·ДОКЛАД
на заседание МЦК классных руководителей
на тему
«Инновационные технологии в системе воспитательной работы»
…Творчество есть необходимое условие существования,
и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена
хоть йота нового, обязано своим происхождением
творческому процессу человека…
Л.С. Выготский
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:
Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт обучающихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Современные технологии позволяют разнообразить формы работы со студентами, сделать их более творческими, повышают их социальную активность, придают уверенность в своих силах, способствуют более устойчивому, творческому и гармоничному развитию подростков.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Диагностирование
Целеполагание
Проектирование
Конструирование
Организационно – деятельностный компонент
Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются:
Научно обоснованные социализированные требования
Передача социального опыта
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
Социализированная оценка обучающегося
Организация творческого дела
Создание ситуации успеха
Используемые мной инновационные воспитательные технологии:
- коллективное творческое дело – студенты активно участвуют в создании презентаций. В интернете находят материал, сканируют фотографии, подбирают музыку. Таких презентаций в моей копилке уже очень много, из последних хотелось бы выделить презентацию «Международная защита прав детей», подготовленная студентами группы № 107 Чуприной Александром и Яценко Станиславом.
- информационно – коммуникативные – в направлении данной технологии снято огромное количество видеосюжетов в рамках различных Республиканских и Всероссийских конкурсов, хотелось бы выделить некоторые из них:
– участие в Республиканском конкурсе чтецов духовной поэзии на тему: «Живое слово мудрости духовной (Никифорова К.), снимали со студенткой на фоне Кафедрального собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы на квартале Гагарина г. Ровеньки;
- участие в отборочных этапах Всероссийского Чемпионата по чтению слух среди студентов «Страница 23», «Страница 24»;
- участие в Республиканской акции, приуроченной к Пушкинскому дню – 6 июня;
- участие в Республиканском конкурсе «Литературный атлас»;
-
участие во Всероссийском
конкурсе сочинений
«Без срока давности» и др.
- нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
- социальное проектирование
- организационно-деятельностные игры (ОДИ)
- технология исследовательской деятельности – это направлению в моей работе отведено очень много времени:
- участие студентов во внеклассном мероприятии «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!» Предварительно обучающимся были даны задания исследовательского характера – подготовить сообщения, подобрать видеоролики на тему Толерантности, подготовить предметы оборудования – листочки для цветка Толерантности;
- участие в уроке – исследовании на тему «Марина Цветаева. Трагичность судьбы». На начальном этапе урока студентам был поставлен вопрос «В чем трагичность судьбы Марины Цветаевой?» В конце урока, проанализировав жизненный и творческий путь поэтессы, ребята сами дали ответ на поставленный заранее вопрос;
- участие в конкурсе чтецов «Мы о войне стихами говорим», где ребята сами искали понравившиеся стихотворения на заданную тематику.
технология проектов – опять же организация исследовательской деятельности. Данная технология позволяет создать условия, в которых каждый студент может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Обучащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно. Роль проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Студенткой моей группы под моим руководством был подготовлен Исследовательский проект в рамках Республиканского конкурса презентаций «Наши великие земляки» на тему: «В.И. ДАЛЬ. ДИАПАЗОН ТВОРЧЕСТВА» Номинация «Мои земляки – моя гордость».
- технология дидактической игры
- здоровьесберегающие технологии
- личностно- ориентированные технологии
- экологообразовательные технологии
- кейс – технологии
- арт-технологии:
- Участие в Республиканском конкурсе изобразительного искусства и полиграфии «Собиратель русских пословиц», посвящённом Году В. Даля в ЛНР (по пословицам сборника Даля) (фотоколлаж);
- Участие в VI и VII Всероссийском конкурсе «Гимн России понятными словами» (слайд презентации, Шутов Д, гр.108, сертификат, Дворянкин Д., гр.107, сертификат);
- шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
- групповая проблемная работа (разработка проектов) – Участие студентов моей группы в акции «Истории про историю» (конкурс студенческих проектов о развитии системы СПО).
- диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
- диалог «педагог- воспитанник»
- тренинг общения
- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)
Ребята участвуют в различных акциях, принимают участие во всероссийских онлайн-мероприятиях: географический диктант, этнографический диктант, Всероссийское тестирование ко Дню Конституции, Диктант Победы;
- участие в Республиканской творческой акции «Письмо молодогвардейцу» Аксенчик Д., награждение в г. Луганск, грамота);
- Участие в онлайн-викторине на тему «По страницам шолоховских произведений», посвящённой 115-й годовщине со дня рождения М.А. Шолохова (сертификат),
В дальнейшем планирую:
проведение родительских собраний с использованием презентаций об успехах студентов, об их жизни в колледже. В группе есть ребята, которые активно участвуют в спортивных мероприятиях, различных конкурсах, викторинах и т.д. Накопилось много материала проведенных мероприятий.
Использование в воспитательной работе ролевых, деловых игр помогают анализировать и находить выход из проблемных ситуаций, развивают чувство общности, единства, ответственности. А также дискуссии, работа в группах, ситуативные практикумы, творческие работы обучающихся, мозговой штурм, упражнения-тренинги способствуют проведению классных часов, викторин, устных журналов в интересной, увлекательной форме.
Конечно, никогда не исчезнет изначальная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. А подросток – это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности, поэтому владение педагогами современными технологиями, способность к логическому проектированию своей деятельности, уход от стандартного набора действий, позволит всю воспитательную деятельность сделать более привлекательной для современного студента, значительно повысить ее воспитательный потенциал. Развитие и совершенствование воспитательной работы, использование и внедрение инновационных технологий было бы невозможным без серьёзной методической работы классного руководителя. Поэтому в этом направлении постоянно приходится совершенствоваться, читать литературу, покупать методические пособия и т.д.
А в основе моей педагогической работе лежат принципы уважения к личности студента, вера в его творческие силы и требовательность.
В.А. Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении».
Таким образом, использование инновационных технологий в образовательном процессе – это не просто новое веяние времени, необходимость. Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации студентов. Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей обучающихся.
Подводя итог, хочется сказать, что современные технологии позволяют разнообразить формы работы с обучающимися, сделать их более творческими. Главная задача воспитательного процесса в колледже заключается в том, чтобы организуемая в стенах колледжа деятельность способствовала более устойчивому, творческому и гармоничному развитию подростков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.