Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №19
Устинова Ольга Васильевна
г .Сургут
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Цель инновационных технологий –
пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
Цель: показать, как применять на практике инновационные технологии на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
передача продуктивных способов работы на уроке литературного чтения путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
рефлексия собственного профессионального мастерства.
Использование инновационных технологий в начальной школе позволяет:– проводить уроки в нетрадиционной форме;– раскрывать креативные способности учащихся;– дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;– развивать коммуникативные навыки учащихся;– обеспечивать свободный обмен мнениями;– учитывать возрастные психологические особенности школьников;– организовывать процесс обучения в форме состязания;– облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся в учебный процесс;– ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;– практически закреплять полученные знания;– формировать мотивационную сферу учащихся;– расширять кругозор детей;– формировать навык совместной деятельности.
Задачи по работе с художественным произведением:
выявлять основную мысль и находить героев произведения, воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, которые изображены автором;
давать оценку поступкам персонажей, демонстрировать отношение к героям произведения;
устанавливать важнейшие события и определять их последовательность;
придумывать название тексту, отражая в заголовке главную мысль текста;
формулировать и задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, аргументируя свои ответы примерами из текста;
6) устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
формулировать элементарные выводы, учитывая содержание текста;
уметь характеризовать персонажей;
интерпретировать текст, учитывая его жанр, структуру, язык;
распознавать отличительные признаки художественных произведений;
вести рассказ на основе сюжета известного литературного произведения;
работать в паре , группе, разрабатывая сценарии и инсценируя прочитанное произведение.
Методы работы по формированию смыслового чтения
Составление вопросов к тексту;
Составление ленты событий текста;
Восстановление/заполнение пропусков;
Развитие читательского воображения
(закончи текс словами «А что если бы…);
Перескажи текс от лица героев произведения;
Задай «Толстые и тонкие вопросы»;
Создай синквейн;
«Ромашка Блюма»
«Верные /неверные утверждения»
Виды творческих заданий
Театрализация текста , инсценирование произведения, чтение по ролям;
Составление викторин;
Составление сказочных объявлений , телеграмм;
Подбор пословиц ,которые наиболее подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста;
Дай совет герою произведения;
Предложи картинку-иллюстрацию к тексту , но не рисуя ее ,а просто опиши ,что там будет..;
Технологии продуктивного чтения
«Предположите ,о чем этот текст ,по названию….А иллюстрация подтверждает это?»
«Читаем и ведем диалог с автором : задаем вопросы ,прогнозируем ответы ,проверяем себя по тексту»
«Беседуем и уточняем позицию автора»
Использование игровых технологий
Игра «Сказочный мешок»
Игра «Темная лошадка»
Игра «Собери пословицу»
Игра «Тонкий и толстый»
Игра «Верю , не верю»
Ролевая игра “Кто я?” - ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе».
Игровая технология «Микрофон».
Игра «Живая корзинка». (Пантомима.)
Игра «Сказочный мешок»
Цели:
систематизировать теоретический материал о сказках, обобщить знания учащихся по содержанию изученных сказок, развивать умение узнавать сказки;
развивать наблюдательность, память, сообразительность, мышление, развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, внимательность, а также образную и ассоциативную память;
воспитывать любовь к истории своего народа, уважение к своей культуре.
Описание:
В мешке спрятаны предметы из сказок. Хозяин стола (капитан команды) выбирает участника (обучающегося), который должен просунуть в мешок руку, выбрать один предмет, не вынимая ощупать его, узнать и назвать из какой он сказки, потом достать из мешка.
Форма проведения игры: групповая или индивидуальная.
Игра «Темная лошадка»
Цели:
обобщить знания учащихся по содержанию изученных сказок; развивать умение выявлять сущность, особенности объектов, умение описывать объект, умение определять объект (сказочного героя) по описанию, его характерным признакам;
развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
развивать творческие способности, воображение, мышление;
развивать умение слушать и понимать других; умение работать в паре, в группах.
Описание:
В данной игре несколько этапов:
1 этап – «Выбери сказочных героев»;
2 этап – «Опиши героя»;
3 этап – «Узнай героя сказки по описанию».
Игра «Собери пословицу» Цели: систематизировать теоретический материал , обобщить знания учащихся по содержанию изученных произведений;развивать наблюдательность, память, сообразительность, мышление, внимательность, а также образную и ассоциативную память;воспитывать любовь к истории своего народа, уважение к своей культуре.Описание: по началу пословицы найти её конец). Форма проведения игры: групповая или индивидуальная
Береги нос … / много хлеба.Много снега … / что снегу нанёс.Два друга - … / в большой мороз.Спасибо, мороз, … / мороз да вьюга.
Игра «Тонкий и толстый »
Цели: обобщить знания учащихся по содержанию изученного произведения; развивать умение выявлять сущность, особенность героя, умение определять по описанию, его характерным признакам;
развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
развивать умение слушать и понимать других; умение работать в паре, в группах.
Описание:
Тонкий вопрос предполагают однозначный ответ. Толстый вопрос – это проблемный вопрос, предполагающий неоднозначный ответ.
Толстые? Тонкие?
Объясните, почему...? Кто?
Почему Вы думаете..? Что?
Почему Вы считаете ..? Когда?
В чем различие ...? Может..?
Предположите, что будет если...? Согласны ли вы..?
Что, если...? Верно ли..?
Игра «Верю, не верю»
Цели: систематизировать теоретический материал произведения, обобщить знания учащихся по содержанию изученного текста, развивать умение узнавать героев произведения;
развивать наблюдательность, память, сообразительность, мышление ,внимательность, а также образную и ассоциативную память;
воспитывать любовь к чтению, уважение к своей культуре.
Описание: предположите, о чём пойдёт речь в произведении, предлагаю несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+», если нет, то «-».
Форма проведения игры: групповая или индивидуальная Верите ли, что действие происходит в зоопарке.
Верите ли, что лев наброситься на собаку и разорвёт её.
Верите ли, что лев полюбил собаку.
Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год.
Верите ли, что собака умерла.
Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки.
В результате применения инновационных технологий на уроках литературного чтения:
значительно повышается познавательный интерес младших школьников к книге, чтению; расширяется их литературный кругозор;
каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
на уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач;
активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
развивается читательская компетенция младшего школьника.
Вывод:
Инновационные технология являются перспективной формой обучения,
так как они:
- способствуют созданию благоприятного психологического климата на уроке;
- активизируют деятельность учащихся;
повышают эффективность учебного процесса;
усиливают мотивацию и помогают сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.