего и профессионального образования, когда познавательная урочная и внеурочная деятельность обучающихся практически полностью осуществляется в цифровой среде (смешанное обучение, артефакт-педагогика и т.д.).
Таким образом, на сегодняшний день у многих педагогов УДО, реализующих дополнительные общеразвивающие программы шахматно-шашечного всеобуча, возникает ясное понимание необходимости активного внедрения ИКТ в образовательный процесс. В ходе поиска способов применения ИКТ при обучении детей от 6 до 11 лет играм на шахматной доске в МБУ ДО ДЮЦ «Меридиан» г. Нижний Тагил Свердловской области в объединении «ИНФО-шахматы» педагогом дополнительного образования Овечкиной Е. А. было разработано и опробовано инновационное решение, благодаря которому информационно-коммуникационные технологии становятся ядром каждого занятия, связующим звеном, вокруг которого строится образовательная деятельность. Данное решение предполагает использование при реализации одноимённой названию объединения общеразвивающей программы двух цифровых инструментов, дополняющих друг друга.
Как известно, основным учебным инструментом и средством наглядности на занятиях шахматно-шашечного всеобуча является настенная магнитная шахматная (демонстрационная) доска с игровыми комплектами шашек/фигур. Работа с доской вызывает живой интерес детей, однако её использование в образовательном процессе имеет принципиальные недостатки, предполагающие:
- возможность порчи или потери отдельных частей игрового комплекта шашек/фигур;
- обязательное требование к размеру доски (большая величина для возможности обзора обучающимися издалека);
- необходимость крепления доски на уровне, доступном для обзора издалека и в то же время равно доступном для игровых манипуляций в любой её точке обучающимся младшего возраста (имеющим небольшой рост), без использования ими вспомогательных приспособлений (подставок, стульев и т.д.);
- отсутствие возможности наглядного изображения (с помощью стрелок, маркеров, выделения цветом) взаимодействия фигур/шашек на доске, что создаёт затруднения в усвоении обучающимися младшего возраста принципов их ходов и взаимосвязей;
- большие временные затраты на расстановку каждой учебной позиции, которые влекут за собой большие временные затраты на опрос группы обучающихся во время занятий.
Решением данных проблем является замена реальной демонстрационной доски на виртуальную (с её последующей постоянной широкоформатной трансляцией во время занятия на экране, мониторе с большой диагональю и т.д.), для чего может использоваться программа-редактор шахматных диаграмм, например, DiagTransfer 3.0.1. Преимущества данной программы, позволяющие рекомендовать её для объединений (кружков, секций и т.д.) шахматно-шашечного всеобуча в числе прочих программ подобного типа, заключаются в следующем:
- бесплатное распространение;
- крайне небольшой «вес» установочного пакета, возможность его распаковки на устройствах с «проблемными»/более необновляемыми операционными системами (ОС) линейки Windоws (XP, 2000, Vista), а также с более поздними версиями данного семейства операционных систем;
- достаточно простой (неяркий) интерфейс, который не будет отвлекать внимание обучающихся от содержания позиции;
- возможность изменения размера (сужение/расширение) демонстрационной доски;
- значительная экономия времени при расстановке шашек и фигур (в том числе, путём создания коллекции шахматных позиций для их последующей моментальной загрузки из ранее сформированной базы);
- возможность составления шашечных и шахматных позиций для их последующей публикации/распечатки (при этом с обучающимися обговаривается, что при изучении шашек простые будут изображаться шахматными пешками, а дамки — слонами, ходы которых практически идентичны ходам шашечной дамки);
- возможность копирования других виртуальных диаграмм в прозрачном режиме, без переключения между окнами сайтов;
- возможность расстановки начальной шахматной позиции в один клик;
- обеспечение максимальной доступности демонстрационной доски для всех обучающихся группы благодаря наличию возможности расстановки и решения позиций, не вставая с рабочего места (с использованием беспроводного манипулятора «мышь»);
- обеспечение максимальной образовательной эффективности демонстрационной доски: решение и разбор позиций с наглядным показом взаимосвязи шашек/фигур и последовательности их ходов благодаря возможности выделения клеток различными цветами и изображения цветных стрелок. Программа предусматривает использование 4-х цветов — голубого, зелёного, красного и жёлтого. На занятиях с использованием программы рекомендуется, без акцентирования на этом внимания, приучить детей к тому, что голубой цвет используется для изображения ходов фигур при объяснении нового материала или для показа правильных/удачных (лучших) ходов, зелёный — для показа равноправной альтернативы лучшему ходу, красный — для показа плохого хода, хода противника или опасности (нападения в игре), жёлтый (как самый бледный) — для показа плохого хода либо худшей альтернативы. Также рисование стрелок и выделение клеток является прекрасным инструментов для овладения обучающимися младшего возраста манипулятором «мышь», поскольку требует точности движений, что, в свою очередь, развивает мелкую моторику.
Недостатком использования данной программы является англоязычный интерфейс. Вместо DiagTransfer 3.0.1 на занятиях шахматно-шашечного всеобуча допустимо использовать любую другую программу, обладающую теми же преимуществами и набором функций.
Помимо «виртуализации» демонстрационной шахматной доски как основного наглядного пособия при знакомстве обучающихся с правилами игр шашечного и шахматного типа, инновационной практикой в образовательном процессе объединения «ИНФО-шахматы» (МБУ ДО ДЮЦ «Меридиан» г. Нижний Тагил Свердловская область) стало активное использование таких цифровых инструментов, как современные гаджеты — сенсорные планшеты на основе ОС Android (по модели «1:1 iPad») с предустановленными из Google Play Маркета программами «Шашки», «Шахматы», «Поддавки - Обратные Русские шашки», «Уголки», «Шашки 10х10» (стоклеточные, или международные, шашки) разработчика Miroslav Kisly. Выбор данных приложений из многообразия аналогов был обусловлен следующими образовательными потребностями: распространением используемых программ в свободном доступе (т. е. бесплатно), минимальными требованиями к их установке, в частности по объёму занимаемой системной и оперативной памяти (ввиду бюджетности приобретаемых для объединения цифровых устройств), совместимостью с любой операционной системой (Windows, Android) современных смартфонов и планшетов (для загрузки на личные гаджеты обучающихся с целью домашних тренировок), наличием простого и интуитивно понятного для обучающихся младшего возраста русифицированного интерфейса. Однако ключевым критерием, определившим выбор данных программ, стала их многофункциональность, предполагающая возможность использования на любом этапе различных по типу и форме занятий при решении образовательных задач. Основными функциональными достоинствами названных приложений (по сравнению с существующими аналогами), являются:
- наличие конструктора позиций, предоставляющего возможность обучающимся и педагогу создавать задачи с любым количеством фигур/шашек (простых и дамок), а затем сохранять их в коллекцию, переименовывать при необходимости, загружать и разыгрывать, экономя учебное время;
- наличие таких функциональных возможностей, как «отмена хода» (неограниченный возврат совершённых ходов, вплоть до самого начала игры), «выделение клеток» (подсветка всех клеток, на которые может совершить ход конкретная фигура/шашка), «родительский контроль» (запрет для обучающихся на смену заданных настроек);
- возможность выбрать (при создании задач, а также при начале новой игры) в качестве соперника «искусственный интеллект» (одиночную тренировку с программой) или реального человека (партию на двоих: с товарищем, сидящим рядом, или с неизвестным участником удалённо по сети Интернет);
- возможность предустановки при выборе тренировочной игры с «гаджетом» необходимого уровня сложности, от простейшего 1-ого (начинающий) до самого высокого 7-ого («Чемпион»). Эту функцию программы удобно использовать для проверки степени сформированности умений и навыков обучающихся в практической игре (при проведении начальной, промежуточной или итоговой диагностики): педагог, постепенно повышая уровень сложности на +1 при выигрыше или ничьей, отслеживает, до какой ступени может подняться ребёнок в конкретный момент освоения изучаемого раздела (модуля) программы. Кроме того, используя данную функцию с предустановкой максимального уровня сложности можно предлагать обучающимся в качестве проблемных задач позиции на поиск верной последовательности ходов, которые заранее продуманы так, чтобы при правильном составлении тактического игрового алгоритма неизбежно привести к выигрышу ребёнка или ничьей (задание «обыграй Чемпиона»), что стимулирует познавательную активность, учебную самостоятельность через создание «ситуации успеха» и «вау-эффекта» от лично совершённого «открытия».
Необходимо отметить, что ключевым образовательным результатом использования современных гаджетов на занятиях шахматно-шашечного всеобуча является не столько интенсификация мотивации к предмету и эффективная дифференциация процесса обучения (ввиду появления у любого ребёнка возможности работать с планшетом в своем познавательном темпе), сколько предоставляемая программой функция мгновенного отклика на каждое действие юного пользователя, верное или неверное, что позволяет педагогу, без его собственного участия, контролировать правильность выполнения задания детьми, поскольку приложение, даже по требованию (клику) игрока, в отличие от реального противника-одногруппника, не совершает неверные (противоречащие изученным правилам) ходы. Таким образом, предупреждаются и заранее устраняются возможные ошибки при усвоении обучающимися правил той или иной игры.
Результаты апробации представленного инновационного решения убедительно доказывают, что использование ИКТ при реализации дополнительных образовательных программ шахматно-шашечного всеобуча не только способствует более интенсивному, по сравнению с другими, традиционными методиками, овладению детьми основами игр на шахматной доске (в том числе благодаря экономии времени, что позволяет выполнить на каждом занятии большее количество разновидовых заданий), но главное, позволяет превратить участников объединения (кружка, секции и т.д.) из пассивных реципиентов в обучающихся, т. е. в обучающих себя, в активно мыслящих субъектов, умеющих самостоятельно добывать и перерабатывать информацию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.