Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических навыков в старшей логопедической группе (Антоновой С. Ю.)
Тема занятия: «Наша армия». Звуки [с], [с’], [з], [з’]
Цель занятия: Сформировать лексико-грамматических средства языка на материале лексической темы «Наша армия».
Образовательные результаты:
1. Дети умеют составлять загадки-описания о профессиях военных;
2. Дети умеют делать звуковой анализ слова;
3. Дети используют связную речь в общении;
4. Дети умеют отгадывать ребусы;
5. Дети умеют образовывать глаголы движения с приставкими.
Задачи:
1. Развивать связную речь через составление загадок-описаний о профессиях военных.
2. Развивать навык звукового анализа.
3. Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, связную речь.
4. Совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов, через отгадывание ребуса.
5. Совершенствовать умения в образовании и употреблении глаголов движения с приставками.
Оборудование: предметные картинки на тему «Наша армия».
Лингвистический материал: пограничник, танкист, капитан, Это капитан подводной лодки, Лишний продавец, потому что он не военный человек. А капитан, летчик и пограничник – военные
Ход занятия
1. Организационный момент, объявление темы занятия.
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять места около стульчиков, подходит к каждому ребенку и на ухо говорит ему название одной из военных специальностей.
Л: - Составьте загадки-описания о профессиях, которые я назвала каждому из вас. Расскажите, где работает этот человек, что делает, чем пользуется для работы, какай у него работа. Тот, кто загадает загадку, может сесть.
(Этот военный работает на подводной лодке. Его рабочее место в рубке, оттуда он отдает команды. Для работы ему нужны карты, компас, перископ. Кто это?) Это капитан подводной лодки. Правильно.
Логопед помещает на магнитную доску картинку с изображением капитана-подводника. Аналогично все дети загадывают свои загадки-описания. На доске появляются изображения летчика, пограничника, танкиста.
II. Основная часть.
2. Игра-соревнование «Угадай, кто это?»
Логопед привлекает внимание детей к картинкам, стоящим на доске.
Л: - Хотите стать участниками соревнования? Сейчас и буду загадывать вам название профессии, Тот, кто первым его отгадает, получит фишку. Победит ребенок, который наберет наибольшее количество фишек. Слушайте внимательно. Это название профессии начинается со звука [к], а заканчивается звуком [н]. Кто это?
(Это капитан).
Л: - Правильно. Получи фишку. Слушайте следующую загадку. В середине этого названия профессии есть звук [т], а заканчивается слово звуком [к]. Кто это? (Это летчик).
Л: - Верно, получи фишку. Следующая загадка вот такая. Это название профессии начинается со звука [т] и им же заканчивается. Кто это? (Это танкист).
Л: - Отлично. Вот тебе фишка. И последняя загадка. Это название профессии начинается со звука [п], а заканчивается звуком [к]. Кто это? (Это пограничник.)
Л: - Замечательно. Ты тоже получаешь фишку. Кто же набрал наибольшее количество фишек?
(Дети. Никто. У нас поровну фишек).
Л: - Значит, вы все победители. Похлопайте себе.
3. Игра «Кто лишний?» Логопед оставляет па магнитной доске картинки с изображениями капитана, летчика и пограничника, добавляет картинку с изображением продавца магазина игрушек.
Л: - Посмотрите внимательно на картинки и определите, кто здесь лишний и почему
(Лишний продавец, потому что он не военный человек. А капитан, летчик и пограничник – военные).
Логопед по очереди выставляет на доску еще три комплекта картинок, с тем чтобы могли ответить все присутствующие на занятии дети.
Подвижная игра «Капитан
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им поиграть в капитана.
Матросская шапка. Маршируют по кругу друг за другом
Веревка в руке.
Тяну я кораблик Маршируют в обратном направлении.
По быстрой реке.
И скачут лягушки Выполняют прыжки, сидя на корточках.
За мной по пятам,
И просят меня: Поднимаются, «отдают честь».
«Прокати, капитан!»
А. Барто
4. Разгадывание ребуса.
Логопед приглашает детей за стол и помещает на доску карточку с ребусом.
Л: - Посмотрите внимательно на карточку. Давайте попробуем отгадать ребус. Вы помните, что обозначают запятые после картинки?
Дети. Сколько после слова запятых, столько звуков нужно из конца слова выкинуть.
Л: - Что вы видите в начале ребуса? (Это морковь).
Л: - Сколько звуков вы уберете из конца слова? (Четыре).
Л: - Что останется? (Мор).
Л: - Что нарисовано дальше? (Это як).
Л: - Какое слово получилось? (Моряк).
5. Игровое упражнение «Разноцветная эскадрилья».
Логопед помещает на магнитную доску изображения взлетной полосы, двух облаком, радуги, леса. Берет в руки несколько разноцветных самолетиков-магнитов.
Л: - Сейчас самолеты разноцветной эскадрильи будут совершать равные действия, а вы будете рассказывать об этом.
Логопед совершает действия с игрушками, а дети их комментируют, образуя глаголы движения с приставками.
(Синий самолет взлетает в небо). (Красный самолет подлетает к облаку).
(Красный самолет залетает за облако). (Красный самолет взлетает из-за облака).
III. Окончание занятия. Оценка работы детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.