Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам
Оценка 4.6
Лекции
doc
английский язык
Взрослым
07.06.2018
Работа представляет собой статью, которая рассматривает некоторые методы работы на уроках английского языка в условиях требований ФГОС. Кейс технология в данной статье представлена подробно и рассмотрены способы ее классификации по различным принципам. Так же представлены примеры использования технологии на уроках английского языка.
Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам.doc
«Инновационные формы и технологии обучения иностранным
языкам»
Содержание.
1. Введение
2. Три аспекта педагогической технологии
o научный
o формальноописательный
o процессуально – действенный
3. Список литературы
Введение.
Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности.
Современное обучение ориентировано на развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к обучению, развитие креативных способностей личности. В то
же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции
педагога. Всевозрастающая изменчивость мира, в котором сильно ускоряется процесс
появления новых знаний и постоянно возникает потребность в новых профессиях, требует
от современного педагога готовности к постоянному обновлению и непрерывному
совершенствованию своих профессиональных умений.
В данных условиях он призван найти эффективные пути улучшения программы
обучения, а вместе с этим выделить оптимальные методы и приемы обучения. Выбор
образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в
рамках учебной дисциплины «Иностранный язык», обусловлен потребностью
сформировать у обучающихся комплекс общекультурных компетенций, необходимых для
осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях
межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на
всех его этапах.
Одним из наиболее продуктивных типов обучения является проблемное обучение,
вызывающее все больший интерес со стороны педагогов.
Три аспекта педагогической технологии
Научный
Под проблемным обучением понимается такой тип развивающего обучения, в котором
сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с
усвоением ими готовых выводов науки, а система выводов построена на принципе
проблемности и целеполагании.
Вопросами проблемного обучения занимались такие исследователи, как Бабанский
Ю.К., Кудрявцев В.Т, Махмутов М.И, Ильницкая И.А.
Суть этого метода в том, что он обеспечивает включение учеников в решение волнующей
их проблемы. А чтобы учебная проблема стала для них именно волнующей, необходимо
создать проблемную ситуацию, а именно определённое психическое состояние или интеллектуальное затруднение,
возникающее при невозможности объяснить
заинтересовавшее явление, факт, процесс с помощью известных знаний или выполнить
необходимое действие известным способом.
Проблемное обучение способствует развитию творческой познавательной деятельности
и развитию интеллекта учащихся. Проблемное обучение способствует развитию
интеллекта учащихся, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе
мировоззрения. В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от
традиционного. Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов
научного познания, но и самого пути познания, творческой деятельности. Это тип
обучения с большим развивающим потенциалом. В основе лежит личностный принцип
организации процесса обучения,
деятельности учащихся.
формальноописательный
приоритет поисковой учебнопознавательной
Проблемное обучение основывается на аналитикосинтетической деятельности
обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении.
Необходимо выделить особенности проблемного обучения.
Первая и наиболее важная особенность — это специфическая интеллектуальная
деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения
учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и
формирование логикотеоретического и интуитивного мышления.
Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение является эффективным
средством в формировании мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения
складываются черты критического, творческого, диалектического мышления.
Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и
практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с
жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном
обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил, а
главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. Основой модели является психолого
педагогическая концепция интерактивного обучения. «Интерактивность» модели
организации проблемного обучения обеспечивает эмоциональное единство как условие
успешного взаимодействия, что предполагает цели совместной деятельности и её
содержанию строиться на взаимопонимании, эмоциональном принятии друг друга и
благоприятных взаимоотношениях. Важный момент данного процесса является
постоянная обратная связь, которая обеспечивает корректировку деятельности учащихся
со стороны учителя, что дает возможность вовремя устранить ошибки в ходе решения
проблем.
Прежде чем планировать проблемное изучение темы, необходимо установить возможность
его и дидактическую целесообразность. При этом нужно учитывать специфику
содержания изучаемого материала, его сложность, характер информации.
Важно выявить уровень знаний обучаемых по изучаемой теме и их интеллектуальные
возможности, уровень их развития. В зависимости от выявленного уровня обучаемых
разрабатывается система конкретных заданий, выводящих на обнаружение противоречия
на пути движения от незнания к знанию. К таким заданиям можно отнести:
вопросы, требующие объяснить то или иное явление;
вопросы, с помощью которых педагог преднамеренно сталкивает противоречивые
суждения, мнения, оценки великих людей, ученых, самих обучаемых;
задания на сопоставления, сравнения.
«При разработке и постановке системы проблемных ситуаций именно
последовательная система проблемных ситуаций является основным условием
организации проблемного обучения. В системе проблемных ситуаций выявляется
главная доминантная ситуация и ряд вспомогательных. Формулировка основной
проблемной ситуации представляет наибольшую трудность, но именно она
обеспечивает активизацию познавательной деятельности обучаемых, делает процесс познания более целенаправленным и осмысленным.» И.А.
Ильницкая
Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение
учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов
самостоятельных работ учащихся.
Пятая особенность состоит в динамичности проблемного обучения. Эта особенность
обусловлена динамичностью самой проблемы, в основе которой всегда лежит
противоречие, присущее любому явлению, факту действительности .
Таким образом, проблемное обучение – это тип развивающего обучения,
подразумевающий самостоятельный поиск решений поставленной проблемы на основе
нового или ранее усвоенного материала, а также имеющий ряд особенностей,
обуславливающих актуальность его применения.
Одним из инновационных и малоизученных способов организации проблемного обучения
является кейстехнология (Case Study) или метод конкретных ситуаций (от англ. case
случай, ситуация) это метод активного проблемноситуационного анализа, основанный
на обучении путем решения конкретных задач ситуаций (решение кейсов). В основе
метода ««case study» лежат принципы проблемноориентированного обучения.
Суть этого метода заключается в том, что группа учащихся, проанализировав конкретную
ситуацию, должна предложить решения поставленной проблемы fи выработать алгоритмы
дальнейшего развития.
Существуют две классические школы «case study»Гарвардская (американская) и
Манчестерская (европейская). В рамках первого подхода использование метода «case
study» нацелено на обучение поиску единственно правильного решения. Второй подход
направлен на поиск многовариативного решения проблемы.
Существует широкий круг задач и возможностей кейсового метода:
приобретение новых знаний и развитие общих представлений; развитие у учащихся самостоятельного критического и стратегического мышления,
умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано
высказать свою;
приобретение навыков анализа сложных и неструктурированных проблем; развитие
здравого смысла, чувства ответственности за принятое решение, умения общаться;
приобретение навыков разработки действий и их осуществления; возможность
работать в команде;
возможность находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Для успешной работы с кейсами ученикам необходим определённый запас знаний,
достаточно высокий общий уровень владения английским языком и сформированные
коммуникативные навыки. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом
обучения, кейстехнология не является универсальным и применяется особенно успешно
только в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам, т.к. сам по себе
не закладывает обязательного нормативного знания языка.
Итак, кейстехнология способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать
альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Если
в течение учебного года такой метод применяется неоднократно, то у учащихся
вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом
случае могут быть выделены следующие типы кейсов:
обучающие анализу и оценке;
обучающие решению проблем и принятию решений;
иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом. Также классификация кейсов может производиться по структуре. Здесь различают:
Структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное изложение
ситуации с конкретными цифрами и данными.
Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой
материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и
скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы
в определенной области.
«Маленькие наброски» (short vignetts), содержащие от одной до десяти страниц
текста и однудве страницы приложений, которые знакомят только с ключевыми
понятиями, где при анализе необходимо использовать собственные знания.
Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень
короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса дает возможность
увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно,
сколько креативных идей он может выдать за отведенное время. Если проходит
групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и
использовать на практике.
Следующим критерием классификации может являться размер кейсов. При этом
различают:
Полные кейсы (в среднем 2025 страниц) предназначены для командной работы в
течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление .
Сжатые кейсы (35 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии
и подразумевают общую дискуссию
Миникейсы (12 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в
классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой
на занятии. процессуально – действенный
Чтобы создать кейс, учителю необходимо следовать определённой структуре построения
кейса, которая включает в себя следующие этапы:
Определение дидактических целей кейса. Выделение разделатемы, которому посвящен
кейс, формулирование целей, задач.
Выявление проблемной ситуации.
Построение кейса, основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
Определение ситуации, ее соответствия с реальной жизнью ;
Выбор типа кейса.
Написание текста кейса, дополнительных заданий к нему.
Внедрение кейса в практику обучения, его использование на уроке.
В соответствии с приведенным алгоритмом, в рамках раздела учебника “Keep fit and
Healthy” был разработан кейс “We are the champions” . Кейсы содержит проблемы
внешнего вида, здорового образа жизни, правильного питания, профилактики и лечения
заболеваний, поддержания здоровья. Учащиеся часто обеспокоены своим внешним видом,
оценкой со стороны окружающих, конкуренцией среди сверстников, эти факторы
обеспечивают актуальность темы, выбранной для создания кейсов. Кейсы разработаны с
учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, отвечают их интересам,
что также обуславливает актуальность их использования. Разработанные кейсы могут
быть использованы как в течение изучения темы, так и в качестве заключительного урока
по ней.
При создании кейса учитывался принцип дифференциации, поэтому он содержит
несколько проблем, различных по уровню сложности. Одна из проблем предполагает
самостоятельный поиск решения проблемы, используя дополнительные источники
информации, содержащие большой по объему текстовый материал, и рассчитана на
группу учащихся с высоким уровнем подготовки. Ученикам со средним уровнем
подготовки предлагается решить проблему, используя видеоматериал из интренет
источников, предоставленный учителем. Учащимся с более низким уровнем подготовки предлагается проблема, непосредственное решение которой находится в одной из тем
учебника. Данный кейс предполагает, что ученики владеют лексикой по теме правильного
питания, способов борьбы с простудными заболеваниями из раздела “Keep fit and
healthy” , они познакомились с этой лексикой на предыдущих уроках и могут успешно
использовать ее при работе с кейсами.
Ученикам предлагается список новых лексических единиц в качестве раздаточных
материалов, нужных для решения некоторых проблемных ситуаций в кейсе «We are the
champions»
В качестве опоры для высказывания аргументированного мнения по проблеме ученикам
также предоставляется список необходимых фраз. Среди них:
• Фразы для выражения персональной точки зрения.
• I believe that … (Я считаю, что …)
• In my experience… (По моему опыту …)
• In my opinion… (По моему мнению …)
• Personally, I think… (Лично я думаю, …)
• Фразы для выражения согласия с мнением других.
• Of course! (Конечно!)
• You're absolutely right. (Вы совершенно правы.)
• Yes, I agree. (Да, я согласен.)
• I think so too. (Я тоже так думаю.)
• That's true. (Это правда.)
• Фразы для выражения несогласия с чужим мнением.
• I don't agree with you. (Я с Вами …согласен.) • However… (Тем не менее / Все же …)
• I'm sorry to disagree with you, but… (Извини, что не согласен с Вами, но…)
• Фразы для приведения аргументов.
• On the one hand… on the other hand… (C одной стороны… / С другой стороны…)
• Firstly… / Secondly… ( В первую/вторую очередь…)
• Фразы для заключения.
• Summing up…( Подводя итог…)
• In conclusion … (В заключение…)
Кейс «We are the champions» учебная ситуация, обучающая решению проблемы и
принятию решения. Это структурированный миникейс.
Среди предметных результатаов разработанных кейсов можно выделить: умение читать
англоязычный текст, используя различные техники, умение воспринимать аутентичные
аудиозаписи с целью извлечения конкретной информации, аргументировано высказывать
свою точку зрения по проблеме, умение вести дискуссию на английском языке.
Метапредметными результатами данных кейсов являются: формирование у учащихся
умения мыслить критически и стратегически, умения вырабатывать алгоритм действий,
умения нести ответственность за принятое решение, умение работать в группе, умение
общаться, уважать чужое мнение.
Кейс «We are the champions»
В данном кейсе содержатся три проблемы: как подготовить свой организм к спортивным
соревнованиям, как бороться с лишним весом и как предолоеть вирусное заболевание.
Работа с кейсом предполагает несколько этапов:
1. Организационный момент. Знакомство с темой. Учитель представляет тему урока.
2. Представление кейса. Учащиеся читают текст и знакомятся с ситуацией. The Perm Ministry of Education is going to organize a sport competition between the schools of
our city. Your school has decided to take part in it. Your class is supposed to be responsible for
the participation in this competition. Your headmaster of the school said: “It’s necessary to win;
otherwise the school will lose its reputation”. You have to be prepared for the competition
physically and mentally. There are 20 pupils in the class. All of you have different abilities to
do sport: 7 pupils of your class are fond of sport, 8 pupils of your class are overweight, 5 pupils
of the class are often ill. The competition will take place next week. You have limited time to
prepare for it.
Учитель фронтально спрашивает, какие возможные проблемы ученики нашли в тексте,
записывает их на доску. Далее распределяет учеников по группам, учитывая уровень их
подготовки, и предлагает каждой из групп решить ту или иную проблему.
3. Работа в группах. Каждой группе предлагается найти решение предложенных проблем и
представить их в виде таблиц с устными комментариями.
Решая проблему по подготовке организма к спортивным соревнованиям, учащимся
предлагается интернетисточник, содержащий текстовый материал, а также таблицы в
качестве примеров:
https://www.cdc.gov/physicalactivity/basics/children/index.htm
физических нагрузок для подростков
описание количества
Для решения проблемы лишнего веса, учащимся предлагается видеоматериалы о
правильном питании подростков и последствиях неправильного питания, список новых
лексических единиц:
https://www.youtube.com/watch?v=d6FvjNUElBs
https://https://www.youtube.com/watch?v=7FWhXM_wpDc
Для поиска решения проблемы, связанной с простудой и способов ее профилактики
учащимся предалагается тема одного из разделов учебника «If you have flu, you should…» 4. Представление результатов работы в группе. Все группы представляют свои варианты
решения проблем. После каждой презентации работы происходит обсуждение принятых
решений.
5. Подведение итогов. Этап рефлексии.
Список литературы и интернет ресурсов.
1. Аверьянова С. В. О зарубежном опыте формирования умений делового общения (прием
«casestudy») // Лингводидактические аспекты обучения профессиональному общению.
М.: РЕМА, 2006. С. 23.
2. Дубинина Г. А. Технология применения кейсанализа в процессе обучения
иностранному языку // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам. М.:
Рема, 2010. С. 20.
3. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение, как средство повышения эффективности
обучения школьников, 2е изд. – Ростов на Дону Наука, 2003. 89 с.
4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание,
1999. 80 с.
5. Кузнецов И. Н. Настольная книга практикующего педагога: учеб. пособие. М.:
ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008. 2527 с.
6. Воронов И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе посредством кейс
метода. М., «Просвещение»,2006. – 256 с. 7. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. М.:
Русский язык, 1999. – С. 36.
8. Людмилов В.В. Проблемное обучение. М.: Знание, 2000. – 180 с.
9. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. М.: Казань, 1999. – 551 с.
10. Ильницкая И.А. Проблемные задания как приём обучения иностранному языку –
Минск, 1994. – 40 с.
11. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А. А.
Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. С. 18, 4246.
12. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В.
Бордовской. 2е изде, стер. М.: КНОРУС, 2011. С. 32.
https://www.naturalsciences.ru/ru/article/view?id=34266
http
_ political
04.
_ program
english
:// study
. info
/ work
php
# ixzz
5 D 79 uvV
00
Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам
Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам
Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам
Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам
Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам
Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам
Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам
Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам
Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам
Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам
Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам
Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам
Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.