Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе (Антоновой С. Ю.)
Тема занятия: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях».
Цель занятия: Сформировать умение произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.
Образовательные результаты:
1. Ребёнок выполняет артикуляционные движения под счёт;
2. Определяет, что звук [с] согласный, глухой, твердый.
3. Ребёнок чётко произносит звук [С] в открытых и закрытых слогах.
4. Ребёнок чётко произносит звук [С] в словах.
5. Образует притяжательные прилагательные со звуком [с].
6. Ребенок умеет образовывать имена существительные во мн. числе.
7. Определяет позицию звука [С] в словах.
Задачи:
1. Формировать координацию артикуляционных движений под счет в процессе артикуляционной гимнастики.
2. Научить ребёнка давать характеристику звуку [с] по акустико-артикуляционным признакам.
3. Автоматизировать звук [С] в открытых и закрытых слогах.
4. Автоматизировать звук [С] в словах.
5. Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные со звуком [с].
6. Формировать умение образовывать имена существительные во мн. числе.
7. Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах.
Оборудование: шкатулка, картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.
Лингвистический материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.
са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс
сы-са-су-со ыс-ас-ус-ос
су-со-сы-са ус-ос-ыс-ас
со-су-са-сы ос-ус-ас-ыс
Сливовый, ананасовый, абрикосовый, смородиновый.
Ход занятия
1.Организационный момент
Л: -Здравствуй, Настя! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому догадайся. Послушай, загадку:
«Всех лечит вареньем и чаем,
Зарядку для всех назначает.
Энергичная болтунья,
Догадалась, кто это?»
Л: -Правильно, это Совунья. И сегодня мы с тобой будем работать со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.
2. Артикуляционная гимнастика
Л: -Но сначала давай покажем Совунье какие упражнения для язычка ты можешь делать.
«Заборчик»
Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
Удерживай такое положение под счёт до 5. Повторить 4-5 раза.
«Горка»
Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!
Удерживай такое положение под счёт до 5. Повторить 4-5 раза.
«Качели»
А сейчас качели вверх-
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт-
И никто не отстаёт.
Удерживай такое положение под счёт до 5. Повторить 4-5 раза.
«Улыбка»
Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
- Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!
Удерживай такое положение под счёт до 5. Повторить 4-5 раза.
«Часики»
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
Удерживай такое положение под счёт до 5. Повторить 4-5 раза.
«Вкусное варенье»
«Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе -
Язычок я подниму
И, остатки оближу».
Удерживай такое положение под счёт до 5. Повторить 4-5 раза.
Л: -Молодец! У тебя все отлично получилось.
Пальчиковая гимнастика
Л: -Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении.
Раз, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять-
В домик спрятались опять.
Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку».
Л: -Посмотри, как много цветов растет на полянке у Совуньи. И на них любят прилетать разноцветные бабочки. Давай подуем на бабочек.
2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Л: Мы сейчас произнесём звук [с]и понаблюдаем за артикуляцией в зеркале. Какое положение занимают губы? (Они растянуты в улыбке.) А что ты можешь сказать о зубах? (Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.) Где находится кончик языка? (Кончик языка упирается в нижние зубы.) А теперь скажите, какой звук С? (Согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета.) Приложи руку к горлышку и скажи, оно вибрирует? (Нет.) Значит, звук С какой? (Глухой.)
3. Автоматизация звука [С] в слогах.
Л: -Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.
са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс
сы-са-су-со ыс-ас-ус-ос
су-со-сы-са ус-ос-ыс-ас
со-су-са-сы ос-ус-ас-ыс
Л: -Как красиво у тебя получилось. Совунья очень довольна!
4. Автоматизация звука [С] в словах.
Л: – Посмотри, какая красивая шкатулка у Совуньи. И там очень много картинок. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [С] и назови их.
Картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.
(Ребенок выполняет задание).
5. «Заготовка на зиму».
Л: –Совунья очень любит готовить. И она решила приготовить вкусный сок из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок у нее получился?
- Сок из слив? – сливовый
- Сок из ананасов? – ананасовый
- Сок из абрикосов? – абрикосовый
- Сок из смородины? – смородиновый.
Физкультминутка.
Л: - Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе с Совуньей.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правой вверх и левой вверх,
В стороны и накрест.
Тук, тук, тук, тук,
Повернись скорей вокруг.
6. «Один-много»
Л: -Совунья любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.
Полоса- полосы
Колбаса-
Оса-
Касса-
Салют-
Сахар-
Сундук-
Сова-
Сад-
7. «Где спрятался звук [С]?»
Л: - Совунья приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, назови и определи место звука [С] в словах: в начале, в середине или в конце слова?
(лиса, собака, весы, оса, кактус, сумка, ананас, мясо, киска, миска, фикус, компас, ступеньки, санки, лестница).
14. Итог занятия.
Л: - Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
Л: -Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [С]».
Л: - Совунье очень понравилось, как ты выполняла задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.