Антонова Светлана Юриевна
Учитель – логопед
Инновационные методы и приёмы в процессе работы учителя логопеда по исправлению звукопроизношения.
Логопедическая работа по автоматизации поставленных звуков – это трудоемкий и длительный процесс, т.к. заключается в многократном повторении материала за педагогом. Очень важно соблюдать процесс от простого к сложном, т.е. постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и в самостоятельную речь.
Инновационные методы ни в коем случае не отменяют традиционные они положительно влияют на формирование коммуникативных качеств и вхождение в социальную среду, что является не маловажным для развития личности в образовательном процессе. При этом идет постоянная работа над постановкой и развитием речи, При этом идёт постоянная работа над постановкой и развитием речи, а также игры и упражнения необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащению словаря, формированию слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия и формированию когнитивных процессов детей дошкольного возраста (внимания, памяти, мышления). Основные цели инновационной деятельности - развитие умения мотивировать действия, повышение интеллектуального уровня, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формировать творческое, креативное, нешаблонное мышление.
Чтоб процесс автоматизации звуков проходил весело и интересно я подбираю речевой материал с учётом уже имеющих навыков и умений ребёнка. В своей работе я использую как традиционные, так и инновационные игры и методы по исправление звукопроизношения, опираясь на индивидуальные особенности каждого ребёнка.
1. Игра «Круглые словечки»
Цель: автоматизация звуков в словах, предложении.
Ход игры: выкладываем перед ребёнком одно игровое поле или два (поле с кругами и картинками). Посередине кладём карточку (горизонтально, вертикально). Первый вариант карточка с одним рядом кругов. Показываем в той же последовательности, двигаясь сверху вниз (по полю и по карточке) и двумя руками одновременно/поочерёдно и называем картинки (можно использовать одно поле, или сразу два). 2 вариант: карточка с двумя рядами, левый ряд для левой руки и поля слева и правый ряд для правой руки и поля справа. Также идём последовательно и называем картинки. 3 вариант: карточка, где два столбика в каждом по два ряда кругов. Столбик слева для поля слева и левой руки, столбик справа для поля справа и правой руки. Здесь можно называть слова или составлять предложения по схеме у кого? Где? Что? (У совы в сундуке пушка и шишка).
2. Игра «Собери предложение»
Цель: автоматизация звука в предложении.
Ход игры: выложить правильную последовательность фигур (как на карточке-образце), ориентируясь на последовательность цифр и составить в итоге предложение по схеме «У кого? Где? Что?» Например, у космонавта под скамейкой насос и совок и т.д. Выкладывать фигуры можно друг на друга или в линейную последовательность.
3. Игра «Половинки»
Цель: автоматизация звука в предложении.
Ход игры: подобрать вторую половину карточки по цветным меткам к карточке с героями Мишей и Дашей (с разными предметами) и составить в итоге предложение: У Миши в шалаше шишка и шашки; У Даши в шкафу шарф и шуба и т.д.
4. Игра «Цветная песенка»
Цель: автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях.
Ход игры: выкладываем перед ребёнком карточки и объясняем, что для каждой картинки соответствует своя «цветная песенка»: каждая палочка соответствует цвету звоночка (колокольчика, яйца, маракаса и т.д.). А сейчас, я буду загадывать тебе разные «песенки», а ты угадай, какая картинка соответствует этой «песенке». Второй вариант игры – это карточки с предметами или героями. Нужно догадаться, что где находиться или что у кого. Загадываем карточку по цветовому рисунку и узнаём, что в ранце или что у жирафа. И третий вариант, можно подобрать из всех карточек, только с одинаковыми «цветными песенками» и составлять фразу (что у кого), или предложение.
5. Игра «Собери по цвету»
Цель: автоматизация звука в словах, короткой фразе, небольших описательных рассказ.
Ход игры: выложить, используя пазлы, такую же цветовую последовательность. Выкладываем и называем слова, составляем короткую фразу «что у кого? что где?»: у Лунтика лампа, на лавке ласты и т.д. При составлении фраз используем предлоги на, под, над, около, у, справа, слева, между и т.д. Можно использовать и цветные кубики, и лего, и колечки, и стульчики, и колпачки. Не обязательно что-то выкладывать, можно называть и звонить в звоночки, колокольчики, отстукивать шейкерами, можно наступать на массажные следочки, или хлопать по ладошкам.
6. Игра «Построй и пройди дорожку»
Цель: автоматизация звука словах.
Ход игры: перед ребёнком поле из картинок в круглой рамке, рядом кладём карточку-схему. Задача ребёнка выложить счётными, деревянными, ватными палочками «дорожку» в соответствии со схемой. Затем называть картинки последовательно по «дорожке». Предлагаю разнообразить приёмами: можно нарисовать «дорожку» маркером, можно без визуальных подсказок называть картинки на «дорожке», можно взять фигуру на автоматизируемый звук, например, двигаться ей по «дорожке» и называть на чём или на ком, стоит данная фигура в соответствии с карточкой-схемой.
7. «Цветовой код»
Цель: автоматизация звука Р в предложении
Ход игры: перед ребёнком поле из картинок с цветными метками по углам и карточки, где герои с коробками и корзинами. Рая и Рома раскладывали вещи по коробкам, а Ира и Артур по корзинам, а сейчас не могут вспомнить, что и куда положили. Давай поможем им разобраться. Есть подсказки, подбери картинку с помощью меток по углам карточки, и мы узнаем, где и что лежит.
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.