Статьи подготовили воспитатели Дегтяревой Г.В., Андрюшина Г.Т.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Одной из важнейших задач в нашей группе, является привлечение родителей к активному сотрудничеству. Ведь успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь ему.
Некоторые родители, приведя ребенка в нашу группу, остаются убежденными в том, что в развитии их ребенка нет особых проблем. Чтобы больше узнать о ребенке и семье провели анкетирование. Консультируем родителей по проблемам развития их детей, обучаем доступным для их восприятия методы и приемы оказания коррекционной помощи дома в условиях семьи. Даем на дом литературу. Например: А.Е. Киртоки, Н.В. Ростова «Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития»
Используем следующие формы: коллективные (собрания, праздники), индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов), наглядные (стенды, тематические выставки, газеты). В родительском уголке помещали следующие материалы : «наши пальчики играют», «расскажи стихи руками», «игры детей с природным и бросовым материалом».
Чтобы держать родителей в курсе жизни детей в группе, отображаем на стенде тему, задачи занятия, выставляем работы детей по изодеятельности.
Родители принимали активное участие в тематических выставках: «Забавные овощата», «Золотая осень», «Веселый пешеход».
Статьи подготовили воспитатели Дегтяревой Г.В., Андрюшина Г.Т.
Внедрение в профессиональную деятельность инновационных технологий с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Категория детей с интеллектуальной недостаточностью довольно разнообразно, требует высокоорганизованного процесса воспитания и образования, особое внимание, заботу, терпение. Реализация «программы» осуществляется в процессе непосредственной деятельности ребенка (предметно – практической, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой, художественно – речевой, музыкальной). Эти виды деятельности детей, сочетаясь в разных вариантах, организую в виде занятий, в которых ведущее место занимает игра, поэтому такие занятия называют игровыми.
Занятие строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально – двигательной терапией). Форма работы определяю задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных. Так проводя с детьми познавательные занятия, включаю релаксационные упражнения. Они полезны всем детям, но особенно возбудимым, тревожным детям. Применение релаксационных упражнений оказывает благотворительное влияние на развитие двигательных навыков и на развитие нервной системы.
В использование приема релаксации придерживаемся техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Вначале проводим релаксационный настрой, затем упражнение, сопровождая текстом, вот например: «Летний день».
Дети ложатся на спину, закрыв глаза, звучит спокойная музыка, воспитатель говорит:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится,
Вдруг мы слышим: Бом-Бом-Бом
Мы гулять сейчас пойдем
Очень полезна релаксация перед сном, например: «Тишина».
Тиши, Тиши, Тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать
Ляжем тихо на кровать
И тихонько будем спать
У детей улучшается сон, упражнение снимает психоэмоционнальное напряжение.
К инновационным приемам отношу и следующий вид работы – включение ребенка в процесс взаимодействия с воспитателем с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркало, телесный контакт с ребенком с целью расслабление, успокоения ).
Формируя у детей К.Г.Н и навыки самообслуживания, использую образовательные ситуации, которые побуждают детей выражать с помощью вербальных и невербальных средств общения удовольствие от чистоты и порядка, например: «Рассматриваем себя в зеркало: умытый, причесанный, красиво одетый», «моем свои личики и ручки и показываем кукле Кате, как это надо делать»(с проговариванием потешки, которые я сочинила «Кранчик открывается, Ваня умывается, каждый пальчик будем мыть, чтобы чистыми ходить»). «Наши носовые платочки вытирают носики и прячутся в корзину».
Много внимания уделяем художественно - эстетическому развитию. Ведь у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается несформированность предметной деятельности и самых элементарных изобразительных умений.
Статьи подготовили воспитатели Дегтяревой Г.В., Андрюшина Г.Т.
Внедрение современных коррекционно – развивающих методик и форм работы.
Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, внедряем в педагогический процесс современные коррекционно – развивающие методики. За основу своей «Программы» брали методику Баряевой Л.Б. Девиз этой программы «Диагностика – развитие - коррекция». Эти три ключевых слова отражают главные взаимосвязанные друг с другом функции.
Диагностику детей проводим используя пособия А. Зорин «Содержание и оценка результатов психолого – педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» 2010 год. Результаты обследования служат основанием для определения ближайшего развития каждого ребенка, учитывая возрастные особенности ребенка, структуру, дефект и возможность ребенка. Используем в своей работе так же технологии и учебные пособия Е.А Стребелевой, Е.А Екжановой «Корекционно – развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста». Выделяем для себя специальный раздел «Социальное развитие», который подготавливает ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде. Основополагающем содержанием этого раздела является формирование сотрудничества ребенка с взрослыми и детьми. Работаем в тесном контакте с учителем – дефектологом, учителем психологом, проводим занятия параллельно: дефектолог – речевое развитие, воспитатель – ИЗО. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.