Инновационные технологии для обучения дисциплине «Русский язык»
в рамках реализации ФГОС СПО
В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например такие, как модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов и т.д.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.
1. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендации по выполнению этих заданий. Модуль - целевой функциональный узел, в который объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.
Модульное занятие позволяет студентам работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Роль преподавателя при модульном обучении сводится к управлению работой студентов. При такой организации работы он имеет возможность общаться практически с каждым студентом, помогать слабым и поощрять сильных обучащихся. Модульно-технологическое обучение позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях студентов
Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:
· гарантированное достижение результатов обучения;
· паритетное отношение преподавателя и студентов;
· возможность работы в парах, в группах;
· возможность общения с товарищами;
· возможность выбора уровня обучения;
· возможность работы в индивидуальном темпе;
· раннее предъявление конечных результатов обучения;
· «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.
Самое важное в построении модуля – структурирование деятельности студента в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
2.ЭЛЕКТРОННО-ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Электронное - интерактивное обучение – образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (интернет и корпоративные сети).
Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все студенты оказываются вовлечены в процесс познания. Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и т.п. Для образовательных проектов актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы.
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЭЛЕКТРОННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ :
· интерактивные ресурсы и материалы, электронные библиотеки и ЭБС;
· обучающие материалы и курсы;
· обсуждения в реальном режиме времени;
· чаты и видео чаты;
· электронная почта;
· видеоконференции;
· видео консультации и программные приложения совместного использования.
ИНСТРУМЕНТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:
· веб - конференции;
· онлайн - семинар;
· вебинар.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ:
· обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения;
· сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объём самостоятельной работы;
· обучающиеся приобретают навыки владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;
· вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень достоверности;
· актуальность и оперативность получаемой информации;
· гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключиться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;
· использование таких форм, как календарь, электронные тесты позволяет обеспечить более чёткое администрирование учебного процесса.
С уверенностью можно сказать, что интерактивное обучение это основа развития познавательной компетенции.
3. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания и системы знаний, но и самого пути получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельности студента и развитие творческих способностей. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности студента. При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в том, что он давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создаёт проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения.
Итак, главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.