Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических навыков в старшей логопедической группе (Антоновой С. Ю.)
Тема занятия: «Комнатные растения». Звуки [с], [ш].
Цель занятия: Сформировать лексико-грамматических средства языка на материале лексической темы «Комнатные растения».
Образовательные результаты:
1. Дети применяют в своей речи слова по теме Комнатные растения.
2. Дети умеют образовывать имена существительные в родительном падеже.
3. Дети умеют согласовывать существительные с числительными два и пять.
4. Дети умеют согласовывать существительные с прилагательными в роде.
5. Дети умеют употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
Задачи:
1. Расширить и активизировать словаря по теме «Комнатные растения» (растение, кактус, розан, толстянка, камнеломка, колеус, кливия, герань, бегония, сенполия, фикус, гортензия; подкормка, рыхление, полив, горшок, поддон, лейка; ухаживать, поливать, рыхлить, опрыскивать; комнатный, сочный, зеленый, гладкий, опушенный, колючий).
2. Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;
3. Формировать умение согласовывать существительные с числительными два и пять;
4. Формировать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде;
5. Формировать умение употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
Оборудование:
Предметные картинки по теме «Комнатные растения» кактус, фикус, герань, фиалка, кливия, плющ, живое комнатное растение фиалка, игрушечная божья коровка, карточки «Что лишнее», картина «Живой уголок», лейка, карточка с ребусом, фломастер.
Лингвистический материал: растение, кактус, фикус, фиалка, кливия, герань, плющ, горшок, лейка, комнатный, зелёный, гладкий, колючий, высокий, цветущий, вьющийся, ухаживать, поливать, протирать, опрыскивать.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
1. Логопед зазывает ребят к окну.
Л. – Ребята, здравствуйте! Подойдите все сюда ко мне, встаньте в полукруг. Я сейчас вам загадаю загадку, хотите? Внимательно слушайте:
«На окошке у меня целый зимний сад
Тут и кактус, и герань, все цветы стоят.
Здесь фиалка, кливия
Нежно распускаются,
Подскажите мне ребята,
Как такие растения называются?»
(Комнатные)
Л. – Правильно! А почему такие растения называют комнатными?
(Потому что они растут в комнате).
Л. – Правильно! Молодцы! Тема нашего занятия сегодня «Комнатные растения» и проведу его с вами я, Светлана Юриевна. Садитесь на свои места.
II. Основная часть.
«Подбери признак к растениям».
Л. – Ребята, посмотрите на доску. Какие растения вы уже знаете?
(Кактус, фиалка, герань).
Л. – Правильно! А как вы узнали, что это кактус?
(Он колючий).
Л. - Правильно! А фиалка какая?
(Цветущая).
Л. – Правильно! А есть ещё комнатные растения фикус, кливия и плющ. Давайте с Вами назовём их признаки.
Фикус (какой?) – высокий, гладкий
Герань (какая?) – мягкая, цветущая
Кактус (какой?) – колючий, зелёный
Кливия (какая?) – высокая, гладкая, цветущая
Фиалка (какая?) – низкая, мягкая, цветущая
Плющ (какой?) – низкий, вьющийся
Л. – Молодцы!
2. «Чего не стало?».
Л. – Теперь я хочу проверить насколько хорошо вы запомнили комнатные растения. По моей команде вы будете закрывать глаза, а я –убирать одно растение. Затем вы открываете глаза и рассказываете мне чего не стало.
По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает фиалку.
Л. – Чего не стало? (фиалки)
Л. – отвечаем полным предложением: «Не стало фиалки»
Игра проводится для всех растений.
Физкультминутка.
Логопед предлагает детям пройти на ковёр.
Игра «Комнатные растения»
Л. – Ребята, присядьте на корточки и представьте, что вы все маленькие растения, вы мои комнатные растения. То растение, к которому я подойду и полью из лейки, начинает подниматься, расти и тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову. (логопед поливает каждое растение и в заключении поливает сразу всех, дети поднимаются)
Л. – А теперь вы будете тянуть свои листики-руки в ту сторону, куда я скажу, но слушайте внимательно, потому что показывать я буду совсем другие действия, вам важно повторить только то движение, которое я назову, а не покажу. (Логопед путает детей, заканчивает физкультминутку).
3. «Посчитай сколько?».
Л. – Ребята, Божья коровка улетела, но оставила вам много разных растений, разбирайте. Логопед раздаёт карточки с картинками двух и пяти растений. Л. – Расскажите, у кого сколько растений? (У меня два кактуса и пять фиалок - у меня две фиалки и пять фикусов - у меня две кливии и пять гераней - у меня фикуса и пять кактусов) и т.д.
4. «Что лишнее?».
Логопед выкладывает картинки.
Л. – Ребята, а сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Рассмотрите предметы на картинке и назовите что лишнее. Картинка №1: зелёное комнатное растение, зелёный крокодил, зелёнка, красная кружка. (Лишняя кружка, потому что все предметы зелёные, а она красная).
Картинка №2. Иголка, мяч, кактус, шило. (Лишний кактус, потому что все предметы неживые, а он живой). Л. – Хорошо! А ещё есть второй ответ к этой картинке, что ещё может быть лишним? (мяч, потому что все предмет колючие, а мяч нет). Л. – Молодцы!
5. Упражнение «Божья коровка».
Логопед ставит горшок с фиалкой перед детьми и берёт Божью коровку. Л. – Ребята, посмотрите кто к нам прилетел, узнали? Кто это? (Это Божья коровка). Л. – Правильно! Божья коровка прилетела и села НА листок. А теперь где Божья коровка? (Логопед убирает Божью коровку под листок). (Под листом). Л. – вылетела откуда? (Из-под листа). Л. – улетела куда? (За горшок). Л. – вылетела откуда? (Из-за горшка). Л. – Ой, а сейчас куда села Божья коровка? (На руку) и т.д. Божья коровка летает по детям. Л. – Молодцы!
Игра «Рисуем кактус».
Логопед раздаёт заготовки кактуса без колючек. Л. – Ребята, какое растение изображено на картинке? Д. – Это кактус. Л. – Правильно! А чего не хватает кактусу на картинке? Д. – колючек Л. – Давайте все вместе хором скажем: У кактуса не хватает колючек Д. – повторяют Л. – Давайте дорисуем колючки кактусу. Дети дорисовывают кактусу колючки. Л. – вот какие красивые кактусы у нас получились!
III. Окончание занятия.
Л. – Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие? (Да!) Л. – какое комнатное растение вам больше всего понравилось? (Кактус, фиалка, плющ). Л. – Спасибо, ребята вам, вы меня очень порадовали своими ответами. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.