Данный материал применение инновационных технологий на уроках гуманитарного цикла, что является обязательным требованием к образовательному процессу. Описываются инновационные педагогические технологии и их применение на практике. Это - выступление на заседании школьного методического объединения гуманитарного цикла, где приводятся примеры из опыта работы.
Клунова В.А. - Инновационное обучение в школе.docx
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ
Выступление руководителя ШМОГЦ: Клуновой В.А.
МОБУ "СОШ №3" г. Оренбург
Современное время требует от образованных людей таких способностей, как способность
ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи
производственного и гражданского поведения.
Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого ученика самостоятельного
мышления возможности разбираться в ситуации и находить решение.
Очень часто слышишь вопросы о том, каким сегодня быть уроку?
Сейчас многое изменилось в образовании. На мой взгляд, сегодня нет такого учителя,
который не задумывался бы о том, как сделать урок интересным и ярким, как увлечь ребят своим
предметом, как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика. Какой современный
учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали увлечённо и творчески, познавали
предмет на максимальном для каждого уровне успешности.
Новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель
обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и
подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе
современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно
этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться
самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Применение инновационных технологий является обязательным требованием к
образовательному процессу. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать
учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву
или игру.
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как
правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с
латинского языка обозначает не «новое», а «в новое».
Понятие «инновационная педагогическая технология» включило в себя всё, что касается
совершенствования учебного процесса.
Педагогическая технология – это исследование с целью выявить принципы и разработать
приёмы оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, повышающих
образовательную эффективность путём конструирования и применения приёмов и материалов, а
также посредством оценки применяемых методов.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
соответствие концепции гуманизации образования;
преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
использование личностноориентированного обучения;
поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
соответствие социокультурной потребности современного общества
самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся;
формирование личностных качеств учащихся;
выработка умений, влияющих на учебнопознавательную
деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
развитие различных типов мышления;
формирование качественных знаний, умений и навыков.
1 Задачи инновационного обучения:
оптимизация учебновоспитательного процесса;
создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
включение учащихся в креативную деятельность;
тщательный отбор материала и способов его подачи.
Сегодня важно учитывать, что обучаемый должен быть не столько объектом, сколько
субъектом обучения, причём наравне с педагогом. Все участники образовательного процесса
взаимодействуют друг с другом, погружаясь в реальную атмосферу делового сотрудничества.
Использование инновационных технологий в учебном процессе позволяет активизировать
мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию речевых навыков.
В практике преподавания русского языка и на современном этапе обучения используются
такие технологии как технология модульного обучения, проектное обучение, развитие
критического мышления через чтение и письмо, диалоговые технологии и игровые, уровневая
дифференциация, личностноориентированнное обучение и др.
Модульное обучение и его элементы базируется на деятельностном подходе к обучению:
ученик осознанно и прочно усваивает только то учебное содержание, которое становится
предметом его активных действий.
При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. Основной учебный модуль
включает законченный блок информации, целевую программу действий для ученика и советы
учителя по успешной ее реализации. Во время учебного занятия роль учителя заключается в
формировании положительной мотивации ученика, в организации его деятельности,
координировании, консультировании и контроле. Учебный материал разделен на тематические
блоки, каждый из которых укладывается во временные рамки двухчасового занятия.
План модульного занятия может быть следующим:
мотивация учеников;
самостоятельная работа;
работа в малой группе;
работа в целом классе;
рефлексия.
Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения,
накопленных школьной практикой.
Проектное обучение развивает личностные качества учащихся: самостоятельность,
инициативность, способность к творчеству. В учебный материал почти каждого урока входит
связный текст, являющийся основным стержнем урока, вокруг которого строятся задания и
упражнения.
Диалоговые технологии побуждают учащихся искать способы для выражения своих мыслей.
Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое
мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». Организация уроковдиалогов связана с
тем, что диалог на таких уроках может быть двух видов: информационный (когда в процессе
восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе
диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их
интерпретация).
Ученики составляют диалоги на различные ситуации «В школе», «В магазине», «В
общественном транспорте» и т.д.
Игровые технологии не только развивают речевые навыки, но и значительно повышают
интерес к предмету, стимулируют деятельность учащихся.
Начало любой игры – это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие
игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Игра
является, как известно, одним из самых древних приёмов обучения.
2 Фонетические игры необходимы на каждом уроке, как они тренируют у учащихся правильное
произношение. Эффективно использование скороговорок, считалок, загадок, пословиц и поговорок
Грамматические игры, целью которых является формирование умений употреблять речевые
обороты, содержащие грамматические трудности, целесообразно проводить в среднем звене. Игра
«Кто быстрее?», учитель называет слова, а учащиеся записывают к ним синонимы. Игра
«Наоборотки» – подбор антонимов, «Лови ошибку!» – исправление ошибок, допущенных в тексте,
«Мозаика» – восстановить текст, «Назовите одним словом» – нахождение обобщающего слова,
«Загадочное письмо» – расшифровка слов и др.
Довольно успешно используется в учебном процессе технология критического мышления
через чтение и письмо.
Данная технология, включающая в свой состав разнообразные стратегии, позволяет
использовать их на разных этапах обучения. Элементы данной технологии используются
самостоятельно, но и системное её применение будет наиболее эффективным и действенным.
Одним из эффективных методов активизации речевой деятельности учащихся является
групповой метод работы, позволяющий значительно развивать творческую инициативу. Из практики
видим высокую результативность такой организации труда учеников, возможность каждого
школьника получить шанс познания, воспитать ответственность за качество не только своих знаний,
но и остальных ребят. Творческие группы создаются прямо на уроке. Группам даются задания
поискового характера. Работа групп оживляет урок. Сами учащиеся отмечают, что на таких уроках
интереснее.
Понятие «Дифференцированное обучение» в переводе с латинского «different» означает
разделение, разложение целого на части, формы, ступени. Дифференцированное обучение создаёт
условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации
отстающих и для успешного обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта
индивидуальных особенностей личности, то есть на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность обучающегося и сохранить её, помочь ребёнку
поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все
обучающиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из групп получает задание),
индивидуальную (отдельные обучающиеся получают персональный вариант задания).
3
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.