Инновационные методы в обучении инициативной устной речи на уроках английского языка
Оценка 5

Инновационные методы в обучении инициативной устной речи на уроках английского языка

Оценка 5
docx
24.01.2021
Инновационные методы в обучении инициативной устной речи на уроках английского языка
Обучение инициативной речи на уроках английского языка.docx

КГУ «Белоусовская средняя школа №1»

Меркурьева Елена Борисовна

«Инновационные методы в обучении инициативной устной речи

на уроках английского языка»

                                                    Речь-удивительно сильное средство, но

                                                  нужно много ума, чтобы пользоваться им.

                                                                                         Георг Гегель

Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя.

 Обучение устной речи – одна из самых сложных задач в процессе преподавания иностранного языка. Устная речь и особенно инициативная речь – это широкое понятие, включающее в себя основные виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, диалогическую и монологическую речь. Учащиеся, изучающие английский язык, должны владеть умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями. Инициативная речь – это такая речь, в которой учащийся показывает умение привлечь внимание собеседника, начать разговор, предложить тему, заинтересовать партнера по общению, т.е. достичь своей реальной коммуникативной цели.

Основная причина трудностей при обучении устной речи заключается в том, что языковой материал, которым человек должен овладеть, выступает совершенно в новом аспекте – им нужно владеть активно как средством общения, а не просто для узнавания и опознавания, что является задачей при рецептивном восприятии языка. Самую большую трудность представляет самостоятельное выражение мыслей и чувств средствами неродного языка. Здесь учащийся должен владеть не только синтаксико-морфологическим строем языка, но и сложной системой сочетаемости слов, которая всегда специфична и не всегда совпадает с сочетаемостью в родном языке.

При обучении устной речи познавательная активность очень важна на всех этапах обучения. Мотивировать познавательный интерес можно используя новизну информационного материала, отбор языкового материала следует осуществлять с учетом развитости учебных умений и навыков класса, а также уровня его интеллектуального развития и интересов. Учащиеся при изучении иностранного языка должны понимать, что в школе изучаются азы языка, можно научиться вести беседу, читать на изучаемые темы, но предела совершенствованию нет. Главное, потребность в говорении, выражении мысли, т.е. мотивация.

После того как материал уже понят, начинается развитие автоматизма. В этот период более эффективны одноязычные упражнения, т.е. всякого рода вопросы и ответы, пересказы, определение новых слов, попытки на этом же языке пояснять и поправлять учащихся. И здесь интересные результаты дает экспериментальная работа. Например, учащимся дается текст на родном языке с заданием сделать письменный перевод в ограниченное время, тем самым устанавливается определенный темп работы. Текст строится на пройденном языковом материале. Поскольку задачей такого письменного перевода является проверка усвоения устной речи, то орфографические ошибки не принимаются в расчет. Весьма важной, истинно коммуникативной формой работы является чтение в классе про себя какого-то нового текста, которого ни преподаватель (условно), ни другие товарищи не знали, с установкой на понимание и последующий пересказ. В этом случае аудитория получает какой-то новый материал. По нему может быть проведена интересная беседа, возникают разнообразные вопросы, при этом общение на иностранном языке перестает быть искусственным. При формировании коммуникативной компетенции нужно использовать ряд приемов как узнавание и запоминание. Учащиеся должны узнать речевую ситуацию и использовать необходимые средства речевого общения, прием аналогии, эвристики. Этот полезный прием эвристики, заключающийся в умении ученика принимать новое самостоятельное решение, формируется, если в основу положена творческая учебная деятельность. Развитие коммуникативной компетенции, происходит, когда обучение превращается в учение, т.е. развивается самостоятельная и инициативная учебная деятельность.

Обучение речи включает в себя формирование и развитие диалогической и монологической компетенции обучающихся. Существуют разные подходы к обучению говорению, из которых можно выделить 2 основных: первый метод – «сверху вниз» – развитие навыков говорения на основе шаблона. Второй метод – «снизу-вверх» – развитием навыков говорения без опоры на шаблон, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грам­матики, а также речевых структур. Данный метод часто используется на старшем этапе обучения, так как языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемым темам или проблемам у обучающихся достаточно высок. Для достижения наилучших результатов диалогической или монологической речи при использовании метода «снизу-вверх», преподаватель должен быть уверен, что: во-первых, обучающиеся имеют достаточный запас информации по заданной ситуации или теме. Во-вторых, лексико-грамматический уровень языка достаточен для успешного «разыгрывания» заданной ситуации или обсуждения определенной темы. В-третьих, обучающиеся владеют необходимым запасом средств реализации разных речевых функций. В-четвертых, у обучающихся развиты речевые умения: способы связи речевых высказываний, ком­позиция речи и т.д.

Существует определенная методика составления монологического высказывания:

1.          Cоставление модели монологического высказывания- речевой эталон, который включает вступление, основную часть и заключение. Например, “Im going to tell you about”, ''First of all”, ''Secondly”, ''To sum up”.  При составлении модели учитель учитывает личностные интересы, интеллектуальные оcобенности учащихся.

2.           Создание коммуникативно-опорной схемы. Используются вербальные речевые образцы и невербальные (рисунки, геометрические фигуры). Здесь необходимо придерживаться следующим принципам: доступности-логичности- наглядности.

Очень помогают строить различного вида высказывания речевые опоры. Это тематические карточки, содержащие глаголы, существительные, словосочетания, используемые в качестве подсказок, выражения, позволяющие строить логические высказывания as for me, I think, I consider, on my point of view, to my mind, whats more, however, to sum up etc. В результате, можно выработать алгоритм по обучению устной речи при помощи метода опорных сигналов. Использование этого метода позволяет до минимума сократить использование родного языка. Не стоит забывать, что речевое высказывание возможно при условии знания определенной лексики, грамматических структур языка, интонации и даже интеллектуального развития учащихся.

Считаю, что для развития инициативной речи на английском языке, самыми продуктивными являются использование технологии критического мышления и информационно-коммуникативные технологии. У каждого учителя есть свой набор методов и приемов. Хотелось бы рассказать о тех, которые использую в своей работе.

Упражнение «Шпаргалка».

Это упражнение используется для развития активного учебного говорения. Учащиеся составляют шпаргалку по изученной устной теме. Она должна быть минимальна по объему и максимальна по содержанию в ней информации, понятна любому, кому попадет в руки. Затем учащиеся усаживаются в круг и шпаргалки передают из рук в руки. По указанию учителя путешествие шпаргалок прекращается и ученик, на которого указал учитель, должен открыть незнакомую шпаргалку, прочитать ее содержание и пересказать учебный материал, который в ней зашифрован. Затем путешествие шпаргалок вновь продолжается.

Упражнение «Ключевое слово».

Ученики должны составить текст, в основе составления которого лежит ключевое слово. Учитель дает ключевое слово или тему. Ученики садятся в круг, тянут жребий с номерами. Начинает говорить ученик с номером 1(одно предложение). Ученик с номером 2 повторяет это предложение и добавляет свое и т.д. Это должен быть не просто набор предложений, а связный текст. Можно организовать работу как с классом, так и с группой.

На стадии «вызова», при введении новой темы использую упражнение Yes/No.

Перед введением темы задаю учащимся проблемный вопрос. Например, в 10 классе «Как вы думаете, возможно ли клонирование человека в ближайшее время?». В кабинете развешиваю таблички Yes/No/50:50. Учащиеся распределяются по группам под табличками, учитывая свое мнение. Затем они должны прокомментировать свое мнение.

Noun Poetry

Прием используется для описания человека, места, предмета. Стихотворение состоит из 5 строк. Первая: существительное (человек, место, предмет). Вторая: два прилагательных, которые описывают существительное, соединенные с помощью слов and или but. Третья: глагольная форма и наречие, чтобы показать существительное в типичном действии. Четвертая: сравнение, начинающееся со слов as или like. И пятая: фраза, выражающая желание If only… Вот простой пример.

Countryside.

Picturesque and calm.

Working hard.

As hardworking as a bee.

If only I could be a bee!

Учащиеся очень любят выполнять и защищать мини-проекты презентации. В 10 классе по теме «Virtual Reality» учащиеся представляли мобильные приложения, которыми они пользуются.

 

 

 

 

Разработка приемов стимулирования инициативного высказывания стала насущной задачей организации процесса обучения языку в школе, методики обучения иностранному языку. Желание учащегося высказаться на иностранном языке тем сильнее, чем глубже затронуты его личные эмоции, мысли, интересы. Следовательно, для развития умения говорить, участвовать в речевой деятельности, целесообразно не учащегося подтягивать к ситуации говорения, а ситуацию говорения приблизить к учащемуся. Это положение нисколько не противоречит или противопоставляется принятым в школе формам обучения языку, поскольку для того, чтобы говорить, надо сперва познакомиться, осмыслить и начать овладевать языковым материалом.

 

 

Список используемой литературы:

1.                 Слободчиков, А.А. Заремская, С.И. Развитие инициативной речи учащихся: книга для учителя / А.А. Слободчиков. – М.: Просвещение,1983.

2.                 Обучение практическому владению иностранным языком в средней школе. Учебное пособие. Отв. редактор Ковтун Л.Л. Ростов-на-Дону 1975.

3.                 Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам. Учебное пособие. Под редакцией Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Воронеж. Интерлингва. 2002.

4.                 Н.И.Дереклеева «Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе»,Москва,2005 г.


 

5.                

КГУ «Белоусовская средняя школа №1»

КГУ «Белоусовская средняя школа №1»

Весьма важной, истинно коммуникативной формой работы является чтение в классе про себя какого-то нового текста, которого ни преподаватель (условно), ни другие товарищи не знали, с…

Весьма важной, истинно коммуникативной формой работы является чтение в классе про себя какого-то нового текста, которого ни преподаватель (условно), ни другие товарищи не знали, с…

Здесь необходимо придерживаться следующим принципам : доступности-логичности- наглядности

Здесь необходимо придерживаться следующим принципам : доступности-логичности- наглядности

Прием используется для описания человека, места, предмета

Прием используется для описания человека, места, предмета

Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам

Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2021