Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических навыков в старшей логопедической группе
Оценка 4.9

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических навыков в старшей логопедической группе

Оценка 4.9
docx
29.07.2023
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических навыков в старшей логопедической группе
Весна.docx

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических навыков в старшей логопедической группе (Антоновой С. Ю.)

 

Тема занятия: «Весна». Звук [ш].

Цель занятия: Сформировать лексико-грамматических средства языка на материале лексической темы «Весна».

 

Образовательные результаты:

 

1.     Дети применяют в своей речи слова по теме «Весна».

2.     Дети совершенствовали навы­к слогового анализа слов.

3.     Дети слышат звук [ш] изолированно, в слогах и словах.

4.     Дети умеют образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

5.     Дети умеют дифференцировать звуки [c], [c’] в слова.

6.     Дети умеют отвечать на вопросы полным предложением.

 

Задачи:

1.     Расширить и активизировать словаря по теме «Весна» (весна, март, апрель, май, проталина, почки, скворечник, подснежник, ландыш, половодье, капель, ледоход, пригревает, прилетают, набухают, ярче).

2.     Закрепить навы­к слогового анализа слов.

3.     Развивать фонематическое вос­приятие звука [ш] изолированно, в слогах и словах.

4.     Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова.

5.     Формировать умение согласовывать имена существительные с прилагательным «весенний».

6.     Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением.

 

Оборудование:   

Предметные картинки по теме «Весна», мяч,

Лингвистический материал: весна, март, апрель, май, проталина, почки, скворечник, подснежник, ландыш, половодье, капель, ледоход, пригревает, прилетают, набухают, ярче.

 

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Л: - Подскажи недостающее слово:

Всё очнулось ото сна,

Всё цветёт- пришла …

(весна).

Вот цветы лежат на парте-

Дарим их девчонкам в ….

(марте).

Будит утром нас капель-

В гости к нам пришёл ….

(апрель).

Куртки тёплые снимай-

На дворе ведь месяц ….

 (май).

II. Сообщение темы занятия.

1.  «Подбери словечко».

- Скажите, о каком времени года мы сегодня будем говорить? (Весна).

- После какого времени года наступает весна? (После зимы).

Л: Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. На магнитную доску вывешиваются соответствующие картинки, подобранные логопедом. 

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Дети надевают весеннюю… (одежду).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

Это… (подснежники, ландыши).

Л: Молодцы, вы правильно подобрали слова, и у нас получилась весенняя картина

Л: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне. (Проводится д/игра «Хлопни в ладоши»).

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

 

2.  «Раздели на слоги».

Л: раздаёт картинки.

Посмотрите на свою картинку, назовите её и разделите его на слоги. Прохлопайте слово, на ударный слог топните ногой.

Сол-ныш-ко. Три слога.

 Со-суль-ка. Три слога.

Под-снеж-ник. Три слога.

 Грач. Один слог.

Л: Замечательно. Я горжусь вами!

 

3.  «Хлопни в ладоши».

Логопед убирает картинки.

Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Шура шубку надевала, Шарф и шапку потеряла.

Дети. Звук [ш].

Логопед. Давайте произнесем звук [ш] все вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук [ш].

Логопед. Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда. Как вы думаете, звук [ш] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким круж­ком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.

Дети. Он глухой.

Логопед. Твердый или мягкий?

Дети. Твердый.

Логопед. Верно. Это согласный твердый глухой звук. При­чем он всегда твердый. Вы будете хлопать, как только услышите звук [ш].

Ш, С, Ш, 3, д, ж, ш, с, т, ш.

Ша, жу, шо, су, за, ши, зо.

Санки, шарик, коса, жара, шишка, шить, стоять, широкий, пустой.

Дети слушают и хлопают в ладоши, услышав звук [ш].

Логопед. Молодцы! Вы были внимательными и не допуска­ли ошибок.

 

 

Физминутка. 

Солнышко, солнышко, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетело сто грачей («Летят» по кругу.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

Л: Отдохнули, пойдемте дальше.

 

 

4. Назови ласково (с мячом, на ковре).

Л: - Чтобы весне было у нас тепло, давайте согреем ее ласковыми словами:

 Солнце -     (солнышко),

 Капля -      (капелька),

 Ручей -       (ручеек),

 Сосулька – (сосулечка),

 Дерево -     (деревце),

 Цветок -     (цветочек),

 Трава -       (травушка),

 Туча -         (тучка),

 Лужа-         (лужица),

 Облако -    (облачко),

 Почка -      (почечка),

 Гнездо -     (гнездышко).

Л: Молодцы, вы правильно выполнили задание!

 

5.  «Скажи со словом «весенний» (с мячом).

Л: - Ребята давайте с вами немного поиграем, встаньте со стульчиков и сделайте полукруг, ко мне лицом. Я буду бросать кому-то из вас мяч и говорить слово, а вы повторяете мое слово, но со словом «весенний» и возвращаете мне мяч.

ветка – …                                дерево – …

лес – …                                   букет – …

праздник –  …                       день – …

цветы –…                              солнце – …

погода – …                            настроение – …

Л: Молодцы, ребята!

 

6. Упражнение «К нам пришла весна».

Рассмотреть с детьми картинки, на которых изображены различные

признаки весны. Предложить дать полные ответы на вопросы:

- Что такое весна? (Весна — это время года).

- Как начинает пригревать солнце?

- Что от этого происходит?

- Что происходит, когда тает много снега?

- Где снег тает быстрее на открытом месте или в лесу?

- Что появляется на земле, где растаял снег?

- Что вырастает на проталинах?

- Что набухает на ветках?

- Что происходит со льдом на реках?

- Кто просыпается после зимы?

- Кто возвращается из тёплых краёв? Почему?

- Что надевают люди?

Л: Замечательно. Я горжусь вами!

 

 

III. Итог занятия.

 

Л: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? (Задаёт вопросы детям: «Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? Оценивает работу детей)

 


 

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических навыков в старшей логопедической группе (Антоновой

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических навыков в старшей логопедической группе (Антоновой

Вот цветы лежат на парте- Дарим их девчонкам в …

Вот цветы лежат на парте- Дарим их девчонкам в …

Раздели на слоги». Л: раздаёт картинки

Раздели на слоги». Л: раздаёт картинки

Прилетело сто грачей («Летят» по кругу

Прилетело сто грачей («Летят» по кругу

Где снег тает быстрее на открытом месте или в лесу? -

Где снег тает быстрее на открытом месте или в лесу? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2023